Подборка аргументов по авторам для сочинения на ЕГЭ: краткие характеристики, примеры, темы и готовые формулировки.
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Подготовка к сочинению на ЕГЭ по русскому языку проходит комплексно. Ученики 11-ых классов сталкиваются со множеством требований: четко следовать структуре, грамотно формулировать проблему и позицию автора, подбирать убедительные аргументы из литературы. В процессе изучения инструментов, которые помогут лучше справиться с экзаменом, школьники сталкиваются и с новыми для себя терминами. Один из них – тематические корзины. Разберемся, что это такое и как они помогают ученикам написать сочинение.
Тематические корзины – это неформальный, но широко используемый в подготовке к ЕГЭ термин. Он обозначает структурированные подборки материала по ключевым темам, которые могут встретиться в сочинении.
По сути, тематические корзины ЕГЭ – это своего рода “папки”, где собраны:
Зачем нужны тематические корзины по русскому языку:

Тематические корзины для сочинения ЕГЭ строятся по единому принципу:
Вот как могут выглядеть тематические блоки:
Зная, как составить тематическую корзину, вы упорядочите процесс повторения и снизите уровень стресса: все необходимое будет под рукой. Следуйте нашей инструкции.
Шаг 1. Разбор направлений ЕГЭ. Ознакомьтесь с актуальными направлениями, опубликованными ФИПИ. Выделите 5–7 самых часто встречающихся ключевых тем, как то: “нравственный выбор”, “роль искусства”, “семья и традиции”.
Шаг 2. Распределение аргументов по корзинам. Для каждой темы сформируйте корзину: подберите 2–3 подтемы; для каждой подтемы – 2–3 аргумента; к каждому аргументу подберите 1–2 литературных примера. В завершение этого этапа работы напишите краткий комментарий (1–2 предложения) к каждому примеру.
Шаг 3. Тренировка написания по корзинам. Попробуйте самостоятельно сформулировать проблему и позицию; подобрать аргументы без подсказок; вписать литературные примеры и комментарии; написать черновик сочинения, используя структуру корзины. Регулярная тренировка (1–2 раза в неделю) поможет довести работу с корзинами до автоматизма.
Подтема: историческая память.
Аргумент: сохранение памяти о войне как долг перед погибшими и залог мира.
Произведение: “Живые и мертвые” К. М. Симонова.
Комментарий: герой хранит память о товарищах, чтобы не допустить повторения трагедии.
Подтема: личная память.
Аргумент: воспоминания формируют личность и связь с корнями.
Произведение: “В списках не значился” Б. Л. Васильева.
Комментарий: память о подвиге становится частью самоидентификации героя.
Подтема: конфликт ценностей.
Аргумент: непонимание между отцами и детьми возникает из‑за разницы эпох.
Произведение: “Отцы и дети” И. С. Тургенева.
Комментарий: Базаров и Кирсановы спорят о традициях, науке, любви, но в финале находят точки соприкосновения.
| Тема | Подтема | Аргумент | Произведение | Комментарий |
| Память и забвение | Историческая память | Важность сохранения памяти о войне | “Живые и мертвые” К. М. Симонов | Герой хранит воспоминания о погибших, чтобы не допустить повторения трагедии |
| Память и забвение | Личная память | Воспоминания как основа идентичности | “В списках не значился” Б. Л. Васильев | Память о подвиге формирует личность героя |
| Диалог поколений | Конфликт ценностей | Разрыв между поколениями из‑за смены эпох | “Отцы и дети” И. С. Тургенев | Базаров и Кирсановы спорят о традициях, но в финале находят общий язык |
| Диалог поколений | Преемственность | Опыт старших помогает младшим | “Война и мир” Л. Н. Толстой | Мудрые советы старого князя Болконского влияют на Андрея |
| Честь и достоинство | Моральный выбор | Честь требует жертв | “Капитанская дочка” А. С. Пушкин | Гринев отказывается присягать Пугачеву, сохраняя верность долгу |
| Честь и достоинство | Ответственность за слова | Слово может ранить или исцелить | “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов | Печорин осознает силу слов, но использует ее во вред |
Подтема: преемственность.
Аргумент: опыт старших помогает младшим избежать ошибок.
Произведение: “Война и мир” Л. Н. Толстого.
Комментарий: мудрость старого князя Болконского влияет на мировоззрение Андрея.
Подтема: моральный выбор.
Аргумент: честь требует жертв, но сохраняет внутреннее достоинство человека.
Произведение: “Капитанская дочка” А. С. Пушкина.
Комментарий: Петр Гринев отказывается присягать Пугачеву, рискуя жизнью, но сохраняя верность долгу.
Подтема: ответственность за слова.
Аргумент: слово – это инструмент, который может как исцелить, так и ранить.
Произведение: “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова.
Комментарий: Печорин осознает силу своих слов, но использует ее во вред другим, теряя честь.

