Что такое блочно-модульное обучение
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Блочное обучение – оригинальная педагогическая методика авторства поляка Чеслава Купичевича, педагога и профессора. Стандартные учебные методики обычно предполагают, что в день у ребенка будет от четырех до семи разных по содержанию, но коротких уроков.
Это не всегда удобно:
У Купичевича всё наоборот: уроки длинные, и в день их немного. Разбираемся, как все устроено: работает ли это на самом деле?
Как работает и из чего состоит
Блочно-модульное обучение предполагает отличное от классической схемы расписание: на один день приходится не больше двух-трех предметов. Считается, что такая компоновка помогает лучше усваивать учебный курс в целом: информация не перемешивается и структурируется в памяти эффективнее.
Изначально система была разработана с расчетом на то, что в будущем обучение станет более автоматизированным и обезличенным, лишенным наставничества. Этого не произошло, поэтому в дальнейшем методику подстроили с учетом преподавания человеком, а не компьютером или искусственным интеллектом.
Вот из чего состоит блочно-модульное обучение сейчас:
Как проходят уроки
Уроки по этой методике выстраивают особым образом, с учетом длительности занятия и ряда других факторов.
- Первый этап “блочного” урока традиционно мотивационный: учителю важно настроить детей на длительную работу.
- Дальше идет диагностика: чтобы лучше понимать уровень учащихся и при необходимости подстраивать под него программу, устраивают небольшое тестирование. Формат – на усмотрение учителя: вместо контрольных или тестовых работ часто используют, например, устный опрос, работу в парах.
- Следующий этап – непосредственно учебный: ученики работают с материалами, выданными преподавателем, участвуют в предложенных им формах активности: например, в групповых и парных работах.
- Учебный блок завершается контрольным. Для оценки полученных знаний чаще используют привычные тестирования с балльной системой оценки, обычно более широкой, чем стандартная пятибалльная система.
- Этап рефлексии – завершающий: класс обсуждает, что получилось, а что нет, какие задания вызвали трудности, а какие, напротив, были слишком легкими. Обсуждают и результаты тестирования: в зависимости от них определяют объем задания на дом.
Кому подойдет блочно-модульное обучение
Блочно-модульная система лучше подходит для школьников с уже сформировавшимися учебными навыками. Нужно уметь работать с большими массивами информации, выделять главное и не путаться, если несколько источников по-разному определяют одно и то же понятие. По этой причине чаще всего систему применяют в старших классах и в рамках вузовского образования.
Продолжительные занятия требуют хотя бы минимальной склонности к концентрации, поэтому детям, которые с трудом высиживают обычные уроки, будет непросто. Тем, кто легко погружается в тему с головой и тяжелее переключается между разными предметами, новый формат понравится больше.
Хотя учитель может применять разные форматы учебной активности, упор на блочных уроках, как правило, делается на самостоятельную работу с материалом. По этой причине формат может больше понравиться ребятам, которые предпочитают делать все сами, и меньше – тем, кто с удовольствием участвует в разных групповых работах.
Плюсы и минусы
Среди достоинств блочно-модульной системы Купичевича выделяют следующие:
- Четкие результаты. Контрольная или тест на каждом уроке в обычной школе – ситуация нереальная: постоянно выделять на это время учителю сложно. Из-за этого падает текущая успеваемость: зная, что контрольная еще не скоро, некоторые ученики практически полностью отказываются от работы на уроке.
- Развитие личной ответственности за качество обучения. Пассивная роль слушателя на классических уроках и лекциях, привычка полагаться только на учителя, как единственный источник информации – все это приводит к тому, что личная ответственность ученика за результат образования снижается. Уроки-блоки предполагают больше активности: чтобы хорошо написать тест в конце занятия и получить меньше домашних заданий, нужно качественнее работать на уроке.
- Более равномерное распределение нагрузки и чувство психологического комфорта. Семь уроков в расписании кого угодно вгонят в печаль и уныние, а вот два или три выглядят уже не так пугающе и безнадежно. Чем меньше пунктов, тем лучше.
Недостатки этой модели мы уже косвенно затрагивали выше.
Среди них:
- Высокая вовлеченность со стороны учителя. При этом основные силы будут уходить не на сам урок, а на подготовку к нему: преимущественно методическая работа понравится не всем педагогам.
- Необходимость адаптироваться. В зависимости от состава класса на привыкание к новому формату может уйти от нескольких недель до месяца.
- Подойдет только для старшеклассников. Сам по себе переход в старшую школу еще не означает, что ребенок умеет адекватно работать с информацией. Тем не менее, чаще именно в девятых-одиннадцатых классах школьник накапливает нужный опыт, позволяющий пробовать разные форматы обучения.
Поскольку значительную часть блочного урока занимает самостоятельная работа с раздаточным материалом, этот формат легче, чем другие, можно адаптировать для ребят, находящихся на семейном образовании. Методические наработки не обязательно должен составлять школьный учитель, подойдут и готовые сборники.
В то же время блочно-модульное обучение не подойдет детям, испытывающим проблемы с вниманием и концентрацией. В этом случае к формату можно прибегать эпизодически, для того, чтобы разнообразить учебный процесс. Большими блоками эффективнее отрабатывать темы, вызывающие у ребенка наибольший интерес. На них обычно легче концентрироваться.