Итоговое сочинение по русскому языку
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Все школьники так или иначе, но переживают из-за ОГЭ. И если одни начинают готовиться с начала года (некоторые и того раньше), то другие предпочитают оставлять всё на последнюю четверть. Есть ещё третья категория, которая вообще ничего не делает и надеется на Фортуну, но это заранее провальный вариант.
Подготовка к экзамену ОГЭ по русскому языку очень важна, особенно к самой сложной части — сочинению. При этом, если иметь грамотную письменную речь и знать некоторые особенности, то сдать экзамен не составит труда.
Особенности сочинения
Сочинение является третьей и, как правило, самой сложной частью экзамена. В этом случае ученику на выбор предлагают три варианта.
При выборе первого номера придётся написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания. В данном случае придётся ориентироваться на текст, по которому ученик выполнял тест. Минимальный объём сочинения на ГИА составляет семьдесят слов. Но если школьник выполнит это задание совершенно не опираясь на прочитанный текст, то баллы ему не засчитают.
При выборе второго варианта сочинения потребуется раскрыть смысл финала текста или одного из высказываний. Но в этом случае придётся привести как минимум два весомых аргумента, чтобы доказать свою позицию.
При выборе третьего варианта придётся написать сочинение-рассуждение. Этот вариант принято считать наиболее лёгким из всех трёх. В этом случае придётся объяснить значение какого-либо слова. Это может быть «верность», «героизм» и так далее. Вариантов может быть очень много. Нужно будет поразмышлять на данную тематику, дать определение термину и привести аргументы. Первый, как правило, берут из прочитанного текста. А второй — из жизненного опыта.
Что стоит подтянуть дополнительно
Одним из самых главных критериев экзамена является грамотность. Несмотря на постоянные корректировки, это правило не меняется из года в год и вряд ли когда-нибудь изменится. Также статистика показывает, что особый упор можно сделать на пунктуацию и синтаксис. Также рекомендуется особое внимание уделить вводным конструкциям и словам.
Структура сочинения
Структура сочинения играет важную роль. В общей сложности текст состоит из трёх или четырёх абзацев, в зависимости от ситуации. Но лучше всего делать именно четыре абзаца и тем самыми убедиться, что ничего не было пропущено. Школьник может переволноваться и случайно что-то пропустить.
В работе должно быть вступление, один пример из текста, пример из жизни и заключения. Каждый из этих пунктов лучше всего выносить в отдельный абзац.
Стоит отметить, что данную последовательность можно использовать не только во время написания сочинений-рассуждений на экзамене, но и во время написания простых работ в школе.
Вступление
Вступление является вводной частью сочинения и, как правило, именно на этом этапе у многих школьников возникают проблемы. Зачастую они попросту впадают в ступор и не знают, с чего начать.
Если это сочинение-рассуждение, то стоит сперва вывести определение. Но сделать это придётся самостоятельно, без использования словарей с терминами. Но не стоит раньше времени начинать бояться, так как ничего сложного в этом нет.
К примеру, можно написать «Альтруизм — это такое качество…»
Но списывать в данном случае не рекомендуется. Связано это с тем, что ни один школьник не может мыслить также, как создатели толковых словарей. Работы, как правило, проверяют с помощью антиплагиат, поэтому небольшая хитрость может стать серьезной ошибкой, которая приведет к снятию баллов.
Школьнику необходимо писать так, как думает и понимает именно он. Главное не забывать про грамотность. Тогда экспертам во вступлении будет не к чему придраться. Во втором предложении необходимо более узко рассказать о том или ином качестве и тем самым охарактеризовать определение. После этого нужно будет перейти к более частному случаю.
То есть, водная часть представляет собой тезис, который впоследствии нужно будет доказать с помощью двух аргументов. Третье предложение является чем-то вроде «речевого мостика». Это будет связка между вторым и первым абзацем. К примеру, можно написать «Докажу правдивость своих слов примерами из жизни и их текста.»
Как лучше ввести аргументы
В какой-то мере аргументы важны даже больше вступления. Но их необходимо органично ввести в текст.
