Top.Mail.Ru

Аргументы по авторам для ЕГЭ: справочник с примерами

Время чтения: 7 мин. 45 сек
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Записаться

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Зачем нужны аргументы по авторам в сочинении ЕГЭ
  2. Как правильно подбирать аргументы: структура и логика
  3. Универсальные авторы и их произведения
  4. Как использовать аргумент в структуре сочинения
  5. Ошибки при использовании аргументов
  6. FAQ

Важной частью сочинения на ЕГЭ по русскому языку всегда были аргументы на основе литературных произведений. Получить высокий балл выпускник может, если не только грамотно изложить мысли, но и убедительно доказать свою позицию, опираясь на цитаты и мысли персонажей романов и повестей из школьной программы. Правильно подобранные аргументы по авторам произведений помогают показать глубину анализа и понимания литературы, умение связывать текст с обозначенной во введении проблемой.

Выкладываем структурированный гайд по выбору и использованию аргументов для школьников. Разберем, почему они важны, как их правильно подбирать и включать в сочинение, а также приведем примеры аргументов по ключевым авторам.

Зачем нужны аргументы по авторам в сочинении ЕГЭ

Аргументы по литературе выполняют несколько функций:

  1. Доказывают позицию. Без примеров из текстов рассуждение остается субъективным.
  2. Показывают эрудицию. Экзаменатор видит, что школьник знаком с классикой и умеет ее анализировать.
  3. Помогают выстроить логическую структуру. Аргументы служат “мостиками” между тезисом и выводом, делают рассуждение последовательным и стройным.
  4. Увеличивают объем. Грамотно введенный аргумент добавляет 3–5 предложений, помогая достичь требуемого порога.
  5. Повышают баллы по критериям. Критерий К2 (“Комментарий к проблеме исходного текста”) напрямую требует примеров-иллюстраций, а К4 (“Фактическая точность речи”) проверяет корректность ссылок на тексты.

За сочинение по ЕГЭ без аргументов ставят низкие баллы даже при хорошей логике и отсутствии ошибок по русскому языку.

Синонимы слова “аргумент”: довод, резон, основание, обоснование, суждение, тезис, доказательство.

Как правильно подбирать аргументы: структура и логика

Как правильно подбирать аргументы

Разберем пошаговый алгоритм того, как подбирать аргументы по темам.

Шаг 1. Определите тему. Выделите ключевое понятие (совесть, доброта, выбор, ответственность и т. п.). Определите свою позицию по проблеме исходного текста.

Задайте себе вопросы:

  • В чем суть проблемы, которую поднимает автор?
  • Согласны ли вы с его точкой зрения? Почему?
  • Как бы вы кратко сформулировали свой ответ на вопрос текста?

Шаг 2. Вспомните произведения, где эта тема раскрывается.

Учитывайте:

  • тематическое соответствие – какая поднимается проблема: чести, милосердия, выбора и т. п.;
  • знание текста – берите произведения, которые хорошо помните: имена героев, ключевые эпизоды, детали;
  • универсальность – некоторые тексты подходят для разных тем, например, “Капитанская дочка” рассказывает о чести, милосердии, ответственности.

Шаг 3. Выберите эпизод и сформулируйте аргумент, который связан с проблемой и точно иллюстрирует вашу мысль. Кратко опишите ситуацию и сделайте микровывод.

Шаг 4. Структурируйте суждение. Каждый аргумент должен включать три элемента: ссылку на источник (автор + название), конкретный пример (2–4 предложения о ключевом эпизоде или поступке героя), микровывод (1–2 предложения, связывающие пример с вашим тезисом).

Шаг 5. Проверьте логику связи. Убедитесь, что довод прямо иллюстрирует вашу позицию, вы не пересказываете весь сюжет, микровывод не повторяет тезис дословно, а конкретизирует его на примере, вы не исказили факты: имена, события, детали.

Шаг 6. Подберите второе обоснование. Для усиления позиции можно привести еще пример из другого произведения или эпохи. Он покажет широту кругозора.

Универсальные авторы и их произведения

В сочинении для ЕГЭ вы можете использовать примеры из фильмов и жизненного опыта, но все же мы рекомендуем изучить универсальные готовые аргументы по авторам: Пушкину, Толстому и другим классикам. Так вы снизите риск ошибок и путаницы в логике из-за волнения или спешки. Тем более что в литературе можно найти объяснения по любым проблемам – аргументы для темы доброта или совесть есть у Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание»), Л.Н. Толстого («Война и мир»).

Мы подобрали краткие аргументы по авторам ЕГЭ. Изучите их и на экзамене вам будет проще выбирать примеры. В процессе работы над сочинением сможете раскрыть проблему шире.

