Что такое ФГОС? Структура и суть стандартов
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Многие слышали аббревиатуру ФГОС, но далеко не все знают, что она на самом деле обозначает. Настала пора разобраться, зачем он нужен и как расшифровывается. Также рассмотрим основные образовательные нормы в России, их виды, историю появления и другие аспекты.
Что такое ФГОС и почему на них равняются
Определение: ФГОС расшифровывается как федеральный государственный образовательный стандарт. То есть, это перечень обязательных требований, которые предъявляют к образованию разных уровней, начиная от дошкольных образовательных учреждений и завершая курсами повышения квалификации.
Именно эти каноны в ответе за количественные и качественные критерии в учебной сфере. В какой-то мере их можно сравнить с ГОСТами для продуктов.
Можно сделать вывод, что это закон, который учрежден в сфере общего образования, преподаватели обязаны соблюдать неукоснительно. Но важно учитывать, что к организациям с лицензией дополнительного образования предъявляют другие требования. Вот что такое ФГОС, если говорить простыми словами.
На частные школы они тоже действуют, так как программа, согласно Закону об образовании, должна быть такой же, как и в учебных учреждениях государственного типа. Отличаться могут только методики преподавания, количество и качество доп. услуг.
Принципы образовательных стандартов
Закон отвечает за определение качества системы обучения. То есть, канон объединяет и упорядочивает разрозненные учётные программы и вносит новшества.
Также законы затрагивают и общекультурные ценности, помогают приобщить учеников к общественным нормам и традициям страны. Они прививают детям толерантность и чувство патриотического долга.
Ежегодно многие правила меняются. Основные принципы регулярно совершенствуются, а новинки вводятся постепенно.
Виды и содержание ФГОС
Структура ФГОС достаточно проста. Для всех уровней образования созданы отдельные государственные нормы.
Есть четыре основных вида:
- для дошкольного обучения;
- для начального общего обучения;
- для основного общего обучения;
- для среднего общего обучения.
В отдельную категорию можно отнести пункты для инвалидов, для магистратуры, ординатуры и бакалавриата. Всего существует двенадцать видов.
Для чего нужны стандарты
Определенные нормы на территории Российской Федерации впервые начали использовать в две тысячи четвертом году. Применение ФГОС позволило усовершенствовать систему. Также она помогает ученикам быстрее и качественнее усваивать материал.
Эти нормы обеспечивают:
- Вариативность содержания учебных программ. То есть всех школьников учат одному и тому же, но используют разные системы преподавания. В результате ученик в любом случае будет обладать перечнем знаний, который определили государство.
- Преемственность учебных программ. Детский сад подготавливает детей к начальной школе. Начальная школа — к средней, а средняя — к старшей. То есть, на каждой из ступеней дети получали знания, которые позволяют им уверенно двигаться дальше.
- Единство пространства. Дети получают совершенно одинаковые знания на всей территории Российской Федерации, независимо от того, где они живут — в столице или на Камчатке.
Государственный стандарт — основа существующих образовательных методик и программ.
Специалисты составляют учебники, пособия и методички в соответствии с федеральными нормами. Также эксперты решают, сколько времени необходимо уделять определенному предмету, определяют, каким образом организовывать аттестационные работы и экзамены. Если кратко говорить о том, что такое ФГОС, то это фундамент всего обучающего процесса.
Государственные стандарты образования
Нововведения делят на 3 категории, с учетом годов, когда их использовали.
Ранее уже шла речь о том, что первые законы действовали вплоть до две тысячи девятого. Тогда эти правки называли просто государственными стандартами в сфере образования. Аббревиатура в то время ещё не существовала.
2-е поколение действовало во всех российских школах вплоть до двадцатого года. В новых нормах акцент шел на развитие универсальных учебных умений и на личности детей.
3-е поколение начало действовать в полную силу осенью две тысячи двадцать первого года.
Структура ФГОС
В федеральные государственные нормы входит по 3 категории требований. Именно эти каноны отвечают за определение общей структуры.
Они имели прямое отношение к стандартам:
- Результат освоения главных образовательных программ. При этом учитывают не только оценки, которые ребёнок получает на занятиях. В расчёт также идет уровень его самостоятельности, умение взаимодействовать со сверстниками, отстаивать свою позицию и другие навыки, которые определенно пригодятся в дальнейшей жизни.
