
Узнайте, что такое входной диктант, как его провести и почему он важен для проверки знаний. Советы учителям и родителям для успешного проведения диктанта.
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Существуют разнообразные типы диктантов по русскому языку, позволяющие проверить не только орфографию, но и лексику, и грамматические способности. При этом тексты для диктантов 5-11 классов имеют развивающую функцию, расширяют у учащихся навыки аудирования. Некоторые виды диктантов могут носить творческий характер.
Текстовая основа для школьных диктантов создает благоприятные условия для проверки базовых знаний в теоретическом и практическом плане, позволяет оценить уровень освоения учебного материала в соответствии с установленными государственными стандартами.
Контрольная работа иллюстрирует как усваиваются программные орфограммы учеником.
Задания из грамматики способны выявить практические навыки в разборе синтаксических конструкций.
В области методики преподавания русского языка представлена целая система обучающих диктантов, которая направлена на закрепление умения видеть и узнавать орфограммы внутри текста, на развитие речевых навыков обучающихся.
Такой вид проверочной работы – оценочный материал, необходимый для проверки знаний в области пунктуации. Разрабатывается он, опираясь на следующие принципы: определение списка центральных пунктограмм, изучаемых в течение года, формулировка перечня планируемых итогов, полученных с помощью задания, подбор текста и его адаптация к полученным знаниям учеников.
Текстовый материал, используемый для проверки грамотности, опирается на следующие важные принципы. Подборка текстов обязательно учитывает возможность работать с ним для всех обучающихся, для этого ведется адаптационное освоение, применяемой контекстной базы. В результате он будет содержать все пройденные за год пунктограммы и орфограммы.
Школьная программа по русскому языку в 6 классе нацелена на повышение уровня овладения предметными компетенциями у обучающихся. В диктанте будет 4 вида заданий: на контекстное освоение, на овладение морфологическим и звуковым разбором словоформ, пунктуационными знаниями.
Типы орфографических диктантов с усложнениями:
Их главная функция совпадает с основным целеполаганием – необходимостью проверки приобретенных навыков относительно операций с пунктуационными знаками, также такая проверочная форма работы способствует выявлению проблемных мест в усвоении пунктуации для последующей отработки соответствующих умений путём включения в упражнения необходимого теоретического материала.
Бесплатные видеоуроки по русскому языку для 5-11 классов.
Контрольные работы по русскому языку и входящие в них текстовые задания основаны на проверке следующих возможностей школьников:
В связи с этим в проверочные тексты вводят задания, предполагающие включение развернутого ответа, создание собственного мнения по тексту и подробного плана.
Задача подобной формы проверки – соотнести реальное освоение школьного материала с планированием обучения по теме «Повторение изученного в 5-6-х классах». Итоги проверочной работы используются для организации коррекционных упражнений, с целью повышения результатов учеников по пройденным темам.
Содержательный план проверочной работы данного типа направлен на установление уровня навыков, выбора определенных условий для написания:
Распределение пунктограмм:
Задания по грамматике помогают учащимся развить навыки, которые они могут использовать на практике.
Подобные варианты проверочного задания используют для обучения вариантам замены прямой речи косвенной, с учетом особенностей синтаксического контекста по цели высказывания. Эта форма работы помогает учащимся учить новую тему самостоятельно и улучшать орфографию и пунктуацию.
Педагог показывает текст школьникам по правилам произношения русского языка. Сначала идет этап прослушивания. Затем производится запись отдельных предложений в определенном порядке. Учащиеся, прослушав материал, приступают к его трансляции на письме. Когда задание выполнено осуществляется повторное чтение контекста для самопроверки.
Форма контроля по русскому языку в 8 классе осуществляется в виде диктанта с грамматическим заданием. Первая часть содержит материал, направленный на базовую проверку степени владения предметными возможностями учащихся, вторая часть включает в свой состав 3 заданий: анализ морфемного строения словоформы, морфологический разбор, определение синтаксических особенностей предложений.
Для учеников 8 классов используются контрольные диктанты с грамматическим заданием, охватывающим проверку материала, пройденного в течение учебного года. В них учитываются основные тематические подразделы учебной программы, касающиеся изучения типов простого осложнённого предложения. В грамматической части присутствуют вопросы разного уровня сложности.
Фактическая основа объяснительного диктанта базируется на проверке способностей школьника заметить имеющиеся в контексте орфограммы. Подобные задания развивают орфографическую зоркость и позволяет отработать навык применения теоретических знаний.
Подобные разновидности диктантов распределены по ключевым темам, содержат грамматические задания. Их контекст используют также для комплексной аналитической работы. Также его применяют для совершенствования стилистических знаний.
Для результативного выполнения итоговой аттестационной работы пригодится закрепление умения анализировать синтаксические особенности простого и сложного предложения, отличать второстепенные члены, однородные члены внутри контекстной единицы, выделять обращения, вводные и вставные конструкции, выделять структуры предложений с обособленными членами.
