Входной диктант: что это, зачем нужен, как подготовиться
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Контрольная работа по русскому языку, проводимая в начале учебного года, это и есть входной диктант. Его цель – проверить знания, полученные за прошлый учебный год, определить, насколько ребенок усвоил материал, пройденный в предыдущем классе. Поэтому диктант пишут в начале года, как правило, в сентябре, все ученики до 9 класса включительно.
Типы входных диктантов
- Диктант на проверку орфографии имеет целью проверку умения правильно писать слова с трудными орфограммами (например, на чередующиеся и непроизносимые гласные, мягкий знак, буквы “и” и “ы”).
- Диктант на проверку пунктуации фокусируется на правильном использовании знаков препинания в предложениях, особенно в сложных и сложносочинённых.
- Диктант на проверку грамотности включает задания на орфографию, пунктуацию, а также на знание грамматических норм языка.
- Диктант на диктовку текста с параллельной перепиской. Текст диктуется ученику для того, чтобы он записал его, соблюдая правильность написания, а также перезаписал некоторые части текста в другом контексте или для проверки грамотности.
- Творческий диктант предполагает использование заданных тем или ключевых слов. Ученик должен дописать текст, обращая внимание на творческую составляющую и соблюдение грамматических норм.
- Диктант с грамматическими вставками. Ученик должен вставить правильные формы слов, учитывая синтаксические и грамматические особенности текста.
- Интерактивный диктант используется в цифровых форматах, где ученик записывает ответы, а программа сразу проверяет их на ошибки.
Каждый тип диктанта позволяет фокусироваться на различных аспектах языка и помогает развивать нужные навыки.
А разделяются работы по объему:
- 5 класс – 90-100 слов.
- 6 класс – 100-10 слов.
- 7 класс – 110-120 слов.
- 8 класс – 120-150 класс.
- 9 класс – 150-170 слов.
Подготовка к диктанту
Входной диктант для учеников может быть стрессом. Чтобы уменьшить волнение и повысить уверенность в собственных силах, необходимо правильно готовиться к работе.
Чтение и анализ текстов
Чтение направлено на развитие зрительной памяти. В процессе ученик запоминает, как правильно пишутся, употребляются многие слова. Дополнительно чтение помогает пополнить словарный запас. Полезно также анализировать тексты. Это позволяет глубже понять его структуру, языковое оформление. Ученику будет легче понять и осмыслить прочитанное.
Регулярные тренировки
Периодическое написание диктантов способствует лучшему запоминанию правил правописания. Дополнительно так можно выявить, какие ошибки ученик допускает чаще, и уделить им больше внимание. Регулярные тренировки улучшают результат контрольной, ребенок начинает чувствовать себя увереннее.
Использование аудио-диктантов
Аудио-диктанты являются хорошей альтернативой привычным школьным контрольным. Ученик учится воспринимать текст на слух, переносить его на бумагу. При использовании специальной программы для самостоятельной подготовки, проверка орфографии проводится автоматически. Ребенок сразу видит ошибки и может их проработать.
Мотивация и психологическая подготовка
Отмечалось, что ученики волнуются перед диктантом. Особенно, когда речь о проверке знаний за предыдущий год. Поэтому важен настрой. Не стоит давить на ребенка. Необходимо подготовить его психологически к предстоящей контрольной. Ведь сильное волнение и стресс могут навредить даже самому подготовленному ученику. Мотивация благоприятно влияет на учебный процесс. Родители должны поощрять ребенка за его старания.
Ошибки и трудности при написании
Логично, что в работах есть свои часто встречающиеся трудности, поэтому стоит их проанализировать.
Типичные орфографические ошибки
Связаны с правильным написанием слов. Например, наличие мягкого знака после шипящих в существительных и глаголах. Часто встречаются ошибки при написании –тся/-ться. Ученики путаются при правописании разделительного мягкого знака, наличия или отсутствия непроизносимой буквы. Распространенным является слитное или раздельное написание слов.
Пунктуационные ошибки
Связаны с неправильной постановкой знаков препинания. Распространены трудности с выбором между двоеточием, тире или запятыми. Подобные ошибки возникают в сложных предложениях, там, где присутствует сравнительный оборот.
Речевые ошибки в сочинениях
Связаны с неправильным употреблением слов, неграмотным построением предложения, всего текста. Примерами являются нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов и синонимов. Часто встречается использование слов в неправильном значении.
