Геймификация в онлайн-обучении
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Игра является ключевым действием в жизни и развития каждого ребенка. Приятное и увлекательное занятие поможет не только скоротать время, но и провести его с пользой. Игровые практики прочно засели в современной практике образования и применяются для различных возрастных групп.
В чем особенность геймификации
Использование игровых приемов обучения дает возможность повысить мотивацию и облегчить усвоение материала. Геймификация учебного процесса для младшей возрастной группы позволяет органично преподнести новые знания, а для школьников станет дополнительным источником заинтересованности и мотивации в обучении.
Методы геймификации станут полезными и взрослым. Они способствуют практической проработке полученной информации, помогают закрепить приобретенные навыки. С помощью игры можно превратить рутинный процесс учебы в яркое действие, которое стимулирует максимальное усвоение новых знаний.
Как игра применяется в системе обучения
Игровые приемы обучения несут разные функции и обладают отличительными характеристиками в зависимости от возраста группы:
- Дошкольники. Отличительной особенностью данной группы является прямая необходимость игровых практик на протяжении учебного процесса. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому все обучения представлено именно в игровой форме. Как показывает практика, чем приятнее ребенку занятие, тем эффективнее он будет усваивать новую информацию. Обучение в строгом школьном формате в таком возрасте не только бессмысленно, но и может надолго отбить желание учиться и развиваться.
- Младшая школа. Для этой возрастной группы игровые приемы обучения на уроках становятся дополнительным стимулом, представляют информацию в более понятной и интересной форме. Правильная мотивация, подкрепленная тягой к знаниям, поможет удерживать внимание ребенка.
- Средняя и старшая школа. Применение игры позволяет дополнительно мотивировать и расширить социальную адаптацию. Геймификация дает возможность наладить неформальное взаимодействие между одноклассниками. Объединяясь в команды и распределяя роли, они смогут быстрее формировать новые задачи и выполнять полученные задания.
Геймификация обучения в школе облегчает усвоение школьного материала. Игра вызывает у детей яркие эмоциональные реакции. А эмоционально подкрашенная информации запоминается быстрее. Игровые методы стимулируют самостоятельность и предлагают пространство для изучения нового материала в удобном темпе. Однако, применяя геймификацию, следует помнить, что должен сохраняться баланс между традиционным и игровым форматом обучения. За время обучения школьнику предстоит развить множество навыков, в частности понимание, усвоение и применение полученной информации для выполнения дальнейших задач. Взаимодействие с учителем в рамках урока дополнительно стимулирует социальные навыки ребенка и учит слушать спикера.
Структура геймификации
Игра дарит радость, повышает самооценку и выступает отличным источником мотивации. В процессе создается здоровая конкуренция, достигаются награды и приобретается признание окружающих. Положительные эмоции и адреналин улучшают настроение и стимулируют быстрое усвоение информации.
Внедряя игровые методы и приемы в обучение, необходимо понимать их структуру.
В геймификации выделяют 3 ключевые составляющие:
- Детали – все элементы, которыми обладает онлайн-образование: истории, герои и персонажи, рейтинговые таблицы, квесты, система баллов, общественные связи и ресурсы, и т.д.
- Механика процесса – определенный сценарий, по которому происходит взаимодействие между участниками.
- Динамика – эмоции и чувства, наполняющие учеников в процессе игры. Такое состояние поддерживает интерес. Динамика напрямую влияет на вовлеченность в процесс обучения. Даже не понимаю суть динамики, но правильно применяя детали и механику, можно создать полноценную обучающую игру.
Однако это достаточно сложный элемент. Создав интересный сценарий, уникальный тест и красочные карточки, к сожалению, можно не привлечь внимание учебной группы. Лишь единицы будут вовлечены в процесс. Для управления динамикой необходимо иметь определенный опыт.
Все составляющие игровых приемов в онлайн обучении применяются с разной степенью интенсивности. Этот показатель напрямую зависит от поставленной цели и глубины погружения учеников в процесс.
Погружение в игру
Здесь возможны 3 варианта:
- Hard. Такая глубина погружения подходит исключительно детям. Ученики перенимают особенности характера определенной роли. Они не участвуют в строгом процессе, а исполняют определенные функции и обязанность выбранного персонажа.
К примеру, английская школа на онлайн-уроках предлагает студентам погрузиться в эпоху Шерлока Холмса. Участники становятся детективом, имеющим особую задачу. Группа участников представляет детективное агентство с индивидуальным названием. Общение между персонажами происходит исключительно на английском языке. Но они не учатся, а расследуют запутанную историю.
