Что такое школьный буллинг: как защитить своего ребенка

Время чтения: 7 мин. 35 сек
Содержание статьи:
  1. Что такое буллинг
  2. Кто участвует в школьном буллинге
  3. Как распознать буллинг
  4. Основные разновидности буллинга
  5. Что делать
  6. Для учителей
  7. Профилактика
  8. Работа с агрессором

Далеко не все родители знают, что означает современный термин «буллинг», хотя с  этим процессом сталкивались школьники во все времена. Самое важное вовремя понять, что у вашего ребенка такая проблема существует и ее необходимо решить. Важно учесть причины, приведшие к такой ситуации. Но самое важное, о чем говорят специалисты – между родителями и детьми должны быть такие отношения, чтобы  ребенок доверял и с любой своей проблемой не боялся подойти к своим родителям.

Что такое буллинг

Буллинг – это травля, которая может выражаться в самых разных формах, начиная от простых обидных прозвищ и заканчивая самыми жесткими методами вплоть до физических пощечин и пинков. В первую очередь следует понять, что буллингу может подвергнуться любой ученик вне зависимости от его физических или умственных способностей, а также вне зависимости от материального положения. С помощью буллинга создается атмосфера, которая позволяет унижать достоинства личности и это может отрицательно сказаться на всей последующей жизни вашего ребенка.

Буллеры – дети, которые непосредственно сами выступают агрессорами. Сам процесс распространен чаще всего начальных, а также средних классах. К 10-11 классам структура мозга уже значительно формируется, а также из-за увеличения способностей подростка регулировать свое поведение буллинг в большинстве случаев сходит на нет.

Родители должны понимать, что ребенок даже если он является всего лишь сторонним наблюдателем процесса все равно получает психологическую травму. Поэтому в процесс должны вмешаться взрослые. В психологии даже есть такой термин как «травма наблюдателя». Это по факту чувство вины за то, что  он видел все происходящее, но не вмешался в процесс.

Кто участвует в школьном буллинге

В школьном коллективе всегда есть лидеры и те, кто вокруг них  объединяется. Иногда в группе возникают необязательные роли, одна из них – роль  изгоя. Она возникает в тех группах, где слабый лидер и у него нет других возможностей объединить группу, кроме как дружить против кого-то.

Многие родители удивляются, почему в классе при наличии буллинга не находится защитников жертвы. Проблема в том, что защитить жертву, значит стать таким же изгоем, а это очень страшно, особенно в подростковом возрасте. Если все-таки появляется защитник, то его роль скорее не защитник, а оппозиционный лидер.

При этом важно понимать, что если нашелся защитник, то  ребенок уже не изгой и можно собрать другую группу и побороться. Когда же школьник остается в единственном числе  он попадает в очень жесткую ситуацию.

Родители должны понимать, что есть разница между буллингом и простым конфликтом. В конфликтных ситуациях укрепляется личность ребенка, он учится правильно отстаивать свою точку зрения. Также он принимает решения и учится согласовывать их с совестью. Самое главное отличие в том, что конфликт не угрожает сломать личность и нанести психологическую травму, в отличие от буллинга.

Как распознать буллинг

К сожалению, не во всех семьях царит абсолютное доверие. Ребенок может побояться по разным причинам признаться родителям в том, что его травят одноклассники. Но родители должны обращать внимание на следующие признаки как физические, так и психологические:

  • беспричинное болезненное состояние у школьника в груди и животе;
  • низкие показатели учебы и полное нежелание идти в школу;
  • нервный тик и энурез;
  • плохой сон, кошмары;
  • грустный вид, постоянная тревожность, беспокойство по пустякам;
  • подавленное состояние в течение длительного времени;
  • частые заболевания, в том числе и простудные;
  • склонность к уединению и нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • в поведении ребенка может наблюдаться излишняя уступчивость, а также крайняя осторожность.

Если вовремя не распознать и не остановить травлю, то ребенка можно довести до депрессии, а также самых серьезных психологических проблем. В некоторых случаях дело может дойти и до суицида или его попытки. Самое важное отличие буллинга от простого конфликта – в в первом всегда есть превосходство личности над другим человеком. Равноправие позиций в таком случае просто невозможно. Причина травли всегда не в поведении жертвы, а в самом агрессоре.

Основные разновидности буллинга

На первом месте по частоте встречаемости стоит словесный тип травли. Дети оскорбляют и унижают жертву словами, непристойными шутками, провокациями, а также обзыванием. Есть и противоположность словесной травле – бойкот. В этой ситуации жертву просто не замечают и в некоторых случаях на жертву это влияет еще хуже, чем в случае со словесной травлей. На третьем месте по распространению стоит физическое насилие. Это могут быть как небольшие тычки и простые толкания, так и достаточно серьезные пощечины и  удары. На четвертом месте по распространению  идет распространение унизительных слухов и сплетен.

Агрессор получает в итоге ощущение собственной безнаказанности и крутости. Это наиболее распространенная причина, по которой возникает буллинг в современных школах.

Согласно статистике больше 10% школьников каждый день подвергаются буллингу и родителям стоит об этом задуматься, поскольку жертва такой травли будет тяжело переживать даже во взрослом возрасте.

В современном мире буллинг отличается тем, что он может продолжаться еще и за пределами школы – в интернете. Каждый день ребенку могут высылать самые противные картинки, унизительные комментарии, При этом именно кибербуллинг чаще всего приводит ребенка к суициду. Это должен помнить любой родитель. Это случается из-за того, что такой тип травли  проникает во все сферы жизни ребенка.

