Top.Mail.Ru

Итоговое сочинение 2025–2026: полное руководство по подготовке

Время чтения: 5 мин. 15 сек
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Записаться

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Что такое итоговое сочинение (изложение) и зачем его писать
  2. Даты и регламент (2025–2026)
  3. Критерии и требования
  4. Структура и композиция
  5. Выбираем тему для итогового сочинения (закрытый банк)
  6. Аргументы и литература
  7. Примеры “зачет/незачет”
  8. Частые ошибки с примерами
  9. FAQ

Выполнение работы необходимо для допуска к ГИА – школьники получают за него оценки в формате “зачет” или “незачет”. Поэтому к сочинению стоит отнестись максимально серьезно. Узнайте, когда его напишут в 2025 – 2026 учебном году и по каким критериям будут оцениваться тексты.

Что такое итоговое сочинение (изложение) и зачем его писать

Письменная работа служит пропуском к сдаче ЕГЭ и получению аттестата после 11 класса. Отказаться от выполнения итогового сочинения нельзя. В ходе написания школьники показывают навыки рассуждения, аргументации, логического мышления, а также умение использовать литературные источники.

Темы формируются на сайте ФГБНУ “ФИПИ” в закрытом банке, известными они становятся строго перед экзаменом.

Даты и регламент (2025–2026)

Основная дата 

Резервные даты 

3 декабря 2025 года 4 февраля 2026 года
8 апреля 2026 года

Дополнительные даты предназначены для тех, кто не справится с первого раза, пропустит итоговое сочинение по уважительной причине, или нарушит правила и будет удален из аудитории.

Ученики приступают к выполнению работы в 10:00 часов по местному времени. На написание работы выделяется 3 часа 55 минут. Экзаменующиеся, имеющие ОВЗ и инвалидность получают дополнительные 1,5 часа.

Важно: в некоторых вузах – при поступлении – успешно сданные работы дают до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ.
Количество баллов определяет само учебное заведение.

Для участия нужно подать заявление не позднее, чем за 2 недели до начала проведения.

Места регистрации:

  • для обучающихся – школы, в которых учатся;
  • для экстернов – выбранные образовательные учреждения;
  • для ВПО и СПО – органы местного самоуправления.

Критерии и требования

Как правильно писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

“Зачет” ставят, если работа соответствует двум основным требованиям и получила хотя бы по одному баллу по любому из других критериев.

Ключевые требования предъявляются:

  1. К объему – рекомендуемый – не менее 350 слов. Максимальный – не ограничен. Если текст составляет менее 250 слов, то требование считается не выполненным, а ученик получает “незачет”, в том числе за работу в целом.
  2. К самостоятельности написания. Не разрешается списывание из любых источников или воспроизведение отрывков по памяти. Допускается прямое или косвенное цитирование с ссылкой в свободной форме. Если требование не соблюдено, то дальнейшая проверка не проводится.

Критерии проверки итогового сочинения выглядят следующим образом:

  • Соответствие теме, ее необходимо раскрыть, отразив в тексте конкретную цель высказывания (ответ на вопрос или размышление над проблемой).
  • Аргументация, рассуждения должны опираться на литературные произведения без искажения их содержания.
  • Композиция и логика отражают навык последовательно выстраивать рассуждения по теме. Необходимо выполнить правило по соотношению между тезисом и доказательствами.
  • Качество письменной речи – точное выражение мысли с использованием уместной лексики без повторов, правильно выбранных грамматических конструкций.
  • Грамотность – допускается до 5 (любых) ошибок включительно на каждые 100 слов.

Подробно изучить информацию о требованиях и критериях можно в методичке от ФГБНУ “ФИПИ”.

Структура и композиция

Итоговое сочинение обычно имеет классическую структуру: вступление, основную часть (тезис, который нужно доказать), заключение. Композиция закономерно связывает все части воедино.

Чтобы текст был связным и последовательным, при работе с ним можно использовать чек-лист для самопомощи и последующей проверки.

Обязательные элементы:

  • Вступление, которое содержит определение темы, короткое объяснение ключевого понятия, четкий тезис в соответствии с темой;
  • Основная часть, где должно быть не менее двух литературных аргументов (примеров из книг), поддерживающих тезис. После описания каждого из них необходим небольшой вывод для подведения итога рассуждения;
  • Заключение, как обобщение всего вышесказанного и микровыводов.

Понять, каким должен получиться текст, и потренироваться в отработке навыков написания поможет наша базовая методичка по сочинению. Мы создали ее для подготовки к ЕГЭ. Она содержит универсальные рекомендации по композиции.

Выбираем тему для итогового сочинения (закрытый банк)

Комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банка, пополняемого каждый учебный год. Банк включает новые темы и те, что использовались ранее. На сайте ФГБНУ “ФИПИ” можно ознакомиться с образцом комплекта тем 2025/26 учебного года и другими полезными материалами. Не стоит путать закрытый банк с открытым, который школьники используют для подготовки к ЕГЭ.

В базе данных доступны задания прошлых лет, ответы и критерии оценивания творческих заданий.

