Роботы против учителей
Может ли искусственный интеллект заменить учителя в оценке письменных работ? Этим вопросом задались американские исследователи, опубликовавшие результаты своей работы в журнале Learning and Instruction.
Как отметили специалисты, нейросети уже некоторое время используются для оценки учебных заданий. Качественное отличие проверки искусственным интеллектом от человека в том, что нейросети могут быстро обрабатывать большой объем информации за очень короткое время. Такая практика в будущем сможет снять лишнюю нагрузку с учителей.
Исследователи пытались выяснить, сможет ли нейросеть качественно проверить эссе. Для воплощения проекта специалисты отобрали двести работ, написанные учениками средних классов из разных школ. Для половины учеников английский был родным языком, для остальных – иностранным. Сначала результаты по эссе представили опытные педагоги, оценив работы. Затем оценку дал ChatGPT. Нейросети поставили задачу вообразить, что она преподает для учеников средней школы и задали проверить эссе по ряду различных критериев. Также исследователи “попросили” искусственный интеллект использовать положительный и доброжелательный тон.
Вот какими были критерии оценки учителей и нейросети:
- общие требования к написанию сочинения;
- полнота обратной связи;
- требования, обозначенные в заданиях;
- отзывы и рекомендации о работе, о том, как можно улучшить эссе;
- ободряющий тон.
Каждый пункт оценивали по пятибалльной шкале. Как показали результаты, настоящие учителя, в целом, справились с задачей лучше, нежели нейросеть. Правда, по одному пункту ChatGPT опередил учителей – по качеству обратной связи и советам по улучшению сочинений. Отмечается, что особенно полезными стали отзывы для учеников, справившимися с эссе менее качественно.
Однако в остальных пунктах нейросеть не сильно отстала от людей. Выходит, пройдет еще несколько лет, и искусственный интеллект сможет смело проверять экзаменационные работы учащихся. Уже сейчас, как отмечают специалисты, нейросеть способна давать хорошую обратную связь по работам и помогать в обучении. И хотя современные технологии пока не смогут заменить учителей – они обладают хорошим потенциалом в оценке письменных работ.