Что делать

Даже если родителям понятны причины и последствия школьного буллинга все равно далеко не все четко понимают, что делать с этим явлением. Особенно сложно, если ученик не делится с родителями и самые близкие люди просто не знают, что с ребенком происходит. Выше были перечислены признаки ребенка, у которого есть проблемы в школе с коллективом. Если такие признаки есть у вашего подростка, то следует в первую очередь с ним поговорить. Если ребенок не хочет обсуждать школу и тем более не хочет туда ходить, то это является поводом задуматься.

Как только ситуация проясняется следует сразу начать ее решать.

При работе с учеником родителям стоит  следовать таким принципам:

  • не нужно игнорировать, не нужно думать, что все пройдет само собой – проходит само собой крайне редко;
  • подробно поговорить с ребенком – разговор должен проходить в мирной обстановке, в спокойных условиях и родители должны предложить помощь, но в любом случае не следует палку перегибать – например, встречи ребенка после школы могут усугубить травлю;
  • сохранять спокойствие – родителям очень важно не поднимать панику, поскольку она только усугубит ситуацию, все решения должны быть приняты с трезвой головой, не стоит устраивать прилюдных скандалов с руководством, учителями и непосредственно одноклассниками;
  • предоставить школе и учителю масштаб происходящего, если есть фото, видео подтверждения, а также прочие доказательства происходящего;
  • занять ребенка, желательно каким-либо видом спорта или просто интересным для него занятием;
  • хороший детский психолог – он поможет  избежать наиболее распространенных проблем, которые случаются в детской психике, если ребенок подвергся в школе буллингу.

В некоторых случаях оптимальным является радикальное решение – перевод ребенка в другую школу. Но тут важно понимать, что другая школа, это другой, уже отлаженный коллектив и если прежний процесс буллинга ударил по самооценке, то в новом коллективе они могут возобновиться. Дети быстро выявят неуверенного в себе ребенка и  проблемы могут также начаться сначала.

Для учителей

Учителям стоит также знать, что делать, если в классе появилась проблема  буллинга.  Профессиональный педагог  даже с учетом квалификации может  не знать, что в классе кого-то травят, но если узнает, то следует поступать так:

  • нужно поговорить с классом – необходимо собрать всех и поговорить о том, что травля само по себе недопустимое и непристойное явление, а ученикам следует разъяснить, что именно может испытывать жертва буллинга и что каждый может оказаться на ее месте;
  • разговор с родителями – родители имеют право знать, что происходит с их детьми и разговор должен быть не только с родителями жертв, но и с самими агрессорами;
  • все должны знать о проблеме, чтобы ее решить нужно поставить в известность также  директора и школьного психолога;
  • учитель должен дать понять жертве буллинга, что она находится под защитой и взрослый является ее другом.

Отдельно стоит поговорить и о том, как должен вести себя ребенок.  В такую ситуацию может попасть любой и поэтому в первую очередь следует убрать чувство вины. Ты ни в чем не виноват.

Действия должны быть следующими:

  • попробовать поговорить с агрессором – это помогает, особенно если буллинг начался из-за конкретного конфликта;
  • при наличии травм их нужно обязательно зафиксировать, нельзя молчать даже о мельчайших царапинах и бояться не стоит, поскольку только так есть возможность себя защитить;
  • обязательно необходимо поговорить с теми взрослыми, которым ты доверяешь – это могут быть учителя, родители, психолог, дяди или тети, другие родственники, а также можно позвонить в специализированные службы, предназначенные для  защиты подростков;
  • не стоит  бояться похода к психологу, поскольку он поможет  и именно он знает, как в конкретной ситуации можно решить проблему.

Школьный буллинг может иметь катастрофические последствия, поэтому его стоит предотвращать заранее и пресекать малейшие попытки любого одноклассника унизить или оскорбить тебя.

Профилактика

Профилактика школьного буллинга в школьной среде  является очень важным процессом, которому нужно уделить как можно больше времени и усилий, как со стороны родителей, так и со стороны педагогического состава. В первую очередь важно помнить, что при наличии в классе авторитета со стороны самого учителя не дает шансов зародиться травле. Весь класс в таком случае объединен вокруг педагога, а не конкретного лидера, который может начать травлю, чтобы поддержать свой авторитет.

Педагог должен проводить классные часы, в которых будет рассказывать о толерантном отношении к другим людям. Работа должна вестись на сплочение классного коллектива. Также не помешает работать со школьным психологом и приглашать его в класс. Специалист сможет объяснить детям некоторые принципы дружного коллектива.

Но самую глубокую работу должны проводить родители. Самое важное, чтобы ребенок мог без проблем подойти к взрослым и не бояться им пожаловаться на свои проблемы.  У ребенка должно быть чувство собственного достоинства, умение постоять за себя и при этом родителям стоит подготовить подростка ко всяким ситуациям. Можно заранее проговорить тему буллинга и дать ребенку различные советы как отвечать обидчику.

Работа с агрессором

При выявлении факта буллинга следует провести работу в том числе и с агрессором. При этом работа заключается не только в разносе у директора. Ребенок должен понять, что его действия не безнаказанны, и он за них так или иначе ответит. При этом следует  провести работу с психологом – очень часто возникающая агрессия и травля это тоже психологические проблемы.

Родителям стоит помнить, что до 14 лет по многим статьям Уголовного Кодекса за ребенка несут ответственность родители. Если подростку, который участвует в буллинге уже есть 14, то он сам становится подсудным лицом и его вполне можно привлечь, особенно по таким статьям как «Доведение до самоубийства» и «Нанесение тяжких телесных повреждений»

Учиться онлайн еще никогда не было так просто!

Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию и бесплатный пробный день в нашей школе

    Заполните поле
    Заполните поле

    Выберите класс

    Выберите класс

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    вверх