Диалог двух директоров
Пригласили в нашу школьную студию Ирину Викторовну Шубину, директора Онлайн Гимназии №1 и Павла Михайловича Трубникова, Главу департамента IT разработки. О чем шла беседа: о прошлом – как появилась идея создания онлайн-школы, о настоящем – как развивается образовательная платформа и, конечно, о будущем.
С чего все начиналось
Ирина Викторовна Шубина (далее – И.В.): История гимназии насчитывает 7 лет. Мы работаем вместе уже четвертый год, но вы были у истоков, а я переняла ваш опыт. Расскажите, с чего все начиналось?
Павел Михайлович Трубников (далее – П.М.): Мы начинали с оффлайн школы и в какой-то момент задумались, как улучшить школьное образование детей. Однажды от родителей одной из учениц, действующей спортсменки, поступил интересный запрос, мол, а можно было бы учиться у вас и при этом никуда не ехать? Позже появились другие желающие, например, члены юношеской сборной России, которые из-за большого количества тренировок не успевали приезжать на занятия. Были и те школьники, чья семья уехала за рубеж, но в планах было поступление в российские вузы. Отмечу, что наше образование дает хорошие плоды и ценится по всему миру, кто бы что ни говорил.
Когда появились такие запросы, мы поняли, что готовы предоставить возможность родителям и школьникам обучаться у нас дистанционно. Не так, как было в нашем детстве, когда в классах собиралось по 35-40 человек, а за партой сидели по два человека. В нашем случае ребенок находится дома или в путешествии, но у него есть компьютер и быстрый интернет, а значит, возможность подключиться к уроку. Были ученики, которые присутствовали на уроках во время спортивных сборов.
Технически мы были готовы к дистанционному образованию: по каналам связи могли передавать качественную картинку, звук. Учитель и ученик взаимодействовали между собой. Однако не было своей платформы, где бы проходили уроки и встречи, выполнялись домашние задания, выкладывалось расписание, выставлялись оценки. Тогда и началась работа над проектом онлайн-школы.
В основе – традиционная образовательная система
И.В.: То есть, начальная идея была превратить оффлайн в виртуальную школу?
П.М.: Мы никогда не ставили онлайн-образование выше традиционного, но оно открывает новые возможности. В основе – образовательная система советского типа. Может, кто-то ее и ругает, но она дала хорошую базу знаний огромному количеству людей, и показала свою эффективность.
И.В.: Получается, вы не хотели уходить от классно-урочной системы?
Скорее, мы хотели совершить не революцию, а эволюционировать в новых возможностях, но в рамках традиционной системы.
П.М.: Да, мы не пытались совершить революцию ради революции. В планах было оставить старую систему и применить новые технологии, которые открыли бы совершенно другие возможности для занятий с группой детей. Встал вопрос: с какой группой, ведь собрать в онлайне 50 человек и ожидать эффективности обучения невозможно. Нужно опросить учеников, с каждым поработать индивидуально и, при этом, держать всех на контроле. Путем экспериментов мы пришли к цифре 20. То есть, в классе до 20 человек можно работать эффективно, по крайней мере, в онлайн-образовании.
Ставка на педагогов
П.М.: В первое время была одна большая проблема. Как оказалось, не все учителя умеют держаться перед камерой и качественно проводить урок. Педагог, который великолепно проводил уроки в оффлайне, буквально терялся перед группой детей на экране. Для нас это стало открытием, так как медийного опыта мы до этого не имели.
И.В.: То есть, нет той самой эмоциональной обратной связи?
П.М.: Да, учитель понимает, что не получается взаимодействия, и теряется. На первых порах мы проводили собеседования с веб-камерой, чтобы понять, свободно или напряженно чувствует себя человек в кадре. Почему мы делали ставку именно на педагогов? Дело в том, что у нас не было большого стартового капитала, чтобы сразу нанять большой штат разработчиков и создать свою платформу. Поэтому решили сделать акцент на взаимодействии учителя и ученика. Это был наиболее приоритетный вопрос: сделать так, чтобы ребенок не просто мог зайти на платформу, что-то решить и получить оценку, а чтобы у него остались ощущения как после “живого” урока. Чтобы он не уходил в себя, отрываясь от социума.
