Top.Mail.Ru

Что такое ФГОС? Структура и суть стандартов

Время чтения: 7 мин. 20 сек.
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Записаться

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Что такое ФГОС и почему на них равняются
  2. Принципы образовательных стандартов
  3. Виды и содержание ФГОС
  4. Для чего нужны стандарты
  5. Государственные стандарты образования
  6. Структура ФГОС
  7. Кто разрабатывает ФГОС
  8. Требования ФГОС к результатам образования
  9. Как применяются ФГОС на практике

Многие слышали аббревиатуру ФГОС, но далеко не все знают, что она на самом деле обозначает. Настала пора разобраться, зачем он нужен и как расшифровывается. Также рассмотрим основные образовательные нормы в России, их виды, историю появления и другие аспекты.

Что такое ФГОС и почему на них равняются

Определение: ФГОС расшифровывается как федеральный государственный образовательный стандарт. То есть, это перечень обязательных требований, которые предъявляют к образованию на разных уровнях: от детского сада до вузов и ординатуры.

Именно эти каноны в ответе за количественные и качественные критерии в учебной сфере. В какой-то мере их можно сравнить с ГОСТами для продуктов.

Можно сделать вывод, что это закон, который учрежден в сфере образования, и преподаватели обязаны соблюдать его неукоснительно. Причем ФГОС существует не в единственном числе, для каждого уровня образования действует свой стандарт.

К примеру, для школ есть:

Также есть стандарты для:

  • среднего профессионального образования (ФГОС СПО),
  • высшего образования (ФГОС ВО, причем отдельные стандарты для каждого уровня: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура/ординатура и т.д.),
  • дополнительного образования (ФГОС ДОП).

Каждый из этих стандартов един и обязателен для всей России в рамках своей ступени образования. Все организации (школы, колледжи, вузы и т. д.) обязаны обеспечивать достижение требований именно того актуального ФГОС, который соответствует уровню обучения.

На частные школы они тоже действуют: программа должна соответствовать требованиям ФГОС, даже если методики и формат преподавания отличаются.

Принципы образовательных стандартов

Закон отвечает за определение качества системы обучения. То есть, канон объединяет и упорядочивает разрозненные учебные программы и вносит новшества.

Также законы затрагивают и общекультурные ценности, помогают приобщить учеников к общественным нормам и традициям страны. Они прививают детям толерантность и чувство патриотического долга.

ФГОС — это не застывший документ.

Он регулярно обновляется:

  • Первые версии (иногда называемые просто “государственные стандарты”) действовали до 2009 года,
  • Второе поколение (ФГОС) — с упором на развитие универсальных учебных действий — существовало до 2020 года,
  • С 2022/2023 учебного года для общего образования (школы) поэтапно внедряются стандарты третьего поколения (ФГОС третьего поколения или ФГОС-2021). Для других уровней (СПО, ВО) также разработаны или разрабатываются актуальные ФГОС третьего поколения, сроки их обязательного применения могут отличаться. Актуальным (действующим) для конкретной организации и уровня образования является тот ФГОС, который официально утвержден и введен в действие для этого уровня.

Виды и содержание ФГОС

Структура ФГОС достаточно проста. Для всех уровней образования созданы отдельные государственные нормы.

Есть основные группы:

  • дошкольное образование (ФГОС ДО),
  • начальное общее (ФГОС НОО),
  • основное общее (ФГОС ООО),
  • среднее общее (ФГОС СОО),
  • среднее профессиональное (ФГОС СПО),
  • высшее (ФГОС ВО: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура и др.),
  • дополнительное образование (ФГОС ДОП).

Каждому уровню соответствует свой стандарт. Всего их больше десяти.

Для чего нужны стандарты

ФГОС впервые начали применять в 2004 году. Введение стандартов позволило выстроить систему более четко и сделать обучение в разных регионах страны сопоставимым по качеству.

ФГОС обеспечивают:

  • Вариативность программ: обучение разными методами при одинаковых требуемых результатах.
  • Преемственность: каждая ступень готовит к следующей.
  • Единство образовательного пространства: по всей России требования к образованию на одном и том же уровне одни и те же.

Учебники, программы, расписание, подходы к аттестации — все разрабатывается с оглядкой на требования соответствующего ФГОС. Поэтому ФГОС — это фундамент всего обучающего процесса.

Государственные стандарты образования

ФГОС развиваются поколениями (версиями):

  • Поколение 1 (до ~2009 г.): часто назывались просто “государственные образовательные стандарты” (без “федеральный”).
  • Поколение 2 (ФГОС, ~2010-2020 гг.): с акцентом на универсальные учебные действия (УУД) и личностное развитие.
  • Поколение 3 (ФГОС третьего поколения, ФГОС-3, ФГОС 2021): являются актуальными и внедряются для общего образования с 2022/2023 учебного года (для других уровней – по своим графикам). Уточняют и детализируют требования предыдущего поколения.

