Как конспектировать информацию
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Переходя из младшего звена в среднее, ученики узнают, как конспектировать информацию . Это пригодится им не только в школе, но и в последующей жизни. Особенно много придется работать с конспектами, получая высшее образование, поэтому лучше довести этот навык до совершенства заранее. Работая с конспектами в школе, дети учатся структурировать полученную информацию, чтобы лучше ее запоминать и извлекать по мере необходимости. Со временем они ознакомятся с разными методами конспектирования, тогда и в вузе не возникнет вопроса: как конспектировать лекции .
Что такое конспект
Конспект позволяет кратко, связно и последовательно изложить содержание любого текста. С помощью хороших конспектов можно сохранить информацию и структурировать ее для дальнейшего запоминания и осмысления. В конспектах фиксируют смысл текста, главные идеи. Иногда ученики спрашивают: « Как конспектировать книгу ?» В этом случае стоит это делать тезисно, отмечая главные мысли автора.
Виды конспектов
Есть виды конспектов, позволяющие упорядочить и запомнить информацию.
- Плановый конспект – конспект в виде плана, каждый пункт которого служит для структурирования информации.
- Конспект-схема – это конспект, представленный схематично, позволяющий находить логические связи.
- Текстуальный конспект – текст, представленный цитатами и фразами, которые имеют логическую связь. Если возникает вопрос: как конспектировать текст , лучше всего это делать цитатами.
- Свободный конспект наиболее распространен. Как правило, ученики делают конспект так, чтобы он был информативным и легко запоминающимся.
- Тематический конспект – это конспект, связанный с определенной темой. Чаще всего используются для изучения истории, чтобы запомнить хронологию событий.
Методы конспектирования
Конспектировать в тетрадь можно разными методами. Некоторые из них позволяют не только запомнить информацию, но и пробудить творческое начало.
Метод Корнелла
Метод Корнелла – система ведения конспектов, разработанная в 1940-х годах Уолтером Пауком, профессором Корнелльского университета. Этот метод обычно применяется в тех случаях, когда необходимо обработать большие блоки информации, например, на вебинарах, ставших очень популярными в последнее время и среди школьников, и среди студентов. Чтобы воспользоваться методом Корнелла, надо разделить лист вертикальной линией, при этом правая колонка должна быть значительно шире. При прослушивании урока или лекции именно справа необходимо записывать основные идеи, а в левой колонке – план или ключевые вопросы. В низу страницы резюмируют тему несколькими предложениями. При подготовке правую колонку можно закрыть ладошкой или листом бумаги и стараться пересказать, опираясь на ключевые слова левой колонки.
Метод боксов
Метод боксов позволяет запомнить конспект визуально. На одной страничке размещают несколько квадратов, и в каждый из них записывают основную тему, подтему и важную информацию. Для усвоения доступна сразу вся информация темы, поэтому она легче и быстрее запоминается. Этот метод отлично работает при изучении языков, исторических событий, биографий писателей.
Метод нумерации
Никто не скажет, как правильно вести конспект , потому что главная цель конспекта – запоминание информации. У кого-то она легче запоминается, если делать конспект тезисами, а у кого-то – при помощи нумерации. Используя этот метод, каждый тезис нумеруют. Бывает, преподаватель излагает свои мысли непоследовательно, тогда необходимо подключить еще и разноцветные ручки. Одну логическую цепочку нумеровать, например, зеленой пастой, а другую – красной.
Метод таблиц
Таблицы помогают быстро запомнить любую информацию. Ими можно воспользоваться для записи правил и исключений при изучении русского и иностранных языков, запоминания математических формул, при конспектировании исторических событий. Как конспектировать параграф? Удобнее всего – с помощью таблиц. На горизонтальном листе надо начертить необходимое количество столбцов, внести в них информацию, соответствующую подзаголовкам верхней строчки.
Метод индексов
Ключевую информацию можно легко запомнить с помощью визуальных средств – стрелочек, рамок, схем, рисунков, оставленных на полях или в самом тексте. Например, услышав новый термин, можно поставить на полях знак вопроса или над термином нарисовать звездочку. Метод индексов эффективен при большом и быстром потоке информации, когда нет времени посмотреть значение нового термина или непонятного слова. Можно придумать свою систему индексов, главное – не запутаться в ней при запоминании информации.