Цифровые технологии в образовании

Онлайн обучение прочно вошло в жизнь россиян, и не только в сфере переподготовки и дополнительного образования, но также и высшего, и даже школьного. Вынужденный переход в онлайн-формат в пандемию задал тренд на будущее, и цифровые технологии в школах и вузах сегодня находят все более широкое применение. Однако, перестройка всех процессов требует не только времени, но и развития новых технологий.

«Онлайн-гимназия № 1» стала первым цифровым образовательным учреждением, получившим и лицензию, и аккредитацию как самостоятельная единица, а не часть оффлайн-школы. 

Александр Сакмаров, генеральный директор ЧОУ «Онлайн-гимназия № 1» принял участие в круглом столе, организованном порталом “Фонтанка.ру”, в рамках которого участники обсудили, что получают вузы и школы от цифровизации сегодня и куда двигаться дальше.

С помощью каких технологий сегодня можно организовать эффективный учебный процесс для школьника?

– Мы одновременно и цифровое образовательное учреждение и IT-компания, сами разрабатываем для себя весь софт, — рассказал изданию Александр Сакмаров. — Например, мы внедрили невозможность отключения камеры учеником во время урока — поставить «черный экран» можно только временно, по желанию учителя либо по заявлению из личного кабинета родителя. Так мы решили проблему, встречающуюся сплошь и рядом: ученики просто отключали камеру, и было непонятно, на уроке ли они вообще. Дети есть дети. Наше приложение позволяет не только контролировать присутствие, но и полностью блокирует дополнительные окна на компьютере ученика во время занятия. А с помощью чата учитель регулярно проверяет школьников на внимательность: появляется задание – например, тест или опрос, – и ребенку дается несколько минут на решение. После этого педагог может посмотреть, кто не стал отвечать. Кроме того, у нас работает целая служба техподдержки, которая консультирует по онлайн-урокам и домашним заданиям. Ребенок или родитель может в любой момент задать вопрос и получить ответ в течение нескольких минут. Специалисты службы поддержки решают разные вопросы, начиная с неполадок в работе оборудования и заканчивая проблемами с прикреплением домашнего задания или входа в личный кабинет Также важна непосредственная поддержка образовательного процесса, чтобы каждому ученику было комфортно впитывать знания. У нас работает более 20 кураторов, которые «ведут» учеников и родителей. Они контролируют успеваемость учащихся, взаимодействуют с родителями, общаются с педагогами.

Еще один острый вопрос, которым задаются сегодня все участники образовательного процесса – как реально оценить знания, полученные в онлайне, как контролировать честность и внимание, как мотивировать?

Пока устоявшихся принципов внедрения технологий в образовательный процесс нет — все в поиске того, что можно было бы применять системно. Так, в «Онлайн-гимназии №1» мы выбрали три варианта подачи материала: видеоконтент, анимированный контент с возможностью интерактива в LMS (Системе управления обучением) школы и цифровую ручку, которой ребенок пишет по бумаге и работает в учебных тетрадях.

Школьное образование довольно зарегулировано, здесь есть правила, внутри которых мы и внедряем что-то новое. Одно из новшеств — электронная ручка, которая пишет по бумаге, и учитель это сразу видит. Мы сумели адаптировать ее под нашу собственную систему онлайн-занятий и построить серверную структуру, которая позволяет нам держать класс в 24 человека. Когда ученика вызывают к доске, он ручкой по бумаге пишет ответ, и весь класс это видит. В этой же системе мы выдаем домашнее задание и создаем рабочие тетради, где все написанное с помощью этой ручки оцифровывается и сразу передается учителю на проверку.

