Как быстро и лучше запоминать прочитанное

Время чтения: 4 мин. 35 сек
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Как научиться запоминать прочитанное? Почему мы забываем то, что прочли?
  2. Как же читать и запоминать прочитанное
  3. Как научиться понимать прочитанный текст с первых минут
  4. Методы  запоминания  различных текстов

Современный человек буквально опутан паутиной информации. Ретрограды сетуют, что люди стали меньше читать, но это не так. Количество потребляемой информации существенно выросло – от постов в инстаграм до книг по искусству. Это сложно и для взрослого человека, но что же делать ребёнку? В этом потоке информации легко запутаться, его память может давать «сбои». В итоге дети забывают прочитанный или рассказанный им материал. Так как же быстро и лучше запоминать прочитанное?

Как научиться запоминать прочитанное? Почему мы забываем то, что прочли?

Перед тем как погрузиться в технику запоминания прочитанного и понять, сколько нужно прочитать, чтобы запомнить, узнаем, как работает этот механизм в нашем головном мозге.

Согласно исследованию выдающегося немецкого психолога Германа Эббингауза через час после того, как мы что-то прочитали, мы забываем около половины прочитанного. Причина этого проста: наша память не безгранична, мозг удаляет “старую” информацию, освобождая место для новой.

Через месяц большинство людей забывают до 80% информации. Это вполне естественный процесс, обусловленный самой природой, поскольку запоминание массива информации может привести к психическим проблемам.

Как же читать и запоминать прочитанное?

Как же читать и запоминать прочитанное?

Для начала нужно фильтровать знания, которые получает ребенок. При выборе того, что ему прочесть, следует придерживаться нескольких простых, но важных правил:

  1. Выбирайте лишь те книги или статьи, которые будут не только полезны, но и интересны. Исходите в том числе из собственных предпочтений, но не забывайте про увлечения чада. Если после того, как вы 5 минут читали какой-то текст и вы видите, как ребенка неминуемо сковывает сон, эта книга не для него.
  2. Не поддавайтесь обаянию издательской рекламы и не покупайте распиаренный новомодный бестселлер, поскольку он может быть не интересен. Такого же подхода лучше придерживаться при выборе кино или музыки, но это, как говорится, совсем другая история.
  3. По возможности приобретайте книгу, в которой минимальное количество заимствований. Так вы получите оригинальный опыт, а не пережеванную несколько раз «жвачку» массовой культуры. Это, кстати, поможет защитить ребенка от ложной информации.

Сколько раз прочитать текст, чтобы запомнить? Достаточно и одного! Но только обязательно вникайте в суть и будьте погружены в чтение. Когда вы читаете вместе со школьником, то можете вместе пересказывать отдельные главы или даже устраивать семейные дискуссии.

Как научиться понимать прочитанный текст с первых минут

Нижеописанные методы помогут решить эту проблему раз и навсегда. Сначала попробуйте сами, а потом расскажите об этом и своему ребенку.

Начните с простых шагов. Сперва прочтите заголовки и подзаголовки нужного вам текста. Бегло просмотрите вводный абзац. Если в документе есть графики, иллюстрации, обратите внимание на них. Бегло ознакомьтесь с заключением. Так вы, как читатель, получите первое представление о содержании, которое предстоит охватить.

Переходим к следующей части нашего плана. Каждому подзаголовку следует задать вопрос. В качестве примера: если вы читаете подзаголовок «Лучшие браузеры для интернета», задаем вопрос, что отличает хороший браузер от отличного. После него акцентируем внимание на тех частях текста, где говорится именно о достоинствах и недостатках браузера.

Кроме того, можно воспользоваться специальной техникой чтения:

Во-первых, следует выбрать не больше 4 страниц текста, которые вы решили прочесть. Как правило, это может быть одна из глав, тем или параграфов.

Во-вторых, задайте себе вопрос, ответ на который можно найти в выбранном для чтения тексте. Это также поможет структурировать информацию о прочитанном.

В-третьих, можно выделить ключевые слова в тексте, чтобы выделить главное, что послужит в качестве основы для чтения следующих текстов книги. Если не получается по памяти воспроизвести прочитанное, следует вернуться к тексту до тех пор, пока не сможете его пересказать.

Чтобы легко запоминать текст с первого раза, его обязательно нужно понимать!

Методы быстрого запоминания текста

Методы быстрого запоминания текста

Перейдем непосредственно к методикам запоминания различных текстов.

Метод фонетических ассоциаций

Практически в любом языке можно найти похожие по произношению слова, но с разным значением. Их можно соотнести с тем языком, на котором мы читаем книгу, и делать ассоциации со словами.

Не менее эффективен метод создания образов. Он заключается в том, что из прочитанной информации можно придумать историю. Для этого берем наиболее важные слова из текста и составляем по ним рассказ.

Метод Цицерона

Если вам не подходят вышеназванные методы, воспользуйтесь методом Цицерона. Смысл его в том, чтобы разделить изучаемый материал на смысловые части, а затем каждую часть присвоить какому-либо окружающему предмету (столу, стулу, компьютеру, шкафу). При этом необходимо запоминать последовательность расположения вещей. Передвигаясь от одного предмета к другому, мы начинаем воспроизводить по памяти изученную информацию.

Метод «вешалки»

Еще один интересный способ.Для его воплощения с каждой цифрой соотносим какое-нибудь слово. Вместо цифр мы должны создать образы в голове, связывая это в какую-то историю.

Некоторые люди для запоминания текста используют диктофон, на него записывают всю информация, которую надо выучить. Затем ее можно прослушать, когда удобно.

