Как определить размер стихотворения
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Многим детям на уроках литературы в школе задают анализ произведений. По этой причине им необходимо знать, как определить размер стихотворения. Также многие подростки не могут запомнить, как перестать путать все размеры. Рассмотрим основные методы.
Что такое стихотворный размер и для чего он создан
Это понятие характеризуется как порядок чередования слогов, которые находятся под ударением и без ударения в строке. Именно этот порядок создаёт ритм, который делает отличие между стихотворениями и прозой. Чтобы в этом убедиться, можно рассмотреть примеры из истории.
В начале восемнадцатого века российские поэты пытались подражать авторам из Франции. В их стихах самым главным было количество слонов в строке. В результате произведения получались не очень складными.
Несмотря на то, что в текстах было равное количество слогов, они не воспринимались в качестве поэзии, даже учитывая ритмы. Связано это с тем, что у французов во всех словах ударение падает на последний слог. В результате появлялся определённый ритмический порядок. Одинаковая длина строк способствовала усилению монотонности. Но в русском языке нет фиксированного ударения, в связи с чем ритм не появляется сам собой. Равенство строк по длине также не может спасти ситуацию.
Уже к середине века на данный факт обратили ведущие литераторы — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Рассмотрев тексты народных песен, они приняли решение разработать новую систему стихосложения. За основу они взяли одинаковую длину строк и определенную расстановку ударения, которая отвечает за ритм.
Виды
Чтобы провести анализ стихотворения и определить размер, необходимо знать основные виды. В классическом русском стихосложении выделяют пять видов: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. На уроках литературы в школе чаще всего изучают именно их.
При этом между собой они различаются по устройству стоп. Стопа представляет собой повторяющуюся группу ударных и безударных слогов в строке. Стихи делятся на двусложные и трехсложные. В первом случае стопа будет состоять всего из двух слогов: одного ударного и одного безударного. А во втором случае в стопе будет три слона: один ударный и два безударных.
Чтобы узнать, какой стихотворный размер у стихотворения, требуется определить, на каком месте в стопе располагается ударный звук.
Чтобы было удобнее определять, ввели единую систему, которая представляет собой специальные символы. Ударные обычно обозначают знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп делят вертикальными чертами — «|».
Определить размер стихотворения возможно в режиме «онлайн» или самостоятельно. Во втором случае нужно знать, что:
- Хорей (ударение находится на первом слоге) и ямб (ударение находится на первом слоге) относятся к двусложным размерам.
- Дактиль, амфибрахий и анапест относятся к трехсложным размерам. У дактиля ударение падает на первый слог. У амфибрахия — на второй, а у анапеста на третий. Чтобы это запомнить, иногда может потребоваться время, но есть способы, благодаря которым можно облегчить процесс. О них речь пойдет далее.
Спондей и пиррихий
Перед тем, как определить размер стихотворения в литературе нужно знать, что не всегда произведение может быть «правильным». Более того, на самом деле почти не существует стихотворений, где все ударения находятся на «правильных» местах. Чтобы в этом убедиться, можно рассмотреть одно из наиболее популярных произведений великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина — поэму «Евгений Онегин». Для начала следует разделить отрывок на слоги и везде расставить ударения.
Если бы это был идеальный ямб, то за каждым безударным слогом шёл бы ударный. Но в самом начале произведения идёт сразу два ударных «мой дя|дя». Данный вид нарушения называют спондей.
В конце второй строки на месте ударного расположился безударный: «зане|мог». Данный вид отступления от стандартного называют пиррихий.
Спондеи и пиррихии можно встретить фактически в каждом произведении, но на самом деле они ничуть не мешают в определении. Во время прочтения стихотворения речь человека подчиняется заранее заложенному ритму. Обычно человек попросту не замечает незначительных отступлений. Во время прочтения строк в слух ощущается, что на слове «мой» ударение слегка проглатывается, а на слове «занемог» оно словно смещается на первый слог.
Как выявить размер стихотворения
Способ первый: Скандирование
Чтобы определить размер любого отрывка, возможно просканировать его так, словно это детская считалочка или кричалка, которые используют фанаты на стадионах. Очень важно абстрагироваться от расположения ударений и просто попытаться поймать общий ритм произведения. При желании можно выстукивать ударные слоги по столу/стене или любой другой поверхности, которая будет издавать звук.
В процессе выстукивания ритма очень просто заметить, если какой слог подаёт ударение. К примеру, если акцент будет идти на каждый второй, то это двусложный размер стихотворения. Так как безударными являются нечётные слоги, то это ямб.
Способ второй: «Ваня»
Рассмотрим ещё один пример, как определить размер стихотворения. Данный способ создал стиховед А. А. Ильюшин. По его мнению, это можно, если соотнести его с различными формами имени Иван.
Ваня — хорей:
«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
Иван — ямб:
«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)
Иван-Иван-Иван-Иван
Ванечка — дактиль:
«Ранними летними росами» (А.А. Блок)
Ванечка-Ванечка-Ванечка
Ванюша — амфмбрахий:
«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Иоанн — анапест:
«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Способ третий: Графический
Данный метод, в отличие от первых двух, требует значительно больше времени, но в то же время он даёт наиболее точный и, более того, наглядный результат.
Чтобы максимально точно определить стихотворный размер, необходимо брать минимум шесть-восемь строк произведения.
Для начала необходимо распечатать текст или переписать его на отдельный лист. Далее требуется разделить строки на слоги, расставить ударения и изобразить схему.
После это необходимо пристально посмотреть на то, что в итоге вышло. Если, к примеру, между ударных располагается сразу два безударных, то размер стихотворения будет трёхсложным. После этого необходимо разделить его на стопы по три слога. Если большая часть ударений будет падать на третий, то это будет анапест.
Как запомнить стихотворные размеры
Мы уже определились с тем, как определить размер, которым написано стихотворение. Осталось лишь научиться не путать названия. Есть несколько простых слов. Например хорей начинается на букву «Х». По алфавиту она идёт первее, чем «Я» от ямба. Соответственно, в хорее ударение падает на первый слог.
С трехсложными всё немного сложнее. Тут необходимо обратить внимание на слово «ДАМА».
Д — Дактиль
АМ — Амфибрахий.
А — Анапест.
В сложившейся ситуации все размеры перечислены по порядку, как ударные слоги располагаются в стихотворениях, с первого по третий.
Разумеется, это далеко не все способы определить размер стихотворения. Однако, именно эти принято считать самыми простыми и удобными.