При этом даже «пятерочная» контрольная работа вовсе не означает, что ребёнок получил достаточно знаний. Нужно именно измерять динамику прогресса ученика, привлекая к этому искусственный интеллект. Когда мы говорим о ручке, за написанным следит у нас не только учитель, но и искусственный интеллект — он смотрит, что делал ученик, а мы учимся это анализировать. Да, это сложные задачи в области программирования, но мы видим в этом будущее. Это идеальная картина мира в перспективе 15–20 лет, когда под психологический портрет ребенка, созданный на основе собранных данных, будет подбираться портрет учителя. Это вопрос времени, денег и анализа больших данных.

Цифровые технологии в образовании

Перестроиться на новый формат сложно не только ученикам, но и преподавателям. Как строится учебный процесс в “Онлайн Гимназии № 1”?

 – На рынке школьного цифрового образования сегодня есть несколько подходов к обучению. Один из них — просто предоставление контента, когда школьников автоматически считают самомотивированными и ответственными людьми, способными по 40 минут смотреть на «говорящую голову» и воспринимать, о чем она вещает.

Но мы выбрали более сложный путь взаимодействия с учеником, где большую роль играет личность преподавателя. По сути, мы — как обычная школа, которая совмещает с учебным процессом оффлайновые мероприятия в рамках треугольника «школа — родители — ребенок».

При этом надо понимать, что процентов 30 людей в принципе не готовы к цифровизации, не воспринимают документы в электронном виде, испытывают страх — это показало внедрение электронных подписей для родителей. Преподаватели — такие же люди, и педагогический состав также не готов изначально к новым технологиям. В школе решают этот вопрос своими силами вместе с вузами, которые готовят педагогов, и психологами, которые помогают учителям старой закалки, всю жизнь работавшим в «обычной» школе. Обучение педагогов, кстати, проходит в смешанном формате: очно и онлайн — на собственной платформе школы.

Любой ребенок может обучаться онлайн, или все-таки такой формат подходит не всем?

– Не каждый ребенок вообще способен к учебе онлайн. Некоторые просто устроены так, что им нужно за парту. А есть те, кому этот формат заходит, им нравится не тратить времени на дорогу до школы и больше заниматься внеклассными делами. Мы уверены, что начальным классам в онлайне делать нечего: в этот период с детьми можно играть онлайн, но учить — еще нет. Поэтому «Онлайн-гимназия №1» работает с 5 по 11 класс. Сегодня здесь учатся дети из 73 регионов России и из 12 стран мира.

Востребованность полностью цифрового школьного обучения есть: например, среди детей-спортсменов, которым нужен особый график, или у жителей поселков, у которых школа в 20 километрах, или детей, родители которых часто переезжают по работе.

Мы не выступаем за переход в онлайн всех. Если рядом есть хорошая школа, туда надо «идти ногами». И тут мы тоже приходим на помощь, закрываем вопросы в том числе и с аттестацией, а также выстраиваем систему последующей профориентации ученика под вуз. У нас есть целая плеяда вузов, с которыми мы работаем по программам допобразования и профориентации.

 Что нас ожидает в будущем – цифровые технологии в итоге полностью заменят классическую “очную” школу?

Сегодня большая часть цифровых школ — это все-таки сервисы по предоставлению контента. И это огромная проблема, создающая глобальный «кавардак» на рынке. К тому же, чаще всего детей прикрепляют к каким-то «настоящим» школам, что вызывает много вопросов.

Сегодня в стране все еще официально не существует дистанционной формы обучения — нет ее определения и стандартов, поэтому мало понимания, как оформлять документы, например. Нам приходится вести большую разъяснительную работу с родителями, рассказывать, как организован процесс, как дети будут сдавать ЕГЭ и ОГЭ, проходить промежуточную аттестацию.

Мы считаем, что поддерживать нужно все сегодняшние тренды по цифровизации: со временем что-то закрепится, а что-то отпадет само. А то, что приживется, и станет системным. Любая технология о двух концах — имеет и плюсы, и минусы одновременно. В любом случае, ее нужно интегрировать. Поэтому нам надо больше «внедренцев», чем демагогов. Пока что сегодня много разговоров, а результатов мало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
вверх