В начале необходимо использовать пример из прочитанного текста. В этом случае может помочь определённая вводная конструкция. Допустим, «Во фрагменте текста популярного публициста (фамилия, имя и отчество автора), сказано, что…» После этого потребуется описать определенный эпизод, который будет подтверждать правдивость выведенного ранее тезиса.
Но необходимо понимать, что далее придётся выразить собственную позицию. Но не стоит увлекаться и начинать пересказывать текст, это будет являться ошибкой и школьник в итоге потеряет баллы. Нужно не описывать происходящее в тексте, а рассуждать.
Где взять пример из жизни
Часто подростки теряются, ведь в 15-16 лет у них зачастую недостаёт жизненного опыта. Экзаменаторы всё это прекрасно осознают. И, само собой, никто не сможет проверить, в самом ли деле Коля Петров подобрал и вылечил бездомную собаку.
Ситуацию можно придумать, но не стоит чересчур сильно давать простор своей фантазии. Также можно рассказать реальную историю, даже если она сама произошло не со школьником, а с кем-то из его знакомых. Возможно они просто стал свидетелем какого-то происшествия или будет пересказывать всё происходящее со слов очевидцев. Кроме того, возможно привести пример из просмотренного фильма, литературы, средств массовой информации или других источников. Вариантов, на самом деле, очень много.
Как закончить итоговое сочинение
В третьем или четвёртом абзаце (в зависимости от того, было ли разделение в аргументах) необходимо подвести итог тому, что было сказано выше.
К примеру, придется сделать вывод о том, что же такое альтруизм. Сильно итог можно не растягивать. После этого сочинение будет готово. Но необходимо понимать, что лучше не делать его слишком большим. Краткость заслуженно считается не только сестрой таланта, но и грамотности. Чем больше получится текст, тем больше шансов наделать ошибки. Но и слишком маленьким его делать нельзя, не менее семидесяти слов.
Что нужно запомнить
Нередко так получается, что ученик начинает высказывать своё мнение, но не по теме сочинения. К примеру, в сочинении ученику необходимо рассказать о том, что же такое Альтруизм. Но он может отойти от темы и начать высказывать своё мнение по поводу героизма, когда человек делает что-либо, желая добиться известность. Даже если школьник в финале выскажет подведёт итог и снова перейдёт на альтруизм, то вряд ли сможет набрать достаточное количество баллов.
Также не стоит резко переходить от одной части к другой. Обязательно необходимо использовать «Переходные мостики». Они могут быть самыми разными, но использовать их обязательно, чтобы повествование выглядело более логичным и структурированным. Можно попробовать почитать сочинения других выпускников и обратить внимание на подобные переходы. В таком случае во время экзамена будет гораздо проще сориентироваться.
Зачастую проверяющие снижают баллы, если подросток использует не самый удачный слог. Как бы там ни было, стоит в любом случае избегать тавтологии, то есть, частых повторов однокоренных слов. Лучше всего заменять подобные слова синонимами. Кроме того, сами предложения должны быть более лаконичными. Если они получаются чересчур длинными, то стоит делать разбивку на две или даже на три части. В итоге воспринимать текст станет гораздо проще, а у ученика будет гораздо меньше шансов наделать глупых ошибок, которые будут связаны с расстановкой знаков препинания.
Завершая сочинение, важно помнить, что проверяющие также обращают внимание на общий стиль и грамотность изложения. Чем проще и четче сформулированы мысли, тем легче они воспринимаются. Старайтесь избегать излишне сложных конструкций, которые могут запутать читателя или привести к ошибкам. Грамотно выстроенные предложения и последовательность изложения помогут создать цельный и связный текст, что положительно скажется на итоговой оценке.
Помимо сочинения, на ОГЭ по русскому языку также необходимо справиться с другой важной частью экзамена — изложением по русскому языку. Точно так же, как и в сочинении, следует избегать сложных конструкций, использовать переходные фразы и следить за структурой текста. Но об этом речь пойдет в другой раз.