Наконец, после прочтения текста могут возникнуть вопросы, связанные с его пониманием. Их лучше записать где-нибудь, но чтобы они были под рукой во время чтения. Кроме того, в тексте могут встречаться непонятные для нас термины, которые необходимо уточнить. Попробуйте найти им определение. Это поможет понять, о чем говорится в тексте.

Еще один важный момент. Для эффективного восприятия сложных текстов следует сформулировать наиболее значимые идеи каждого абзаца в форме вопросов и зарисовать к ним схемы. Это можно сделать в виде тестов и ответов к ним. В итоге должен получиться небольшой конспект.

Такой метод эффективен, если вы разбираете текст группой, например, готовитесь к экзамену. В этом случае можно обменяться вопросами для более детального понимания изучаемого текста.

Повторение

Следующее правило касается повторения. Нужно ответить на поставленные нами вопросы и дать комментарий к схемам, при этом не забывать проверять каждый данный ответ с информацией из учебника. Через 20 минут мы можем не вспомнить часть пройденного, а через день забывается уже треть информации. Поэтому разработанный мини-тест всегда поможет вспомнить, что мы прочитали.

Главное правило для запоминания во время чтения текста – это составление заметок. Если книга принадлежит вам лично, можно их записывать на ее полях в виде комментариев, заголовков и т.п. Подберите наиболее комфортный для вас способ.

Метод Ньютона

Исаак Ньютон был великим ученым, изучавшим множество трудов и размышлявшим над их основными положениями. Именно частое и упорное чтение книг помогло ему сделать открытие. Для лучшего запоминания сложнейших текстов он загибал углы тех страниц, в которых находил наиболее важные мысли. Однажды Руперт Бейкер, управляющий библиотекой Лондонского королевского общества, часто посещаемой Ньютоном, решил подробнее разузнать о системе, разработанной ученым для запоминания книг. Он выявил, что каждый загнутый угол в книге свидетельствует о слове, фразе или предложении. Помимо этого Ньютон не пренебрегал делать заметки в книге, которые выливались в целые рассуждения.

Также он составлял индексы и указатели на страницах книги, чаще всего алфавитные или тематические. Затем перечислял номера страниц, где встречалось выделенное слово. Конечно, этот метод подойдет вам в случае, если книга лично ваша и вы будете в дальнейшем пользоваться сделанными записями.

Интервальное повторение

Замечено, что чаще всего мы забываем прочитанное не во время чтения, а после. Что же делать, чтобы запоминать текст с первого раза? Есть метод, позволяющий запомнить прочитанный текст надолго, – интервальное повторение. Суть в том, что оно помогает освежить прочитанный нами ранее материал в памяти. Это происходит следующим образом. При изучении нового клетки мозга способны соединяться друг с другом, а при использовании того, что мы изучили, в мозге, в области нейронов, происходит сигнал. Частое вспоминание информации делает связь между клетками мозга более крепкой. Если мы не пользуемся полученной ранее информацией, эта связь начинает ослабевать, мы забываем об изученном.

Следовательно, необходимо придерживаться следующих шагов:

  1. повторить материал сразу после прочтения текста;
  2. затем сделать это спустя три часа;
  3. если есть свободное время, об изученном материале можно рассказать близким или друзьям. Это позволит закрепить то, что усвоили;
  4. на следующий день снова повторить материал;
  5. повторить снова через два дня, через неделю, удваивая интервал.

Делать это необходимо до тех пор, пока не будете способны повторить материал один раз в два месяца.

Предлагаем еще один совет. Он очень удобен, когда мы пытаемся вспомнить прочитанный текст в дороге или при повседневных делах. Это метод индексных (или флеш-) карточек. Карточки заполняются с двух сторон. На одной из них нужно составить как можно более конкретный вопрос, понятие или схему, а на другой дополнить недостающую информацию, взятую из текста. Сами карточки можете сортировать, как вам удобно, для повторения.

Дети ежедневно получают массу информации: от родителей, друзей, учителей. На её обработку уходит масса времени, а на запоминание требуется много сил. Но если подобрать метод, который подойдёт именно вашему ребёнку, то он будет не только лучше учиться, но и с удовольствием всесторонне развиваться.

В ЧОУ “Онлайн гимназии №1” все педагоги учитывают индивидуальные особенности ребёнка. Они, совместно с родителями и куратором, помогают ребёнку подобрать наиболее подходящий способ запоминать прочитанное с первого раза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Gimnaziya№1
Как успешно пройти итоговое собеседование на ОГЭ?

Эффективные и рабочие советы для девятиклассников дали учителя русского языка и литературы Онлайн Гимназии №1.

Gimnaziya№1
20 разминок для старшеклассников

В статье мы расскажем про 20 способов разминок для старшеклассников, которые помогут взбодриться до окончания учебного дня.

Gimnaziya№1
Куда можно поступить с обществознанием, русским и математикой

В статье мы разберемся куда можно поступить с итоговыми оценками по набору “Обществознание + Русский язык + Математика”. А также сообщим какие специальности предлагают вузы.

Gimnaziya№1
ГТО для школьников: зачем сдавать в школе, нормативы, где получить значок

В статье рассказываем: что такое комплекс ГТО — «Готов к труду и обороне». Какие нормативы в него входят. Для чего сдавать ГТО школьникам. Где и как сдать ГТО.

Gimnaziya№1
Зачем получать высшее образование: что говорит статистика

В статье, мы разберем вопросы: зачем получать высшее образование, какие возможности оно дает, возможна ли жизнь без образования?

Это надо знать выпускнику: 6 важных изменений в ЕГЭ с 2023 года
Это надо знать выпускнику: 6 важных изменений в ЕГЭ с 2023 года

В статье, мы расскажем, какие изменения грядут в ЕГЭ с 2023 года, как будут проверяться результаты и что измениться в порядке подачи заявлений на прохождение испытаний в форме ЕГЭ.

вверх