Структура ФГОС

Три категории обязательных требований содержит каждый ФГОС:

  1. К результатам освоения основной образовательной программы: это не только предметные знания и оценки, но и личностные качества (самостоятельность, ответственность) и метапредметные умения (анализ, проектная деятельность, работа в команде).
  2. К условиям реализации основной образовательной программы: кадры (преподаватели), материально-техническая база (оборудование, учебники), финансирование, информационная среда.
  3. К структуре основной образовательной программы: из каких частей состоит учебный план (обязательная часть и часть, формируемая участниками), как организуется внеурочная деятельность, система оценки достижений.

Кто разрабатывает ФГОС

За создание и обновление стандартов отвечает Министерство науки и высшего образования РФ (для ВО) и Министерство просвещения РФ (для общего образования, СПО, ДОП) в установленном порядке.

Процедура включает:

  1. Разработку проекта.
  2. Обязательное размещение для широкого общественного обсуждения (на портале regulation.gov.ru или сайтах министерств).
  3. Экспертизу (научную, педагогическую, общественную и др.).
  4. Доработку с учетом поступивших замечаний и предложений.
  5. Утверждение специальным Советом при министерстве.
  6. Регистрацию в Минюсте РФ.

Таким образом, родители, педагоги, эксперты и все граждане имеют возможность участвовать в обсуждении проектов ФГОС до их утверждения.

Требования ФГОС к результатам образования

Раньше важны были в основном предметные знания и навыки.

Современные ФГОС (особенно 2-го и 3-го поколений) делают акцент на три группы результатов:

  1. Личностные: готовность и способность к саморазвитию, мотивация к обучению, сформированность ценностных установок (гражданская идентичность, толерантность, нравственные нормы).
  2. Метапредметные: универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться: ставить цели, планировать, искать информацию, анализировать, решать проблемы, работать в команде, использовать ИКТ.
  3. Предметные: система знаний и умений по конкретным учебным предметам.

Роль учителя радикально меняется: он становится организатором учебной деятельности, создает условия для развития личности, формирует среду, мотивирует, помогает ребенку освоить способы самостоятельного познания и действия. Учитель на собственном примере демонстрирует ценности и способы деятельности.

Как применяются ФГОС на практике

ФГОС закреплены в законе об образовании и являются обязательными для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию. Несоблюдение требований ФГОС является нарушением закона.

Государство через ФГОС определяет:

  • Перечень обязательных предметных областей/учебных предметов для уровня.
  • Требования к содержанию основных образовательных программ.
  • Требования к результатам освоения программ.
  • Требования к условиям реализации программ (кадры, оборудование, финансы, среда).

Это дает родителям инструмент для оценки качества образования в школе: они могут запросить образовательную программу, ознакомиться с требованиями ФГОС соответствующего уровня и сравнить, насколько условия в школе (оборудование, учебники, квалификация педагогов) и результаты обучения ребенка соответствуют этим обязательным требованиям.

Если качество образования или условия не устраивают родителей и не соответствуют требованиям ФГОС, одним из вариантов является переход на семейную форму образования (домашнее обучение). Эта практика набирает популярность.

При семейном обучении родители (с привлечением педагогов) могут разрабатывать индивидуальные образовательные траектории в рамках требований ФГОС, фокусируясь на интересах и способностях ребенка, регулировать нагрузку и выбирать педагогические подходы. Ребенок, находящийся на семейном обучении, обязан пройти промежуточные и итоговые аттестации в аккредитованной организации для подтверждения освоения программы в соответствии с ФГОС.

Теперь вы знаете, как расшифровывается ФГОС, какую пользу он несет, как устроена система стандартов и как родители могут использовать знание ФГОС для оценки качества образования своего ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оставьте заявку на обучение

Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию, бесплатный пробный день и неделю доступа к образовательной платформе

    Заполните поле
    Заполните поле
    Заполните поле
    Рекомендуем прочитать
    Online Gymnasia №1
    Захватывающая физика:
    8 книг для любознательных

    Наука — это круто! Для любознательных старшеклассников собрали 8 книг, которые рассказывают о физических законах, телепортации, невидимости и путешествиях во времени.

    Online Gymnasia №1
    Как сдать ОГЭ по английскому языку

    Чтобы хорошо сдать экзамен, необходимо понимать его структуру и особенности. Давайте разбираться, как эффективно подготовиться к ОГЭ по английскому языку в 2025 году.

    Online Gymnasia №1
    Как правильно читать “Войну и мир”, чтобы подготовиться к ЕГЭ

    Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” по-прежнему остается в списке обязательных к прочтению произведений. Собрали советы и список вопросов с ответами.

    Online Gymnasia №1
    Список профессий после 9 класса: какое направление выбрать

    Окончание девятого класса – переломный момент, когда перед учениками встает вопрос: куда двигаться дальше? В этой статье мы рассмотрим варианты профессий и дадим советы для осознанного выбора.

    Online Gymnasia №1
    35 нейросетей для учебы, с описанием функционала

    Нейросети уже помогают: писать и проверять тексты на русском или других языках, создавать картинки и разбирать школьные задачи. Собрали список из 35 нейросетей, которые помогут школьникам.

    Online Gymnasia №1
    Прием на целевое обучение
    с 2025 года

    Собрали информацию про прием на целевое обучение с 2025 года. Как подать заявление, какие документы нужны и что учитывать при выборе учебного заведения.

    вверх