
Диктанты по русскому языку для 5-11 классов проводят для оценки орфографии, лексики, грамматики. Тексты подбираются из художественных. Рассказываем на что обращать внимание при подготовке.
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Контрольная работа по русскому языку, проводимая в начале учебного года, это и есть входной диктант. Его цель – проверить знания, полученные за прошлый учебный год, определить, насколько ребенок усвоил материал, пройденный в предыдущем классе. Поэтому диктант пишут в начале года, как правило, в сентябре, все ученики до 9 класса включительно.
Каждый тип диктанта позволяет фокусироваться на различных аспектах языка и помогает развивать нужные навыки.
А разделяются работы по объему:
Входной диктант для учеников может быть стрессом. Чтобы уменьшить волнение и повысить уверенность в собственных силах, необходимо правильно готовиться к работе.
Чтение направлено на развитие зрительной памяти. В процессе ученик запоминает, как правильно пишутся, употребляются многие слова. Дополнительно чтение помогает пополнить словарный запас. Полезно также анализировать тексты. Это позволяет глубже понять его структуру, языковое оформление. Ученику будет легче понять и осмыслить прочитанное.
Периодическое написание диктантов способствует лучшему запоминанию правил правописания. Дополнительно так можно выявить, какие ошибки ученик допускает чаще, и уделить им больше внимание. Регулярные тренировки улучшают результат контрольной, ребенок начинает чувствовать себя увереннее.
Аудио-диктанты являются хорошей альтернативой привычным школьным контрольным. Ученик учится воспринимать текст на слух, переносить его на бумагу. При использовании специальной программы для самостоятельной подготовки, проверка орфографии проводится автоматически. Ребенок сразу видит ошибки и может их проработать.
Отмечалось, что ученики волнуются перед диктантом. Особенно, когда речь о проверке знаний за предыдущий год. Поэтому важен настрой. Не стоит давить на ребенка. Необходимо подготовить его психологически к предстоящей контрольной. Ведь сильное волнение и стресс могут навредить даже самому подготовленному ученику. Мотивация благоприятно влияет на учебный процесс. Родители должны поощрять ребенка за его старания.
Логично, что в работах есть свои часто встречающиеся трудности, поэтому стоит их проанализировать.
Связаны с правильным написанием слов. Например, наличие мягкого знака после шипящих в существительных и глаголах. Часто встречаются ошибки при написании –тся/-ться. Ученики путаются при правописании разделительного мягкого знака, наличия или отсутствия непроизносимой буквы. Распространенным является слитное или раздельное написание слов.
Связаны с неправильной постановкой знаков препинания. Распространены трудности с выбором между двоеточием, тире или запятыми. Подобные ошибки возникают в сложных предложениях, там, где присутствует сравнительный оборот.
Связаны с неправильным употреблением слов, неграмотным построением предложения, всего текста. Примерами являются нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов и синонимов. Часто встречается использование слов в неправильном значении.
Приведем примеры входных диктантов по классам, ориентированные на разные уровни сложности и типы ошибок:
Тема: Орфография и пунктуация. Пример диктанта: “В лесу было много деревьев, среди которых росли высокие сосны, березы и липы. На поляне, среди трав, увидели зайца. Он быстро побежал в лес и исчез за деревьями. Заяц – животное очень осторожное, его трудно поймать…”
Цели:
Тема: Орфография и правописание сложных слов. Пример входной контрольной работы: “Весной на нашем садовом участке расцвели красивые цветы. Мы посадили много кустарников, среди которых были розы, флоксы и петунии. Все растения нуждаются в особом уходе, особенно в летний период…”
Цели:
Тема: Орфография, синтаксис, пунктуация. Пример диктанта: “Когда мы приехали на озеро, сразу увидели красивую картину: на поверхности воды плескались утки, а в небе летели стаи журавлей. Вдали виднелась небольшая деревушка, и в ее окрестностях шумел лес. Мы решили пройтись вдоль берега…”
Цели:
Тема: Орфография, пунктуация, сложные предложения. Пример контрольного диктанта: “Летний вечер. Вечером небо было чистым, и только несколько облаков медленно плыли по небу. Мы сидели на берегу и смотрели на закат. Внезапно вокруг нас появился ветер, и листья начали кружиться в воздухе, как маленькие снежинки…”
Цели:
Тема: Орфография, пунктуация, грамматические ошибки. Пример входной контрольной работы: “Мы учим русский язык, потому что это наш родной язык. Знание родного языка помогает людям глубже понять культуру и традиции своего народа. Он является важным инструментом общения, который позволяет людям понимать друг друга. К сожалению, в последние десятилетия наблюдается снижение уровня грамотности, и это вызывает беспокойство у многих людей…”
Цели:
Тема: Орфография, синтаксис, сложные предложения. Пример диктанта: “Мудрость заключается не только в знаниях, но и в умении видеть скрытые смыслы. Жизнь непредсказуема, и каждое ее мгновение ценится по-своему. Люди, которые умеют находить смысл в каждом моменте, становятся счастливыми, а их жизнь наполнена гармонией…”
Цели:
Подобные письменные работы помогают проверить знания орфографии, пунктуации и грамматики, соответствующие возрасту и уровню учащихся.
Рекомендуется готовиться к контрольной за несколько дней до нее. Но в случае с входным диктантом лучше уделить ему больше времени из-за того, что он затрагивает все основные темы за предыдущий класс. Также важна регулярность. Достаточно ежедневно уделять этому 20-50 минут. Примеры входного диктанта позволят облегчить процесс подготовки.
Взрослые могут побыть в роли учителя и диктовать ребенку текст. Это позволит ученику научиться лучше и легче воспринимать слова на слух. Также родители должны мотивировать старания ребенка, поощрять его, поддерживать и хвалить.
Входной диктант позволяет проверить, насколько хорошо каждый ученик усвоил программу предыдущего года. Это поможет определить пробелы в знаниях на раннем этапе и быстро их устранить. Регулярная правильная подготовка укрепляет знания и повышает уверенность ребенка в собственных силах.
Диктанты по русскому языку для 5-11 классов проводят для оценки орфографии, лексики, грамматики. Тексты подбираются из художественных. Рассказываем на что обращать внимание при подготовке.
В 2025 году выбор онлайн-школы для ребенка может показаться сложной задачей. Но не волнуйтесь! Давайте разберемся, на что стоит обратить внимание.
Родители нередко испытывают необъяснимую тревогу и беспокойство из-за изменений в жизни ребенка. Поговорили на эту тему с директором Онлайн Гимназии №1.
В статье рассмотрим ключевые аспекты домашнего обучения: от выбора программы до мотивации и контроля успеваемости.
Записаться на любой курс вы можете через Личный Кабинет Родителя
Если возникли сложности, обратитесь к куратору класса!
Заполните форму заявки, и мы свяжемся с вами
Запись на курс временно приостановлена. Можете оставить свои контактные данные в форме ниже и мы сообщим вам, когда начнется набор на курс.
За 1 месяц
За 3 месяца
За год
*только для новых учеников!