- Middle. Хорошо подходит для взрослой группы, так как не отрывает участников от реальности. Участники остаются учениками, но участвуют в конкретной истории. В данном случае параллельно используются стандартные и игровые инструменты – за выполнение задания присваиваются баллы, которые засчитываются в игровой механике. Система внедряется только после полноценного создания курса, при проработке механики и определения этапа достижения результатов.
К примеру, онлайн-школа организует Битву предпринимателей. Все участники погружаются в организованную битву, но при этом остаются учениками. Резиденты создают кланы, которые выступают в роли отдельного персонажа, создают логотип и являются отдельной боевой единицей. Заработанный рейтинг распределяется между всеми участниками клана.
- Light. Этот вариант добавляет динамики в обучение. Рекомендуется использовать его на первых этапах обучения, когда только выстраивается механика изучения, но уже можно применить элемент конкуренции – баллы, рейтинги и прочее.
К примеру, онлайн-школа запустила курс фотографии на смартфон. Уровень успешности учеников определяет рейтинг. После выполнения задания, фото выкладывается на всеобщее обозрение. Участники проставляют лайки понравившимся фотографиям, после чего выводится итоговая таблица. Результата можно подводить каждый день или неделю, по количеству лайков или использую различные рубрики.
Достоинства геймификации
Технология обучения игровым приемам работает только после тщательной проработки и правильном применении. Как ни странно, но даже тренинги для юристов нередко проводят в игровой форме. Подготовка в этом случае требует колоссальных усилий, но и результат будет на высшем уровне.
Процесс геймификации обучения обладает рядом преимуществ:
- Стимулирует развитие критического мышления, обучает рациональному решению проблем. В процессы игры ребенок учится договариваться, в то время как взрослый обнаруживает оптимальные пути достижения целей.
- Формирует исключительно положительные эмоции. Новая информация быстрее и качественнее усваивается при эмоциональном подкреплении. Параллель между личным темпераментом и героем игры позволяет быстрее понять разницу между ними.
- Благодаря соединению новых знаний с явлениями знакомыми ученику, облегчает понимание сложной информации. К примеру, при сравнении чувств двух убийц (Раскольникова и Таноса) понять, кто имел на это право, а кто «тварь дрожащая».
- Дает возможность закрепить знание в ходе игры. Складывая иностранные слова из букв, ученик помогает Каю освободиться из плена Снежной королевы.
- Дает возможность побороть страх перед неудачами. Ошибаться нормально, и не нужно бояться этого естественного процесса. В процессе игры есть возможность исправить ситуацию и достигнуть поставленной цели.
- Элемент наглядности и соревнования также позволяет сохранить учебную мотивацию. Оценивая свой уровень на фоне однокурсников, студент на подсознании желает улучшить имеющиеся навыки и сохранить лидирующую позицию. А это возможно только при усердной учебе и систематическому выполнению заданий.
Благодаря разнообразию игровых технологий обучения, методов и приемов можно выбрать оптимальный вариант достижения цели. К примеру, с помощью виртуальной модели смешать реагенты и отследить химическую реакцию без изнурительного решения уравнений или использовать несколько протоколов лечения для восстановления здоровья и сохранения жизни виртуального пациента. Немало стимуляторов и тренажеров позволяют отработать несколько вариантов решения задачи и прийти к реальному заданию уже с багажом знаний.
Когда не стоит использовать принципы геймификации
Однако следует помнить, что геймификация не является панацеей и работает не во всех случаях. Иногда риск погрузиться в игру и забыть о важных задачах слишком велик. Методики можно внедрять только после тщательной проработки и адаптации под общую систему ценностей. Неудачным будет применение сюжета о межгалактических полетах при создании курса по программированию. А вот будущим бухгалтерам можно дать возможность просчитать бюджет колонизации Луны и создать смету исходя из имеющихся игровых средств.
Иногда недостатками геймификациии становятся кажущиеся на первый взгляд положительные стороны процесса. Если игрок имеет неограниченное количество попыток, это расслабляет и превращает обучение в банальный процесс подбора правильного варианта. При этом материал не усваивается, так как отсутствует размышление. Также ученики быстро привыкают к тому, что можно исправить любую ошибку, а это координально меняет восприятие реального мира.
Не стоит использовать игровые методики только следуя за модой.
Перед внедрением геймификации в обучающий процесс необходимо ответить на ряд вопросов:
- Для чего разрабатывается игра.
- Какая цель ее применения.
- Как игровые детали будут внедряться с обучающий процесс.
- Какие учебные задачи поможет решить игра.
- Какие инструменты будут применяться.
Внедряя геймификацию в учебный процесс важно сохранять баланс. Внешняя мотивация не должна преобладать над внутренней. В погоне за максимальным количеством бонусов и лидирующими позициями в турнирной таблице, обучение может уйти на второй план. Также следует учитывать, что внешняя мотивация отлично действует с интровертами и практически не влияет на экстравертов.