А.С. Пушкин

“Капитанская дочка” (честь, долг, милосердие). Пример: Гринев сохраняет верность присяге, даже когда его жизнь под угрозой. Это доказывает: нравственные принципы важнее личной безопасности.

“Евгений Онегин” (ответственность за выбор, одиночество, любовь). Пример: Татьяна, несмотря на чувства к Онегину, остается верной мужу. Ее поступок говорит о том, что зрелость – в умении держать слово.

М.Ю. Лермонтов

“Герой нашего времени” (эгоизм, поиск смысла, ответственность за судьбы других). Пример: Печорин, играя чувствами Мери и Бэлы, разрушает их жизни. Пример по произведению М.Ю. Лермонтова показывает, как безответственность ведет к трагедии.

“Мцыри” (свобода, борьба за идеал, одиночество). Пример: Мцыри бежит из монастыря, чтобы ощутить вкус свободы. Его гибель не отменяет ценности попытки: человек не может жить без мечты.

Л.Н. Толстой

“Война и мир” (милосердие, семья, духовный рост). Пример: Наташа Ростова ухаживает за раненым князем Андреем. Ее сострадание – антипод эгоизму, разрушающему души.

“После бала” (двуличие, совесть, влияние среды). Пример: Сцена наказания солдата в сочинении Л.Н. Толстого “После бала” ломает мировоззрение героя. Это показывает, как один поступок может изменить всю жизнь.

Ф.М. Достоевский

“Преступление и наказание” (совесть, раскаяние, цена преступления). Пример: Раскольников, убив старуху‑процентщицу, мучается от угрызений совести. Его путь к покаянию доказывает: зло не остается безнаказанным.

“Идиот” (доброта как сила, наивность и жестокость мира). Пример: Князь Мышкин, несмотря на доброту, не может спасти Настасью Филипповну. Это ставит вопрос: достаточно ли одной доброты для борьбы со злом?

А.П. Чехов

“Человек в футляре” (страх перед жизнью, консерватизм, одиночество). Пример: Беликов боится всего нового, живет по шаблонам. Его смерть – символ гибели души, запертой в “футляре”.

“Хамелеон” (притворство, чинопочитание, двуличие). Пример: в рассказе “Хамелеон” Очумелов много раз меняет свое мнение о происшествии с собакой, которая укусила золотых дел мастера Хрюкина. Довод из произведения А.П. Чехова показывает механику лицемерия через название рассказа, высказывания и поведение героя.

А.И. Куприн

“Чудесный доктор” (милосердие, чудо в обыденности). Пример: Доктор Пирогов помогает семье Мерцаловых, не требуя благодарности. Это напоминает о том, что доброта способна спасти даже в безнадежной ситуации.

“Гранатовый браслет” (любовь как жертва, одиночество). Пример: Желтков любит Веру бескорыстно, его смерть становится ее прозрением. Это показывает, что истинная любовь не требует взаимности.

А.И. Солженицын

“Матренин двор” (праведничество, жертвенность, духовная сила). Пример: Матрена живет для других, не ожидая награды. Ее судьба – гимн незаметному подвигу простых людей.

“Один день Ивана Денисовича” (достоинство в нечеловеческих условиях). Пример: Шухов сохраняет внутреннюю свободу, несмотря на пребывание в лагере. Это доказывает, что дух сильнее системы.

Б.Л. Пастернак

“Доктор Живаго” (судьба личности в истории, любовь, творчество). Пример: Юрий Живаго, несмотря на хаос революции, остается человеком. Его стихи свидетельствуют о том, что искусство помогает сохранить душу.

В. Распутин

“Уроки французского” (милосердие учителя, бедность, взросление). Пример: Лидия Михайловна помогает голодному ученику, рискуя репутацией. Это показывает, как доброта требует смелости.

“Прощание с Матерой” (утрата корней, конфликт поколений). Пример: Старухи Матеры не хотят покидать родные места. Их боль напоминает о том, что прогресс не должен уничтожать память.

А.И. Приставкин

“Ночевала тучка золотая” (война и дети, милосердие, вина). Пример: Братья Кузьмины, потеряв семью, находят приют у чужих людей. Это подчеркивает, что даже в аду войны есть место человечности.

Как использовать аргумент в структуре сочинения

Как использовать аргумент в структуре сочинения

Используйте его в основной части сочинения ЕГЭ для обоснования вашей позиции по проблеме, обозначенной во введении. Структура текста включает тезис, доказательство и микровывод, который связывает пример с тезисом.

Вот как в ЕГЭ по русскому языку лучше прописывать аргументы:

  1. Использовать связку-переход от тезиса к примеру.
  2. Приводить пример – конкретный эпизод, цитату, ситуацию из произведения.
  3. Подкреплять микровыводом, показывать, как пример доказывает текст.

Эти три пункта нужно писать в одном абзаце, поскольку все они посвящены одной мысли.