Каждый комплект тем в закрытом банке включает по две темы из каждого раздела:

  • “Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека”;
  • “Семья, общество, Отечество в жизни человека”;
  • “Природа и культура в жизни человека”.

Их выкладывают за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени на официальном портале ЕГЭ и на официальном сайте ФГБУ “Федеральный центр тестирования”.

Чтобы не растеряться и не потратить на выбор темы много времени, используйте наш короткий гайд из 5 шагов:

  1. Прочитайте все темы, чтобы понять, какая из шести вам ближе всего.
  2. Определите ключевые слова, выделите их, если тема выглядит как утверждение, сформулируйте ответ на него.
  3. Остановитесь на “своей” теме, убедитесь, что у вас есть четкие мысли по ней и достаточно аргументов для доказательства своей позиции. Важно: лучше отказаться от слишком узких или абстрактных тем – их довольно сложно раскрывать.
  4. Оцените свои знания, подумайте, какие литературные произведения вы сможете использования для аргументации, приведения убедительных примеров.
  5. Проверьте себя – если тема включает новые для вас слова или термины, убедитесь, что сможете раскрыть их.

К выбору темы можно и нужно готовиться заранее. Заранее изучите основные направления, не избегайте неудобных тем – часто они отражают современные проблемы, которые могут увлечь вас в раскрытии. Используйте предыдущие комплекты, загляните в открытый банк тестовых заданий, составьте тезисы и планы аргументации для тренировки.

Аргументы и литература

Часто “узким местом” при написании итогового сочинения становится аргументация. Мы собрали обязательный перечень книг в статье “10 книг, которые стоит прочесть старшекласснику”.

Классическая литература поможет подобрать примеры по разным темам, например:

  • нравственный выбор, добро и зло. Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “После бала”;
  • человек и общество. А.С. Пушкин “Евгений Онегин”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”;
  • сапознание. И.А. Гончаров “Обломов”, М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”;
  • патриотизм и родина. А.С. Пушкин “Капитанская дочка”, Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”, Б.Л. Васильев “А зори здесь тихие”.

Можно брать и более современные произведения русских и зарубежных авторов. В различных списках рекомендаций встречаются сочинения Р. Брэдбери, О. Генри, А.И. Куприна, К.Г. Паустовского.

Как лучше читать для подготовки к итоговому сочинению:

  • постарайтесь освоить как можно больше произведений – будете чувствовать себя свободнее при выборе аргументов;
  • анализируйте, не нужно пересказывать сюжет, следует размышлять над поступками, мотивами героев и устанавливать логические взаимосвязи;
  • выбирайте “банальные” произведения, главное, уверенность в том, что вы хорошо разобрались в литературных источниках и сможете их использовать;
  • практикуйтесь, ничто так хорошо не закрепляет навыки, как написание сочинений.

Примеры “зачет/незачет”

ЕГЭ сочинение критерии, структура

Рассмотрим тексты, которые могут получить “зачет” и “незачет” с обоснованием оценок.

Пример отрывка итогового сочинения, получившего “зачет”*

Тема: В чем заключается истинное богатство человека?

“Истинное богатство человека, на мой взгляд, не в материальных благах, а в духовном и нравственном развитии. В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” Павел Петрович Кирсанов, будучи аристократом, обладал значительным состоянием, но его жизнь была полна разочарований и неспособности понять новое поколение. В то же время, простой сельский врач, Евгений Базаров, не имея богатства, обладал сильным умом, стремился к познанию и оставил после себя след в умах других. Его “богатство” заключалось в его идеях и стремлении к прогрессу. Таким образом, человек становится по-настоящему богат, когда он развивает свой интеллект, свои моральные качества и служит обществу, а не просто накапливает материальные ценности.”

Обоснование:

  • Соответствие теме: сочинение четко отвечает на поставленный вопрос.
  • Аргументация: приведен литературный пример (Тургенев “Отцы и дети”), который используется для иллюстрации тезиса. Примеры героев (Павел Петрович и Базаров) контрастируют и ярко показывают различие в понимании богатства.
  • Логичность и связность: мысли изложены последовательно, есть связь между тезисом, аргументом и выводом.
  • Грамотность: соблюдены орфографические и пунктуационные нормы.
  • Объем: соответствует минимальным требованиям*.

Пример отрывка итогового сочинения, получившего “незачет”*

Тема: Как вы понимаете смысл выражения “Не имей сто рублей, а имей сто друзей?” 

“Я считаю, что друзья очень важны. Они всегда помогут тебе, когда тебе грустно или когда тебе нужна помощь. Вот, например, если ты идешь в школу и у тебя нет денег на обед, а у друга есть, он даст тебе. А если ты споткнулся и упал, друг тебя поднимет. Деньги тоже важны, конечно, но друзья лучше. Они тебя любят.”

Обоснование:

  • Недостаточная аргументация: приведены поверхностные и бытовые примеры, которые не раскрывают глубины смысла пословицы. Отсутствует литературный или исторический аргумент, который потребовался бы для более серьезного раскрытия темы.
  • Недостаточная глубина рассуждений: тема раскрыта на уровне элементарного понимания, без анализа различных аспектов. Не проведено разграничение между “сто рублей” и “сто друзей” с точки зрения их значимости в разных ситуациях.
  • Отсутствие четкой структуры: работа не имеет вступления, основной части с развернутыми аргументами и заключения.
  • Неполнота раскрытия темы: несмотря на попытку ответить, сочинение не демонстрирует владения навыками анализа и обоснованного высказывания собственного мнения.