Примеры входных диктантов для разных классов
Приведем примеры входных диктантов по классам, ориентированные на разные уровни сложности и типы ошибок:
5-й класс
Тема: Орфография и пунктуация. Пример диктанта: “В лесу было много деревьев, среди которых росли высокие сосны, березы и липы. На поляне, среди трав, увидели зайца. Он быстро побежал в лес и исчез за деревьями. Заяц – животное очень осторожное, его трудно поймать…”
Цели:
- Проверка правильности написания слов (березы, липы).
- Применение правил постановки запятых при однородных членах предложения и вводных словах.
6-й класс
Тема: Орфография и правописание сложных слов. Пример входной контрольной работы: “Весной на нашем садовом участке расцвели красивые цветы. Мы посадили много кустарников, среди которых были розы, флоксы и петунии. Все растения нуждаются в особом уходе, особенно в летний период…”
Цели:
- Проверка орфографии сложных слов (садовом, участке, цветы).
- Внимание к правилам правописания приставок (недавно, особенно).
7-й класс
Тема: Орфография, синтаксис, пунктуация. Пример диктанта: “Когда мы приехали на озеро, сразу увидели красивую картину: на поверхности воды плескались утки, а в небе летели стаи журавлей. Вдали виднелась небольшая деревушка, и в ее окрестностях шумел лес. Мы решили пройтись вдоль берега…”
Цели:
- Пунктуация при вводных словах (например, сразу увидели).
- Применение правил написания сложных предложений.
8-й класс
Тема: Орфография, пунктуация, сложные предложения. Пример контрольного диктанта: “Летний вечер. Вечером небо было чистым, и только несколько облаков медленно плыли по небу. Мы сидели на берегу и смотрели на закат. Внезапно вокруг нас появился ветер, и листья начали кружиться в воздухе, как маленькие снежинки…”
Цели:
- Проверка орфографии (ветер, кружиться, небо).
- Пунктуация в сложных предложениях (деепричастные обороты и их постановка).
9-й класс
Тема: Орфография, пунктуация, грамматические ошибки. Пример входной контрольной работы: “Мы учим русский язык, потому что это наш родной язык. Знание родного языка помогает людям глубже понять культуру и традиции своего народа. Он является важным инструментом общения, который позволяет людям понимать друг друга. К сожалению, в последние десятилетия наблюдается снижение уровня грамотности, и это вызывает беспокойство у многих людей…”
Цели:
- Проверка орфографии слов с трудными правописаниями (язык, грамотности, понимаем).
- Применение правил постановки запятых при вводных словах и сложносочинённых предложениях.
10-й класс
Тема: Орфография, синтаксис, сложные предложения. Пример диктанта: “Мудрость заключается не только в знаниях, но и в умении видеть скрытые смыслы. Жизнь непредсказуема, и каждое ее мгновение ценится по-своему. Люди, которые умеют находить смысл в каждом моменте, становятся счастливыми, а их жизнь наполнена гармонией…”
Цели:
- Проверка орфографии слов с трудными буквами (мудрость, ценится, гармония).
- Сложные предложения с обособленными членами предложения (выделение деепричастных оборотов).
Подобные письменные работы помогают проверить знания орфографии, пунктуации и грамматики, соответствующие возрасту и уровню учащихся.
Вопросы и ответы о входных диктантах
-
Когда начинать подготовку к диктанту?
Рекомендуется готовиться к контрольной за несколько дней до нее. Но в случае с входным диктантом лучше уделить ему больше времени из-за того, что он затрагивает все основные темы за предыдущий класс. Также важна регулярность. Достаточно ежедневно уделять этому 20-50 минут. Примеры входного диктанта позволят облегчить процесс подготовки.
-
Как родители могут помочь ребенку с подготовкой?
Взрослые могут побыть в роли учителя и диктовать ребенку текст. Это позволит ученику научиться лучше и легче воспринимать слова на слух. Также родители должны мотивировать старания ребенка, поощрять его, поддерживать и хвалить.
Входной диктант позволяет проверить, насколько хорошо каждый ученик усвоил программу предыдущего года. Это поможет определить пробелы в знаниях на раннем этапе и быстро их устранить. Регулярная правильная подготовка укрепляет знания и повышает уверенность ребенка в собственных силах.