Покажем на примере сочинения на тему: “Что такое настоящая дружба?” и аргумента по автору И.А. Гончарову.

  1. Тезис (во вступлении):
    Настоящая дружба проявляется в поступках, а не в словах.
  2. Аргумент (основной абзац):
  • Связка‑переход:
    Обратимся к роману И.А. Гончарова “Обломов”.
  • Пример:
    Андрей Штольц неизменно заботится об Илье Обломове: помогает решать хозяйственные вопросы, пытается вывести его из апатии, берет на себя заботы о сыне Обломова после его смерти. Даже когда Обломов отказывается меняться, Штольц не отворачивается от друга, а продолжает поддерживать его.
  • Микровывод:
    Таким образом, Штольц демонстрирует верность и ответственность. Именно эти качества превращают симпатию в настоящую дружбу. Его поступки доказывают, что дружба – это не красивые фразы, а ежедневная готовность быть рядом и помогать.

В работе над текстом вам поможет не только знание универсальных аргументов ЕГЭ, но и использование шаблонов для связок-переходов и микровыводов:

Шаблоны связок-переходов Шаблоны микровыводов
  • Обратимся к произведению…
  • Пример, подтверждающий эту мысль, находим в…
  • Еще один пример [понятия] видим в…
  • Подобную ситуацию описывает…
  • В качестве аргумента можно привести эпизод из…
  • Эта идея ярко раскрыта в…
  • Этот эпизод показывает, что…
  • Таким образом, герой демонстрирует…
  • Следовательно, можно сделать вывод:…
  • Очевидно, что…
  • Это доказывает:…
  • Пример убеждает нас в том, что…

Ошибки при использовании аргументов

Неточность. Искажение имен, дат, событий (“В основе романа Шолохова “Тихий Дон” лежит восстание декабристов”).

Шаблонность. Использование общих фраз без привязки к теме (“В романе “Война и мир” много героев”).

Избыточность. Длинный пересказ сюжета вместо краткого примера.

Несоответствие. Приведение аргумента, не связанного с проблемой (например, говорить о любви в сочинении о науке).

FAQ

  • Можно ли использовать один аргумент в нескольких сочинениях?


    Да, если он подходит к проблеме. Например, “Капитанская дочка” работает для тем о чести, выборе, милосердии.

  • Что делать, если не помню деталей произведения?


    Сосредоточьтесь на ключевом эпизоде и его смысле. Не называйте второстепенных персонажей или даты, если сомневаетесь. Лучше кратко и точно, чем подробно и с ошибками.

  • Считается ли аргумент из фильма или сериала?


    В “Навигаторе самостоятельной подготовки к ЕГЭ-2025” на сайте ФИПИ прямо написано “не допускается обращение к произведениям со спорной принадлежностью к художественной литературе”. Поэтому нельзя использовать тексты песен, комиксы, манги, фанфики и графические романы. Важно: допускается приводить примеры из жизни, фильмов, истории. Но они вторичны по отношению к литературным аргументам. Такие доказательства можно использовать для увеличения объема сочинения. А в качестве основного обоснования позиции все равно нужен пример из литературы.

  • Как запомнить больше примеров?


    Поможет список или таблица аргументов ЕГЭ. Указывайте автора, произведение, проблему, выписывайте по 2-3 предложения для примера. Перед тренировочными сочинениями прочитайте свои записи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оставьте заявку на обучение

Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию, бесплатный пробный день и неделю доступа к образовательной платформе

    Заполните поле
    Заполните поле
    Заполните поле
    Рекомендуем прочитать
    Online Gymnasia №1
    Как сэкономить на обучении в Онлайн Гимназии №1

    В статье расскажем, как сократить расходы на онлайн-образование без потери качества.

    Online Gymnasia №1
    Первое сентября близко: подготовка к онлайн-школе

    В этой статье мы подробно рассмотрим, как создать идеальные условия для онлайн-обучения и сравним затраты подготовку к школе онлайн с традиционными школьными сборами.

    Online Gymnasia №1
    Поколения Z и Альфа: чем они отличаются от нас?

    Чем отличаются поколения Z и Альфа от Миллениалов, X и Бэби-бумеров? Узнайте, как эффективно учить современных детей и подростков.

    Справочники для сдачи ОГЭ по математике
    Справочные материалы для подготовки к ОГЭ по математике

    Подготовка к ОГЭ по математике будет чуть проще, если уметь пользоваться формулами. Какими именно и как эффективно их применять читайте в статье.

    Online Gymnasia №1
    Осознанное обучение: как помочь детям учиться лучше

    Узнайте, как осознанное обучение помогает детям достигать успехов в учебе. Практические советы для родителей, желающих развить в детях мотивацию и любовь к знаниям.

    вверх