*Приведенные примеры – краткие отрывки для иллюстрации ошибок. Реальное итоговое сочинение имеет больший объем и требует более детальной проработки каждого из компонентов.

Частые ошибки с примерами

Собрали распространенные ошибки в зависимости от критериев оценивания.

Несоответствие теме: уход, неполное раскрытие, ответ на похожий вопрос. Пример: “Что такое честь?” Ученик пишет о самопожертвовании на войне, но не раскрывает, что же такое достоинство.

Аргументация и использование источников. Подмена доказательства пересказом сюжета. Пример: в сочинении на тему “Что такое дружба?” ученик пишет о том, что в романе “Война и мир” Андрей Болконский и Пьер Безухов были друзьями: встречались и разговаривали, а когда князя ранили, Пьер навестил его. В сочинении не проанализировано, почему отношения героев – дружба.

Искажение содержания, ошибки в именах героев, названиях произведений, важных событиях. Пример: утверждение, что роман “Преступление и наказание” написал И.С. Тургенев.

Композиция и логика в виде нарушения структуры, отсутствия вступления или вывода, перескакивание с мысли на мысль. Пример логической ошибки: “Война – это всегда трагедия. Так, в романе “Война и мир” много военных действий, но Пьер и Наташа смогли найти свое счастье”.

Качество письменной речи в виде клише, канцеляризмов (“автор ставит перед нами важную проблему…”, “данный герой”), неоправданные повторы (“В рассказе автор показывает… В рассказе автор говорит… В рассказе есть…”), жаргонизмы и разговорная лексика (“Печорин был реально рефлексирующим героем” или “Автор жестко критикует чиновников”.

Грамотность. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, сюда же относятся другие: от неправильного написания слов до расстановки знаков препинания и построения предложений.

FAQ

  • Как зарегистрироваться на экзамен?


    Действующие ученики должны подать заявление через свою школу. Выпускники прошлых лет обращаются в местные органы управления образования или пункты регистрации. С собой нужно взять паспорт и документ об образовании. В некоторых регионах доступна онлайн-регистрация через портал “Госуслуги” или региональный портал.

  • Что можно взять на сочинение?


    Можно взять только основные письменные принадлежности и документ, удостоверяющий личность. Помимо этого, участникам разрешается иметь при себе лекарства и еду при необходимости, специальные технические средства для людей с ОВЗ, а также орфографический словарь – его выдают на месте проведения.

  • Что посоветуете для успешной подготовки?


    Читать как можно больше классических и современных произведения, анализировать их, а не стараться пересказывать сюжеты, писать пробные сочинения с составлением плана и соблюдением требований и критериев оценки.

    Для успешной подготовки рекомендуется начинать за 2–3 месяца, так как это даст время на изучение материалов, а примерно за месяц до экзамена стоит начать писать черновики.

  • Где посмотреть все документы, которые связаны с госэкзаменом?


  • Где узнать результаты?


    В месте его написания (в своей школе) или онлайн на официальном информационном портале ЕГЭ (checkege.rustest.ru). Также результаты доступны на портале «Госуслуги» и в региональных информационных системах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оставьте заявку на обучение

Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию, бесплатный пробный день и неделю доступа к образовательной платформе

    Заполните поле
    Заполните поле
    Заполните поле
    Рекомендуем прочитать
    Online Gymnasia №1
    Захватывающая физика:
    8 книг для любознательных

    Наука — это круто! Для любознательных старшеклассников собрали 8 книг, которые рассказывают о физических законах, телепортации, невидимости и путешествиях во времени.

    Online Gymnasia №1
    Как сдать ОГЭ по английскому языку

    Чтобы хорошо сдать экзамен, необходимо понимать его структуру и особенности. Давайте разбираться, как эффективно подготовиться к ОГЭ по английскому языку в 2025 году.

    Online Gymnasia №1
    Как правильно читать “Войну и мир”, чтобы подготовиться к ЕГЭ

    Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” по-прежнему остается в списке обязательных к прочтению произведений. Собрали советы и список вопросов с ответами.

    Online Gymnasia №1
    Список профессий после 9 класса: какое направление выбрать

    Окончание девятого класса – переломный момент, когда перед учениками встает вопрос: куда двигаться дальше? В этой статье мы рассмотрим варианты профессий и дадим советы для осознанного выбора.

    Online Gymnasia №1
    35 нейросетей для учебы, с описанием функционала

    Нейросети уже помогают: писать и проверять тексты на русском или других языках, создавать картинки и разбирать школьные задачи. Собрали список из 35 нейросетей, которые помогут школьникам.

    Online Gymnasia №1
    Прием на целевое обучение
    с 2025 года

    Собрали информацию про прием на целевое обучение с 2025 года. Как подать заявление, какие документы нужны и что учитывать при выборе учебного заведения.

    вверх