О современном дистанционном обучении: технологии, методики преподавания, практики
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
По данным ВЦИОМ, 72% студентов остались довольны тем, как проходило их обучение в период пандемии 2019-2020. Причем 25% респондентов говорят о крайней степени удовлетворенности. А 44% родителей выпускников школ положительно оценили организацию учебного процесса. И, если раньше дистант ограничивался отправкой учебных материалов по почте, то сейчас используется видеосвязь и онлайн-доски, ученики активно общаются в чатах и выступают в роли учебных ассистентов. Вот что нужно знать о современном дистанционном обучении: технологии, методики преподавания и актуальные практики.
Дистанционные образовательные технологии – что это?
В традиционной школе или университете педагогу и школьнику не нужны специальные средства для взаимодействия друг с другом, так как это происходит с глазу на глаз, здесь и сейчас. Учитель дает задание, ученик выполняет его в тетради или у доски и получает оценку. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это инструменты, при помощи которых учитель и ученик могут общаться на расстоянии, даже если первый находится в Москве, а второй – во Владивостоке.
Какие задачи решают ДОТ:
- Помогают передать учебные материалы школьнику/студенту.
- Дают возможность обучаться самостоятельно.
- Позволяют контролировать процесс обучения и уровень подготовки ученика.
- Позволяют получать обратную связь от педагога.
Что относится к основным средствам ДОТ:
- Электронные библиотеки учебников, книг, журналов, пособий.
- Образовательные платформы.
- Видеолекции.
- Вебинары.
- Чат-боты и мессенджеры.
- Презентации.
- Симуляторы.
- VR-моделлеры.
- Виртуальная и дополненная реальность.
- Мобильные приложения.
Сферы применения ДОТ
Дистанционные образовательные технологии нашли применение во многих областях, в том числе в образовательных учреждениях (школах, колледжах, университетах), корпоративном обучении для сотрудников, самообразовании.
Стоит привести примеры, как это происходит в реальной жизни: дети получают школьное образование в онлайн-школе, студенты учатся с применением дистанционных технологий. И, к примеру, сотрудники IT-компании проходят переобучение.
Суть дистанционного обучения
Дистанционное обучение уходит корнями в 1728 год, когда учителя отправляли ученикам письма и наоборот.
Методики преподавания на дистанте
Существует несколько видов дистанционного обучения.
Синхронное – это когда обучение происходит в режиме реального времени, посредством видеосвязи. Методика также получила название “многие ко многим”. То есть педагог принимает участие в разработке плана, ставит задачи студентам или школьникам и контролирует процесс их выполнения. Ученики развивают навыки тайм-менеджмента, работы в команде, организаторские качества.
Асинхронное – это когда взаимодействие между учеником и преподавателем разделено во времени. Например, педагог излагает материал большой группе людей, но при этом не взаимодействует с каждым присутствующим. Либо школьники/студенты просматривают записи лекций и вебинаров на сайтах школ/вузов или специализированных ресурсах. Эту методику называют “один ко многим”.
Существует и метод “один к одному”. Для него характерны взаимоотношения ученика и учителя. Можно сказать, что это индивидуальное преподавание. В дистанционном обучении он реализуется при помощи телефона, голосовой и электронной почты, Скайп, Zoom и других платформ.
Самообучение – это метод, при котором ученик взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии педагогов.
Если дистанционное обучение включает в себя как синхронные, так и асинхронные занятия, или самообучение чередуется с методом “один к одному”, его называют смешанным. Например, во время пандемии 2019-2020 во многих школах и вузах преобладал синхронный формат занятий в Zoom и других платформах. По завершению определенной темы или курса проводили тесты или контрольные, а это уже методы асинхронного обучения. Получается, что многие учебные заведения склонялись к смешанному формату дистанта.
Практики в гибридном обучении, которые точно будут полезны
Можно было бы сказать, что дистант – это море возможностей. Но лучше рассказать о полезных практиках, которыми пользуются современные студенты и школьники.
Кооперативное онлайн-обучение
Речь об онлайн-документах, форумах, онлайн-досках – все это упрощает взаимодействие учеников друг с другом. Например, онлайн-доска дает возможность выражать мысли тем, кто не говорит не неродном для них языке. А учитель может в режиме реального времени наблюдать за работой и результатами и помогать, если ученики сталкиваются с трудностями.
Учебные ассистенты
Многие знают не понаслышке, что в первую полну пандемии 2019-2020 у педагогов были сложности с освоением дистанционных образовательных технологий. А повсеместный переход на удаленку показал, что помочь учителям могут сами школьники или студенты. Их назвали учениками-ассистентами. Они становились инициаторами обсуждений в чатах, задавали темы, реагировали на вопросы учеников, которых не заметил педагог, помогали сверстникам и учителям в решении технических проблем, например, связывались с тех поддержкой, если у кого-то не работала камера. И сейчас популярность учебных ассистентов только растет – они уже есть во многих онлайн-школах.
Общение в чатах
Отличный способ не только разобрать непонятную тему, но и лучше узнать друг друга. Часто ученики бояться признаться в классе, что не поняли тему. Гораздо проще написать об этом в общем чате. Да и учитель не робот – не всегда получается объяснить материал так, чтобы ни у одного школьника не осталось вопросов. Так что, преподавателям тоже стоит изучить возможности онлайн-бесед.
