Профессиональная этика и роль педагога в эпоху социальных сетей

Произошедший недавно инцидент с педагогом нашей гимназии, чье позиционирование и наполнение социальной сети инстаграм повлекло процесс подготовки последующего увольнения, стало не только причиной, но и веским поводом для того, чтобы мы еще раз продекларировали принципы нашей образовательной организации ЧОУ «ОНЛАЙН ГИМНАЗИЯ № 1» относительно публичного облика современного педагога.

Концепция нашей школы заключается в том, чтобы совместить опыт классической педагогики, прогрессивные технологии и психологию подрастающего поколения. На основе этого мы хотим дать учащимся не только знания, но и подготовить их к успешной и безопасной жизни в современном мире, где цифровые коммуникации имеют не меньшее значение, чем привычные формы общения. 

роль педагога в эпоху социальных сетей

Современное поколение школьников, буквально рожденное с гаджетами в руках, не всегда разделяет онлайн- и офлайн-среду. А свобода слова и возможности для самовыражения в социальных сетях дают как большой простор для развития, так и требуют осознанного отношения со стороны родителей и, безусловно, учителей.

В гимназию мы стараемся приглашать квалифицированных и прогрессивных педагогов, любящих детей и стремящихся развивать навыки эффективной коммуникации с ними. Тех, кто освоился в цифровой среде и может стать «своим» для подрастающего поколения, быть актуальным, понятным, готовым поддержать их стремление к творчеству и потребность в самовыражении. Поэтому мы поддерживаем инициативы преподавательского состава в том, чтобы показывать не только на уроках, но и в своих социальных сетях, что декларируемые на занятиях в школе принципы являются их личными неотъемлемыми ориентирами в жизни.

Являясь экспериментальной площадкой Федерального института развития образования РАНХиГС, мы постоянно ищем, анализируем, тестируем новые методики, экспериментируем с образовательными инструментами для качественного обучения и эффективной коммуникации с учащимися. Активно готовим педагогов, состоявшихся в классическом офлайн-формате и теперь стремящихся идти в ногу со временем, преподавать в новейших школах и осваивать эффективные методические подходы для преподавания онлайн.

Многие педагоги гимназии активно освещают свой профессиональный опыт, ведут тематические блоги в соцсетях, а также рассказывают в них о своих хобби и творческих увлечениях.

Безусловно, в такой «прозрачной» среде становится особенно важно определять грань между конструктивным и сомнительным, созидательным и небезопасным. Тем более, что в последнее время в СМИ все чаще появляются статьи о правомочности споров с педагогами из-за контента их социальных сетей.

И здесь гимназия также бескомпромиссна в своей позиции. Мы всецело приветствуем то, когда самовыражение педагога идет на пользу образовательному и воспитательному процессам и улучшает коммуникацию с детьми.

Например, в прошлом учебном году мы с удовольствием пригласили в наш педагогический коллектив Дарину Сергеевну Грачеву, талантливого педагога, которая, как мы полагаем, была незаслуженно уволена из школы за активное ведение TikTok канала с юмористическими и образовательными роликами, созданными вместе с детьми. Видео романтического танца с ее супругом, которое послужило поводом для увольнения с предыдущего места работы, с нашей точки зрения, не нарушает этических и моральных норм и лишь подчеркивает то, что педагог не робот, а живой человек, который строит отношения, любит и делится этим с окружающими.

Но самовыражение самовыражению рознь! И мы глубоко убеждены, что несмотря на цифровизацию общества, и в частности, образования, воспитательная функция педагога должна сохраняться! Его задача заключается не только в обеспечении усвоения ребенком школьной программы, но и в формировании моральных и этических норм подрастающего поколения.

Профессиональная этика и роль педагога

Во все времена учитель являлся негласным примером для подражания. Для современных детей и подростков положительный пример в лице педагога не менее актуален. Но для поколения Z важны не только модели поведения педагога, которые он демонстрирует в формальной обстановке. Они обращают внимание, как взрослый проявляется в неформальной среде, насколько он честен, что он несет как личность, в том числе и через свой аккаунт в социальной сети.

Поэтому, безусловно, педагог может демонстрировать хобби, озвучивать свои жизненные принципы, рассказывать о себе и своей жизни, если это не подрывает его моральный облик и не является провокацией, способной нанести вред формированию здоровой личности ребенка или поставить под сомнение его педагогический авторитет.

Учитель должен осознавать, что имеет дело с несовершеннолетними. Психика детей очень восприимчива, она нуждается в бережном отношении.

Ненормативная лексика, демонстрация курения или употребления алкоголя, видео в нижнем белье, а также сцены «откровенного» содержания, демонстрация насилия и жестокости – все это не имеет отношения ни к творчеству, ни к эстетике, ни к свободе личности и в открытом аккаунте педагога, по нашему мнению, недопустимо. 

В Федеральном законе Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» указана возрастная классификация информационной продукции в России, контент делится на 5 категорий: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+.

Похожие классификации и ограничения поддерживают многие социальные сети и площадки для размещения контента. И мы как лицензированная учебная организация считаем, что открытый аккаунт педагога также подпадает под эти правила.

Контент закрытого аккаунта, в который не добавляются несовершеннолетние дети, при этом является личным делом педагога и нормируется требованиями самой социальной сети и компетентными органами власти.

Будучи всецело за общение и следование созидательным веяниям времени, за взаимопонимание с детьми и общение с ними на привычных для них площадках, поддерживая учителей в их творчестве и самореализации, мы как лицензированная образовательная организация будем и дальше придерживаться принципов нравственности в отношении влияния наших педагогов на формирование личности детей. 

Будущие успехи современных школьников определяются теми ценностями, которые им прививают сегодня. И когда мы говорим о развитии России, именно им, нашим нынешним детям, предстоит добиваться прогресса в экономике, науке, улучшать качество жизни в нашей стране и демонстрировать эти достижения на мировой арене.

Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов,
при цитировании в Сети интернет гиперссылка на www.og1.ru обязательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх