Памятка по взаимодействию с подростками
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
“Да он меня совсем не слышит, не слушает, не понимает!” – заявляют родители подростков 11-16 лет практически на каждой консультации. “Сделайте с ним что-нибудь!” Хотела бы, но это так не работает. Есть проблема: мы говорим не то, что хотят услышать дети. Не в наших силах изменить другого человека, но возможно изменить саму систему взаимоотношений с подростком.
Используйте правильные приемы в общении
- Вместо игнорирования чувств подростка, выразите его мысли и чувства словами.
Подросток: “Я больше не пойду в эту школу. Меня все бесит. Отстаньте от меня!”.
Родитель: “Солнце мое, я понимаю, что учеба дается тебе непросто и ты злишься. Учиться – это вообще самое тяжелое. Гораздо легче применять то, что уже знаешь. Я прекрасно понимаю, ты раздражен, это нормально. Я поддерживаю тебя и готова помочь. Расскажи, что в школе бесит больше всего?”.
Результат: Родитель не в силах избавить ребенка от чувств раздражения и злости. Но выражая чувства словами, вы помогаете примириться с трудностями и набраться сил двигаться дальше.
- Вместо критики – реагируйте словами поддержки.
Подросток: “У меня завтра по литературе доклад по Грибоедову, надо было сделать презентацию и реферат написать и распечатать. А я забыл”.
Родитель: “Неужели? Понятно! Ох, как же так… Горе от ума”.
Результат: Даже минимальное сочувствие, вместо привычной критики, дает подростку ощущение, что его понимают и принимают.
- Вместо нравоучений и логических объяснений – представьте желаемое в воображении и с добрым юмором.
Подросток: “Хочу забить татуировками рукава и тоннели в ушах пробить”.
Родитель: “Вижу тебе это хочется сделать прямо сейчас. Ты была бы самая яркая и крутая в классе. Все бы с тобой дружили и восхищались твоей смелостью. А я была бы мамой суперзвезды. Но давай дождемся твоего совершеннолетия!”
Результат: давая подростку желаемое в фантазиях, обозначая словами его внутренние потребности, мы помогаем принять реальность.
- Вместо манипуляций и компромиссов – посочувствуйте, одновременно ставя границы.
Подросток: “Все наши собираются у Димы с ночевкой, у него родители уехали. У меня уже нет такой температуры, тоже пойду”.
Родитель: “Очень бы хотелось тебя отпустить с друзьями, понимаю, что остаться дома, когда все тусуются, очень неприятно и обидно. И представляю, как ты будешь рад, когда окончательно поправишься”.
Результат: когда мы относимся с пониманием и сочувствием к неприятностям ребенка, мы помогаем согласиться с жесткими рамками и здравым смыслом. Ответственность за ребенка всегда несет родитель и, не поддаваясь на провокации, мы поддерживаем и укрепляем свой авторитет.
Ответственность несет взрослый
Строить новую систему взаимоотношений – сложный, ответственный и долгий путь, но зачастую единственный.
Вот еще несколько фраз, которые 100% важно слышать вашему подростку.
- Я люблю тебя, чтобы ни случилось.
- Я верю в тебя, ты сможешь.
- Я горжусь тобой.
- Прости, я была не права / я был несправедлив к тебе.
- Ошибаться нормально.
- Ты всегда можешь на меня рассчитывать.
Помните, отношения – это труд, а за отношения с подростком ВСЕГДА несет ответственность взрослый!