Функциональная грамотность школьников

Время чтения: 6 мин. 15 сек
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Что понимают под функциональной грамотностью
  2. Для чего оно нужна
  3. Новые методики
  4. Как развить
  5. Начальная школа
  6. Средняя и старшая школа

Последние годы многие страны особое внимание уделяют развитию образовательных стандартов. Мир меняется, поэтому старые методики не всегда способны дать детям нужную подготовку к взрослой жизни. Новые способы обучения направлены на повышение функциональной грамотности школьников, что позволит более эффективно использовать приобретенные знания, решать задачи в любой сфере человеческой деятельности.

Что понимают под функциональной грамотностью

Данный термин ввел советский психолог и педагог А. Леонтьев. Под функциональной грамотностью он подразумевал умение правильно воспринимать и применять полученную информацию. По его мнению, основной упор нужно делать на чтение, которое является сложнейшим когнитивным процессом. При этом недостаточно уметь читать, нужно еще и понимать полученную информацию.

Ранее термин использовали в основном с целью ликвидации безграмотности. В 60-х важной целью было обучение взрослого населения основам чтения и письма для решения бытовых задач. Функциональная грамотность современного школьника трактуется шире. Она включает не только читательскую, но и математическую, естественнонаучную грамотность, креативное мышление, умение сочетать свои знания, умения, взгляды с людьми другой культуры при решении глобальных проблем.

Функционально грамотный человек умеет правильно работать с информацией – находить нужные данные, определять их правдивость и отбрасывать лишнее, проводить анализ, уметь применять на собственном опыте. При этом данный навык учителя должны помогать ребенку формировать на каждом уроке, а не только на литературе, ведь для разных сфер жизни могут понадобиться любые сведения.

Смысл функциональной грамотности заключается в выходе нашего понимания за пределы конкретного предмета или вдумчивой переработке всех знаний с целью поиска решений для конкретной задачи. Большинство учебников создавалось по другому принципу, поэтому в обычной жизни полученные навыки не всегда приносят нужный результат. Например, если вам попала в руки рекламная брошюра, то можно ее долго изучать или сконцентрировать внимание только на важной для себя информации, чтобы сразу осмыслить подходят ли такие условия.

Для чего она нужна

Международные исследования по оценке образовательных достижений учащихся показали, что примерно у пятой части школьников России функциональная грамотность не доходит до пороговых значений. Такие показатели негативно отражаются на востребованности выпускников на рынке труда и достижении ими поставленных целей в жизни.

Люди с хорошим уровнем образования, но функционально безграмотные часто становятся беспомощными и зависимыми от мнения, решений других. Они становятся неспособными самостоятельно адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира, что существенно снижает качество их жизни. Многие люди с высшим образованием теряют работу только потому, что не готовы к кардинальным переменам.

По утверждению специалистов, большое количество функционально безграмотного населения дестабилизирует экономику страны и мира в целом. По этой причине к проблеме стали относиться более серьезно.

Формирование функциональной грамотности школьников, по словам педагогов, помогает детям понять, как обучение пригодится в дальнейшей жизни. С таким пониманием ребенок более увлеченно относится к урокам. У него появляется достойная мотивация к учебе.

Если брать в пример применение новых методик проведения уроков чтения, что старшие дети начинают лучше понимать смысл текста, разбираться в его глубоких нюансах. Это рождает любовь к книгам, другим источникам информации и вообще к познавательному процессу. Также исчезает множество проблемных моментов в учебе.

Развитие критического мышления помогает не просто понять данные, а сформировать их в нужную цепочку, проанализировать и принять адекватное решение. Формирование этого навыка позволит предотвратить манипулирование, которое часто встречается во взрослой жизни. У ребенка уже в школьные годы начнут формироваться правильные понятия, он не попадет под влияние других, сможет легко отличить фальшь и избежать опасности.

Анализ математических задач на функциональную грамотность помогает детям решать многие жизненные задачи. Учитель может предложить детям посмотреть дома и записать показания водяного счетчика, а затем на основании существующего тарифа определить сумму оплаты. Такой подход очень нравится школьникам, они по-другому начинают воспринимать повседневные задачи.

Благодаря современному подходу дети учатся применять школьные и другие знания в жизненных ситуациях, что существенно развивает их мышление.

Новые методики

Впервые функциональная грамотность школьников поставлена в федеральные стандарты образования России в 2010 г. По новым требованиям теперь оцениваются метапредметные результаты обучения, которые являются ее составными элементами. Разработаны различные программы и методики, но основная проблема кроется в отсутствии данного навыка у самих учителей. Многие из них получали образование, когда этот вопрос еще не рассматривался. Поэтому для педагогов остается целью выдача необходимой информации школьникам. Показать правила, возможности и необходимость ее применения могут не все.

Другой проблемой является и подача знаний в привычном формате, что не развивает коммуникационные навыки. По новым методикам педагогу рекомендуют выступать консультантом у школьников при выполнении групповых заданий. В старших классах советуют рассматривать взрослые вопросы, что позволяет детям выйти за рамки их стандартного мышления.

Начали появляться учебники, в которых всегда присутствуют задания на развитие функциональной грамотности. Они заставляют детей самостоятельно собирать нужную информацию, систематизировать и анализировать ее, искать креативные и нестандартные решения. Впоследствии им проще приводить примеры, высказывать доводы в пользу своего ответа и находить причины, которые не позволяют принимать другие варианты.