И.В.: Такой подход мы используем и сейчас. Учитель, по-прежнему, играет важную роль, несмотря на то, что у нас уже есть и платформа, и соответствующий контент.
П.М.: И это до сих пор отличает Онлайн Гимназию №1 от большинства других образовательных проектов, которые появляются.
Образовательная программа и выдача аттестатов
И.В.: Как гимназия в то время выдавала аттестаты? Ведь, поначалу, это была оффлайн школа, позже выделился отдельный проект, при этом, практиковалось общее образование.
П.М.: Имея красивую и хорошую идею, мы стали искать, с кем могли бы вместе ее развивать. Мы подобрали коллектив педагогов, которые “горели” проектом, хотели работать с нами. И начали сотрудничать со школами, которые стали партнерами Онлайн Гимназии №1. В итоге, получилось не трехстороннее взаимодействие “школа-родители-ребенок”, а четырехстороннее: образовательная платформа, сама школа, ребенок и родители. Мы занимались налаживанием связей, кадрами, тем самым делая большой вклад в будущее школы. Впоследствии Онлайн Гимназия №1 получила лицензию и аккредитацию, а вместе с ними и право выдавать аттестаты.
Создание цифровой платформы
И.В.: А почему нельзя было взять что-то готовое, использовать уже работающие образовательные платформы? Или если пойти по такому пути, то нужно ждать ограничений и полное отсутствие возможностей для реализации своего продукта?
П.М.: У таких платформ уже есть определенное видение образовательного процесса. Поскольку у нас были разные партнеры-школы, например, в одной работала триместровая система, а в другой – четвертная, настроить их взаимодействие на сторонней платформе было невозможно. Дети должны были учиться в рамках одного виртуального класса, но у одних каникулы, а у других – нет. Такая нетривиальная задача должна была решаться соответствующе.
И.В.: А ведь бывают еще и разные учебные планы, когда одни дети изучают французский, а другие немецкий.
П.М.: Были ситуации, действительно, в одной школе ученик изучал французский, и мы говорили, что он пойдет ему в аттестат, но при условии, что числится он должен в этой конкретной школе-партнере. Мы спрашивали родителей, удобно ли им там будет сдавать ОГЭ / ЕГЭ, потому что на первых порах все партнерские школы были в Москве. А госэкзамены нужно сдавать в традиционной школе.
Вообще, к слову о платформах, в России долгое время не было отечественных платформ, они появились в последние годы. И куда переходить?
Не существовало единой площадки, которая бы управляла образованием.
На одних сайтах предлагалась видеоконференцсвязь, на других – электронные дневники, что не закрывало всех потребностей. Поэтому до создания своего цифрового продукта, мы ориентировались на западные программы, в рамках которых мы могли бы заводить предметные курсы, выдавать материалы и т.д.
Наверняка кто-то слышал про систему электронного обучения Moodle, которую любят в наших вузах, в основном, за бесплатность. Мы создали свой продукт на ее основе, но со своим подходом, потому что она создавалась на Западе – под другое образование, в основном, дополнительное. У нас стояла задача сделать такой образовательный продукт, который можно использовать для школьного образования. Например, на западном аналоге очень сложно выдержать все требования современных ФГОСов: и оформить курсы, и вести оценивание. А мы-то хотели полностью объединить всю школьную жизнь в рамках одной платформы:онлайн-занятия, расписание, медиа библиотеку, и все-все-все.
И.В.: И информирование родителей?
П.М.: Да, тогда и были вынуждены создать личный кабинет для родителей (ЛК). Теперь он работает так, как нам удобно и как того требует Министерство образования.
И.В.: Получается, что личный кабинет родителя “старше”, чем ученический кабинет, хотя начиналось все с обучения детей?
П.М.: Все так и есть. Несмотря на то, что мы разработали уже собственную систему управления обучением (LMS), кабинет родителя “живет” отдельно на своем поддомене.