- Условия реализации основных элементов программы. Они определяют, сколько потребуется оборудования, учебников, учителей и прочих специалистов.
- Структура учебных программ. Точный учебный план, система оценки, способы развития умения учиться и т.д.
Кто разрабатывает ФГОС
Многим интересно, кто придумал ФГОС? Их созданием и обновлением государственных занимается Минобрнауки и другие организации. Изменения вводят примерно раз в десятилетие.
Прежде всего каждый новый проект обсуждают на сайте Министерства образования и науки. После этого специалисты проводят полную экспертизу и дорабатывают изменения. В конце специальный совет Министерства утверждает или отклоняет нововведения.
Стоить учитывать, что когда данные находятся на сайте, граждане РФ имеют возможность присоединиться к обсуждению правок и высказать свое мнение относительно изменений в системе. Мнение родителей в принятии финального решения играет важную роль. Таким образом в разработке принимает участие очень большое количество людей, но последнее слово всё равно остается за Министерством.
Требования ФГОС к результатам образования
Некоторое время назад после окончания определённой ступени ученики были обязаны показать определённые результаты лишь по части знаний и навыков. Но после введения правок ситуация изменилась.
В настоящее время особое внимание уделяют трём основным показателям:
- Личные результаты. То есть, специалисты учитывают возможности ребёнка добывать знания самостоятельно, умение формулировать собственное мнение, чувство ответственности и многое другое.
- Метапредметные результаты. Ученик обязан освоить универсальные предметные действия, в том числе научиться самостоятельно разрабатывать проекты, научиться анализировать и получить другие навыки.
- Предметные знания. Ученики обязаны освоить школьную программу и получить соответствующие оценки.
После того, как появились новые требования, позиция учителя тоже изменилась. Сейчас преподаватель обязан не только выдавать новые знания, но и контролировать их усвоение. Помимо того учитель на собственном примере демонстрирует школьникам, как самостоятельно искать правильный ответ или выход из сложной ситуации, почему здоровый образ жизни имеет значение и многие другие вещи. Таким образом преподаватель обязан создать условия, которые позволят ученику развиваться и пробудят его тягу к знаниям. Вот что теперь значит ФГОС. Ранее подобного не было, подход был совершенно иным.
Современное общество предъявляет довольно высокие требования к людям. Они должны уметь разрабатывать стратегии, чтобы достигать собственные цели и уметь взаимодействовать с обществом. Кроме того, требуется уметь анализировать информацию и быть мобильным. Важную роль играет чувство ответственности за судьбу государства и патриотизм. Также требуется самостоятельно принимать важные решения и уметь нести ответственность.
Современные учителя должны воспитывать полноценных личностей, которые смогут самостоятельно поставить цели и достигнуть их, затрачивая минимум времени и усилий. При этом они обязаны нести полную ответственность за готовый результат.
Как применяются ФГОС на практике
Нормы закреплены в Законе об образовании, но они далеко не всегда соблюдаются в учебных заведениях. Значительная часть учителей до сих пор относится к ним, как к рекомендациям. Именно по этой причине качество школьного образования до сих пор не на самом высоком уровне.
Государство предъявляет требования к месту предмета в общем учебном плане, к содержанию курса и результатам его освоения и к литературе, которую будут изучать дети. Помимо этого государство отвечает за все необходимое с материально-технической и методической точки зрения.
Закон содержит определённые критерии, по которым возможно проверить уровень образования в учебном заведении. Так родители могут самостоятельно оценивать компетентность преподавателей и качество технического оснащения каждого кабинета.
И если эти показатели разочаруют, то школьника всегда возможно перевести на домашнее обучение. Подобная практика набирает популярность в России.
На домашнем обучении педагоги все чаще выбирают индивидуальные программы обучения. Они делают акцент на качества и навыки, которые родители стремятся привить своему ребёнку. Также закон позволяет самостоятельно регулировать нагрузку, чтобы процесс обучения проходил максимально эффективно. Учителей при желании тоже можно менять, если подача информации или другие критерии не устраивают родителей.
Теперь вы знаете, как расшифровывается ФГОС, какую пользу он несет и как родители могут повлиять на качество знаний своего ребенка.