Обязательно рекомендуют подавать текст ученикам не только в стандартном варианте, но и в табличной форме, графическом виде с различными кодовыми значениями. Умение работать с такой информацией является важным навыком.

Как развить

На формирование функциональной грамотности школьников на уроках влияют следующие факторы:

  • применяемые в учебном заведении методики обучения;
  • установленные образовательные стандарты;
  • посещение ребенком дополнительных кружков, развивающих различные навыки;
  • активное участие родителей в процессе обучения;
  • система оценивания достижений школьников;
  • возможность школы регулировать учебный план на свое усмотрение.

Самым эффективным методом считается работа детей над задачей в группе или паре. У каждого школьника свое видение решения, поэтому совместные обсуждения помогают проанализировать каждый результат и выбрать наиболее оптимальный. Сюда относят различные деловые игры, создание проектов. Если групповые занятия проводить педагогу не всегда удобно, то организовать работу учащихся в паре можно всегда. К плюсам такой методики относят и развитие коммуникативного общения, ведь для достижения результата дети учатся слушать, понимать друг друга.

Начальная школа

Основным направлением развития функциональной грамотности у начинающих школьников педагоги считают обучение навыку быстрого чтения с условием понятия прочитанного. Если ребенок плохо читает, то он начинает не успевать выполнять поставленные задачи. При этом хорошая скорость чтения в не принесет положительный результат, если дети не понимают смысл текста. Учитель должен обязательно задавать уточняющие вопросы, чтобы школьники учились понимать прочитанное.

Также перед преподавателем стоит еще одна задача – мотивировать ребенка к прочтению учебного материала. На помощь приходит методика командной работы для составления проекта. Каждый из детей получает конкретное задание по общей теме, а свои результаты они совмещают в единый проект. При этом педагог учитывает интересы школьников, но его роль заключается лишь в направлении их мыслей и действий в нужное русло.

В начальной школе учитель всегда выбирает задания, которые близки опыту детей. Современному ребенку не очень интересна тема о деталях, производимых токарем на станке. При этом они с особым удовольствием примутся рассчитывать, сколько нужно пластика для изготовления дрона на 3D-принтере. Дети должны видеть, что полученные знания применяются в реальной жизни, а не являются выдумкой.

Средняя и старшая школа

Для старших школьников интересным вариантом станет ролевая игра. Она должна представлять собой смоделированную жизненную ситуацию, в которой каждому ребенку предстоит решать разнообразные задачи. При этом темы последних могут сочетать знания по любым предметам.

Например, школьников образно переносят в конкретное прошлое, где каждый выбирает себе профессию и учится зарабатывать деньги. Предварительно им приходится изучить и понять особенности жизни людей в то время. Затем каждый разрабатывает план по накоплению капитала, а это помогает развивать математические и дипломатические способности.

Еще один вариант развития функциональной грамотности школьников заключается в анализе обычных этикеток с продуктов или рекламных постеров. Детям предлагается обосновать, почему вы приобрели бы или наоборот отказались от покупки данного продукта. Каждый ребенок должен внимательно прочесть представленную на этикетке или рекламе информацию, выбрать важные моменты и проанализировать их. Это позволит показать, насколько важно изучение языка и других предметов.

Педагогам важно научить детей работать с информацией. Сейчас в открытом доступе столько недостоверных сведений, что, не умея их анализировать, можно наделать большое количество ошибок в жизни. Для этого школьникам предлагают прочесть определенный текст, взятый с интернета, а затем учитель с учениками совместно разбирают его несовершенство. Такой метод учит детей критическому мышлению.

Еще один интересный вариант представляют собой ситуационные задачи. Методика группового обучения помогает школьникам искать оптимальный результат решения конкретной проблемы. В конце обязательно проводится анализ, во время которого определяются плюсы и минусы каждого представленного варианта. Чтобы спровоцировать интерес школьников, процесс решения ситуационной задачи им предлагают сразу показывать наглядно.

Функциональную грамотность можно назвать индикатором общественного благополучия. Именно поэтому к ее развитию система образования сейчас прилагает много усилий. Процесс непростой, но применение новых методик помогает воспитать в детях самостоятельность и инициативность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Online Gymnasia №1
Диктанты по русскому языку для 5–11 классов

Диктанты по русскому языку для 5-11 классов проводят для оценки орфографии, лексики, грамматики. Тексты подбираются из художественных. Рассказываем на что обращать внимание при подготовке.

Online Gymnasia №1
Как выбрать лучшую онлайн-школу для вашего ребенка в 2025 году

В 2025 году выбор онлайн-школы для ребенка может показаться сложной задачей. Но не волнуйтесь! Давайте разберемся, на что стоит обратить внимание.

Online Gymnasia №1
“Я тревожусь за своего ребенка”

Родители нередко испытывают необъяснимую тревогу и беспокойство из-за изменений в жизни ребенка. Поговорили на эту тему с директором Онлайн Гимназии №1.

Online Gymnasia №1
Организация учебного процесса дома: эффективные методы и инструменты в 2024 году

В статье рассмотрим ключевые аспекты домашнего обучения: от выбора программы до мотивации и контроля успеваемости.

Online Gymnasia №1
Роль родителей в дистанционном обучении детей

В стать рассмотрим ключевые аспекты, которые помогут родителям включиться в процесс дистанционного обучения.

Online Gymnasia №1
Переход на семейное образование по шагам: полное руководство 2024

В статье мы подробно рассмотрим весь процесс оформления семейного образования, начиная с первых шагов и заканчивая организацией учебного процесса.

вверх