Взаимосвязь между диктантами для подготовки к госэкзамену основывается на концептуальном подходе к выбору языкового материала, общим построением модели работы. Все вопросы относятся к базовому уровню сложности. Среди них выделяется синтаксический анализ, пунктуационные особенности, применение орфограмм и установленных грамматических норм.
Курс “Систематизация знаний по русскому языку и введение в ОГЭ” поможет освежить знания и заполнить пробелы.
Педагог знакомит школьников с текстом, они транслируют его в свою тетрадь. После записи производится зачитывание с пояснением заданных орфограмм и пунктограмм, осуществляется самопроверка в классе. Данное задание способствует развитию фонематического слуха и повышает самостоятельность учеников.
В 10 классе применяют для проверочных работ текстовые формы до 200 слов. Также используются дополнительные задания разного уровня сложности по орфографии и пунктуации, речевой культуре и стилистике. Диктанты проводят 4 раза за учебный год. Начальный этап знаменуется диагностической формой, устанавливающей уровень остаточных знаний у школьников.
Центральным компонентом в системе обучения правописанию становится самостоятельная работа школьников над допущенными недочетами. Их коррекция предполагает предупреждение возможных ошибок при изучении тем школьного курса в будущем, дает возможность спрогнозировать появление типичных трудностей в дальнейшем.
Пунктуация повышенной сложности направлена на оценку знаний детей, имеющих серьёзную дополнительную подготовку по русскому языку. Пунктуационный диктант содержит наиболее важные темы и сложные случаи. В контексте есть пропуски пунктуационных знаков, которые необходимо заполнить в соответствии с правилами.
Подбор текстов для школьников 10 класса в первой четверти имеет своей целью систематизировать приобретенные языковые навыки, подготовить их к успешному восприятию новых тем. Задания к ним отличаются разнообразием и большим охватом различных тем.
Итоговая контрольная работа состоит из 26 заданий с коротким типом ответов.
Встречаются такие требования:
Большинство ответов формируются в виде цифровых кодов.
Подготовительный этап выстраивается по русскому языку следующим образом, в заданиях представлена совокупность разноформатных упражнений, отличающихся друг от друга по уровню сложности. Большинство из них предполагает развернутый ответ в соответствии с нормативной базой, установленной государственным образовательным стандартом.
Осталось мало времени для подготовки? Запишитесь на экспресс курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В примерах диктантов для средней и старшей школы встречаются трудные случаи орфограмм и пунктограмм. В их состав входят: написание приставок с чередующейся гласной в корнях, удвоенной согласной, употребление дефиса, использование ни и не, корректное применение личных глагольных окончаний.
Сложности применения пунктограмм, чаще всего, вызывают: знаковая расстановка в синтаксических конструкциях сложносочиненного типа, в предложениях с несколькими придаточными, распределение запятых в бессоюзном контексте, разграничение разных типов связи.
Диктант, предназначенный на проверку готовности учащихся по определенной теме, может содержать основные орфограммы или пунктограммы, включенные в пройденный материал. Он помогает оценить прочность ранее приобретенных школьниками знаний. Итоговые годовые и четвертные работы охватывают широкий тематический комплекс. Тексты подбираются с учетом присутствия изученных ранее пунктограмм и орфограмм.
Исправлению подлежат, но не учитываются при балльной оценке ошибки пунктуационного и орфографического характера:
Количественный подсчет ошибочных употреблений орфограмм и пунктограмм основан на принципе – две негрубые ошибки принимаются за одну.
В случае допущения ошибки на правило, которое еще не было пройдено по программе, общая оценка не снижается.
Несколько советов для школьников по самопроверке диктантов:
Также для улучшения навыков написания диктантов рекомендуется регулярно практиковаться.
Мы подробно написали про “Тотальный диктант: что это, где проводится, как написать”, поэтому не будем его описывать. Отметим лишь, что участвовать могут и школьники, и взрослые, вообще, все желающие.
Чтобы хорошо писать орфографические и пунктуационные диктанты по русскому языку для 5-11 классов, нужно больше практики в написании текстов под диктовку, тогда вероятность хорошей оценки значительно возрастет.
Узнайте, что такое входной диктант, как его провести и почему он важен для проверки знаний. Советы учителям и родителям для успешного проведения диктанта.
В 2025 году выбор онлайн-школы для ребенка может показаться сложной задачей. Но не волнуйтесь! Давайте разберемся, на что стоит обратить внимание.
Родители нередко испытывают необъяснимую тревогу и беспокойство из-за изменений в жизни ребенка. Поговорили на эту тему с директором Онлайн Гимназии №1.
В статье рассмотрим ключевые аспекты домашнего обучения: от выбора программы до мотивации и контроля успеваемости.
Записаться на любой курс вы можете через Личный Кабинет Родителя
Если возникли сложности, обратитесь к куратору класса!
Заполните форму заявки, и мы свяжемся с вами
Запись на курс временно приостановлена. Можете оставить свои контактные данные в форме ниже и мы сообщим вам, когда начнется набор на курс.
За 1 месяц
За 3 месяца
За год
*только для новых учеников!