Таких корзин, а по сути, шаблонов для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому, соберется много. Как запомнить аргументы, к каким темам они относятся? Используйте наши рекомендации.
Пример заполненной таблицы для тематической корзины
| Тема | Подтема | Аргумент | Произведение | Комментарий |
| “Человек и природа” | Ответственность за слова и поступки в отношении природы | В повести В. П. Астафьева “Царь‑рыба” герой-браконьер Игнатьич долгое время оправдывает свои действия (“рыба – товар, а не святыня”). Его слова отражают потребительское мировоззрение, которое прямо ведет к экологическому вреду. Перелом наступает, когда он сам оказывается на грани гибели: осознает, что язык оправданий разрушил его связь с природой. | В. П. Астафьев, “Царь‑рыба” | Астафьев показывает: слова – не просто звуки, а программа действий. Пока Игнатьич говорит о природе как о “ресурсе”, он и поступает соответственно – браконьерствует. Лишь когда он находит другие слова (“прости”, “виноват”), начинается его нравственное пробуждение. |
| В сказке А. де Сент‑Экзюпери “Маленький принц” главный герой повторяет: “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”. Эти слова становятся манифестом бережного отношения: они не просто красивы, а задают правило жизни. Через простую фразу автор передает идею о личной обязанности каждого заботиться о природе. | А. де Сент‑Экзюпери, “Маленький принц” | Сент‑Экзюпери показывает: правильные слова могут воспитывать экологическую культуру. Фраза Маленького принца не является лозунгом, скорее, инструкцией к действию. Ответственность за природу начинается с языка: с умения называть вещи своими именами и формулировать нравственные принципы. |
Завтрашние выпускники, волнуясь, что не сдадут экзамен, спрашивают, как выбрать аргументы для сочинения. Нет никакой секретной формулы, просто регулярный анализ литературных произведений, выделение главных мыслей и определение примеров к темам сочинений на ЕГЭ помогают отработать навык и почувствовать себя увереннее.
Шаблонность без осмысления. Ученики копируют аргументы, не понимая их связи с проблемой.
Неточные литературные примеры. Ссылка на произведение без конкретики: отсутствуют герой, эпизод, цитата.
Перегрузка корзины. Слишком много подтем и примеров, ведь так сложно запомнить и применить в тексте.
Игнорирование комментариев. Без пояснений пример остается “повисшим в воздухе”.
Использование неподходящих произведений. Например, ссылки на мангу или видеоигры, которые не засчитываются на ЕГЭ.
Совет: распечатайте наш чек-лист по тематическим корзинам и держите его под рукой в процессе подготовки.
Да. Многие темы и литературные примеры для ЕГЭ пересекаются, например, “память” может быть частью “диалога поколений” или “чести”. Адаптируйте аргументы под конкретную формулировку проблемы.
Оптимально подготовить 5–7 ключевых тематических корзин с примерами (“память”, “диалог поколений”, “честь”, “нравственный выбор”, “роль искусства”). Этого хватит, чтобы покрыть 80% возможных тем.
В пособиях по подготовке к ЕГЭ. На образовательных платформах (онлайн‑курсы, блоги учителей). В сборниках тренировочных вариантов ФИПИ. У школьного учителя или репетитора. Лучше составить свои корзины, чтобы материал запомнился надежнее.
Оставьте заявку на обучение
Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию, бесплатный пробный день и неделю доступа к образовательной платформе
Подборка аргументов по авторам для сочинения на ЕГЭ: краткие характеристики, примеры, темы и готовые формулировки.
В статье расскажем, как сократить расходы на онлайн-образование без потери качества.
В этой статье мы подробно рассмотрим, как создать идеальные условия для онлайн-обучения и сравним затраты подготовку к школе онлайн с традиционными школьными сборами.
Записаться на любой курс вы можете через Личный Кабинет Родителя
Если возникли сложности, обратитесь к куратору класса!
Заполните форму заявки, и мы свяжемся с вами
Запись на курс временно приостановлена. Можете оставить свои контактные данные в форме ниже и мы сообщим вам, когда начнется набор на курс.




За 1 месяц
За 3 месяца
За год
*только для новых учеников!