Видеозапись лекций
Вместо того, чтобы просить конспекты у одноклассников или одногруппников, можно посмотреть запись лекции – сейчас это обычное дело на дистанте. Это полезно не только для школьников и студентов, но и самих преподавателей – так они могут оценить со стороны качество подачи материала и при необходимости внести коррективы.
Если преподаватель из-за болезни или по личным причинам не может присутствовать на лекции в режиме онлайн, он может заранее ее записать. Не придется искать замену и переживать, что ученики будут отставать от программы.
Программы дистанционного обучения в школе
С 1 сентября 2023 года во всех школах, в том числе и частных были введены единые образовательные программы. Это позволило установить так называемый “потолок”, ниже которого нельзя дать знания школьнику, и уравнять детей со всех концов страны в получении образования.
Также в законе сказано, что образовательные организации сохраняют за собой право на разработку собственных образовательных программ, но их содержание и результаты должны быть не ниже тех, что предложили в Минпросвещении.
Получается, что на дистанте нет особенного плана – все дети учатся по одной и той же программе. Возможна разница в темпе изучения дисциплин – кому-то нужно больше времени для усвоения материала, а кто-то хочет пройти весь курс экстерном.
В Онлайн Гимназии №1 реализуются все основные общеобразовательные программы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года “Об образовании в Российской Федерации”. Помимо этого, школьники проходят дистанционно дополнительные курсы. Например, “Авторский курс подготовки к ОГЭ по русскому языку”
Преимущества и недостатки дистанционных образовательных технологий
Есть несколько причин, почему дистанционное обучение лучше для многих школьников и студентов
- Экономия времени. У обучающихся нет необходимости в посещении семинаров, лекций, вебинаров. Каждый тратит на обучение столько, сколько считает нужным.
- Болезни не станут помехой. Если заболел, но в целом чувствуешь себя неплохо, можно “прийти” на семинар, не боясь заразить других. Такая практика была во время пандемии 2019-2020.
- Детские травмы и буллинг в прошлом. Это нередкие явления в обычных школах, реже в вузах. Многие бывшие школьники даже будучи взрослыми не могут отпустить старые обиды. И не все люди готовы мириться с тем, что кто-то не такой, как они. На дистанте вопрос отпадает сам собой, а социализироваться можно и на дополнительных оффлайн занятиях, будь то танцы или рисование.
- Реально сконцентрироваться на действительно нужных вещах. Как происходит обучение в обычной школе? Половину урока кто-то рассказывает пройденный параграф, остальные 20-25 минут учитель объясняет новый материал. Что делают в это время ученики? Что угодно. Ведь кому-то проще самому освоить тему, чем ждать, пока это сделает учитель для всех.
- Легче определить, к чему лежит душа. На удаленке школьник
студент может сам распределять свое время. Ему не нужно сидеть пол дня в аудитории. А это значит, что появляется возможность участвовать в олимпиадах, читать интересную литературу, заниматься дополнительно тем, что нравится, пробовать что-то новое. В рамках самопознания можно не только раскрыть таланты, но и определиться с будущей профессией. - Плохое зрение – не проблема. По данным Минздрава, каждый третий россиянин страдает близорукостью, то есть плохо видит вдаль. А ведь эта проблема зачастую идет из детства, когда школьники дни напролет проводят за партами, забывая о том, как правильно держать спину. Много читают. Иногда боятся сказать учителю или родителям, что плохо видят с 3-4 парты и лучше бы пересесть поближе к доске. В современном дистанционном обучении таких проблем нет.
- Можно учиться из любой точки мира, где бы не находился школьник или студент, в Москве или Владивостоке, он всегда сможет подключиться к вебинару в режиме онлайн (при наличии хорошей интернет связи).
Есть и минусы:
- Отсутствие живого общения. Если школьник дополнительно не посещает секции и кружки, скорее всего, ему будет не хватать простых разговоров со сверстниками.
- Отсутствие контроля. На дистанте нужна самодисциплина и самостоятельность. Не каждый школьник способен “заставить” себя делать уроки без контроля со стороны. И не в каждой онлайн-школе есть система, контролирующая присутствие или отсутствие ученика на уроке. (В Онлайн Гимназии №1 такая система есть).
- Необходимость в постоянном доступе к информационным источникам. Для организации учебы на дистанте нужен хороший ПК и выход в Интернет. Если отключат свет или сломается компьютер, процесс придется приостановить.
Конечно, у дистанта больше преимуществ, нежели недостатков. Строго говоря, за ним будущее, ведь перед школьниками открываются новые возможности: учиться в той школе, что нравится, не пропускать занятия по болезни, повторять темы в записи, ставя на паузу в самые сложные моменты, сдавать аттестацию для перехода в следующий класс в своем темпе, и многие другие. Студенты могут учиться удаленно и работать, получая профессиональный опыт еще до выпуска из вуза. Поэтому имеет смысл изучить вопрос современного дистанционного обучения. Уделить внимание полезным практикам и узнать о существующих методиках образования.