Ну как свое, мы начали разрабатывать программное обеспечение, но не все писали сами, где-то что-то брали готовое и дорабатывали. Используем готовые полезные для нас сервисы, дописываем, допиливаем, главное, чтобы дети, заходя на платформу Онлайн Гимназии №1 имели все необходимое для учебы в одном месте. Те, кто учится у нас 2-3 года, могут точно сказать, что изменения произошли глобальные.
Кабинеты родителей и учеников
И.В.: Что дает платформа родителям и ученикам, когда они регистрируются?
П.М.: Родитель, в нашей концепции, видит, что происходит с учеником, весь образовательный процесс: расписание, домашние задания, журнал оценок и т.д.. Он решает, стоит ли записывать ребенка на дополнительные курсы и, если да, то какие.
И.В.: Или отписать, если с конкретным курсом не сложилось.
П.М.: Верно. Также родители управляют договорами, бюрократия, но она нужна, поскольку принимать решения за несовершеннолетнего может лишь взрослый. В этом отличие нашей платформы от других, где есть личный кабинет, логин / пароль. В Онлайн Гимназии №1 личные кабинета родителя и ученика пересекаются. Взрослый может добавлять нескольких учеников. Также в ЛК школьника может быть добавлено несколько родителей. Кто-то скажет “Да это уже есть!”. Конечно, это не революция, многое уже реализовано.
И.В.: То есть, упростили принятие решений, родитель, не созваниваясь ни с кем, принимает свое решение, просто зайдя в ЛК. Вечером, лежа на диване, подумалось “ А не записать ли мне ребенка на допкурс” и, нажатием кнопки, реализовано!
П.М.: Мы к этому стремимся!
Как начать учиться, что нужно делать родителю
П.М.: Чтобы начать работать с Онлайн Гимназией №1, не надо приезжать в офис или в школу, как при взаимодействии с обычной школой. Мы на связи с родителями постоянно, как и наши кураторы, и учителя. В рамках названного личного кабинета родителя, можно подписать Договор, оплатить обучение, записаться на встречу с учителем, который ведет какой-то предмет. Возник вопрос, заходите и записываетесь. И выходите на связь с учителем удаленно, когда вам удобно, в перерыве на работе или дома с дивана. Собеседники видят друг друга; наша видеоконференцсвязь работает как на мобильных устройствах, так и на компьютерах. Физически к нам уже не привязаны ни ученики, ни родители. Все вопросы решаются дистанционно.
Хайп на волне Chat GPT
П.М.: Сейчас муссируется тема, что не надо больше писать сочинения, поможет чат GPT. Мол, задайте правильный вопрос, нейросеть все напишет. Прошло больше года, как появился доступ к нейронке, произошло много всего: сдавались сочинения, ею написанные, дипломы, но также придумали, как этому противодействовать.
И.В.: Такой двоякий всегда процесс, сложный.
П.М.: Совершенно верно, поэтому не гонимся за хайпом. У кого-то может возникнуть вопрос “Примените у себя на платформе такую технологию”. С радостью, и даже, наверное, дадим возможность поиграться с Chat GPT детям, с разрешения родителей, конечно.
И.В.: Давайте так, если мы применяем эту технологию, то насколько это методически целесообразно? Ели помогает учиться, то – да, а если технология ради технологии, то, точно, нет..
П.М.: В том-то и дело, что придумав Chat GPT, человечество раздумывает о его применение. Можем ли мы это внедрить на платформу Онлайн Гимназии №1? Безусловно. Что хорошего из этого получится? Сейчас активно используют разных помощников – цифровых ассистентов. Однако, представьте, родители доверяют самое дорогое что у них есть – свое будущее. Взяв вверенных нам детей, мы, вдруг, передаем их нейронной сети и не знаем, что она расскажет ученикам. Лично у меня это вызывает неподдельный ужас! Мы перестаем понимать, что происходит, и отвечаем за то, что делает нейросеть, которая была обучена не нами. Какой материал был использован для ее обучения, какие выводы она делает?
И.В: Действительно, это большая тема, мы поговорим еще об этом в одну из следующих встреч. Спасибо за интервью, Павел Михайлович, было интересно услышать историю нашей онлайн-школы.
П.М.: Спасибо, Ирина Викторовна, обязательно приглашайте, буду рад.