Как бороться с невнимательностью ребёнка в школе
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
А в вашем детстве звучала фраза: “У него в одно ухо влетает, а из другого вылетает”? Может быть, о вас говорили: “Такой способный, но неусидчивый”? Времена меняются, а ярлыки остаются прежними. Учителя, подобным образом отзываясь о своих воспитанниках, наверное, и не подозревают, что так признаются и в своей некомпетентности. Если способная девочка (мальчик) оказались неусидчивыми, может, они просто потеряли внимание, потому что им неинтересно? А делать родителю или педагогу, если ребенку трудно сконцентрироваться по иным причинам?
Как устроено внимание
Если говорить простыми словами, состояние внимания означает, что наше сознание сфокусировано и ориентировано на определенный объект. Люди, тренирующие внимание с детства, способны улавливать и запоминать мельчайшие детали: эмоции, жесты, образ собеседника, интерьер комнаты, в которой происходит встреча, погоду за окном. И делают они это быстро и непроизвольно.
Непроизвольное или эмоциональное внимание всегда связано с интересом. Если ребенку интересно, он может продолжительно заниматься одним и тем же делом.
Произвольное внимание, или волевое, представляет собой сознательное сосредоточение внимания на каком-то объекте. Ребенок старается сфокусироваться на том, чем ему необходимо в данный момент заниматься, например, на объяснении учителем новой темы. Что же такое внимательность в учебе? Произвольное внимание, которое зависит от воли. Согласитесь, не так-то просто сосредоточиться на том, что требует внимания, но не “зажигает”. Без волевых усилий точно не обойтись, особенно если нужно долго сидеть на уроке. Произвольное внимание помогает достичь цели, требующей сосредоточенности.
Концентрация напрямую связана с успеваемостью ребенка. Если дети отвлекаются на уроках, с трудом усваивают информацию, не могут сосредоточиться на выполнении задания, безусловно, все это отражается на их оценках. Рассеянный ребенок в школе – проблема для учителей.
Причины невнимательности школьников
Существует ряд причин, способствующих утрате внимания. Проблемы с вниманием у детей делятся на внешние и внутренние. Как правило, внутренние причины объясняются психологическим или эмоциональным напряжением ребенка. Внешние факторы – это уровень сложности задания, его объем, наличие перегруженности и сопряженной с ней усталости.
Давайте проверим, какие самые частые внешние факторы действуют на детей и приводят к невнимательности?
Записывайте ответы “да” или “нет”, если ваш ребенок:
- Помимо обязательных школьных занятий посещает кружки, спортивную секцию, музыкальную школу, репетиторов.
- Заканчивает выполнять домашнюю работу позже 21.00.
- Ложится спать после 22.00.
- Не успевает гулять в будние дни.
- Питается бутербродами, газировкой, сладостями.
- Проводит много времени в гаджетах.
- Делает домашние задания в комнате, где работает телевизор.
- Становится свидетелем ссор между членами семьи.
- Часто занимается младшими братьями или сестрами, заменяя взрослых.
Сколько “да” у вас получилось? Если больше двух, стоит поменять ситуацию. Это по силам родителям.
Давайте поговорим о том, какие еще факторы способствуют возникновению невнимательности у школьников.
Потеря интереса
Монотонный голос учителя, неинтересный, “невкусно” изложенный материал без визуальных материалов, видео или аудио, способны усыпить даже взрослого, что уж говорить о детях. Неудивительно, что дети пытаются переписываться во время уроков или созерцать пейзаж за окном.
Как бороться с невнимательностью ребенка в школе и чем привлечь его внимание? Карточки, таблицы, диаграммы, интерактивная доска – все средства хороши. Эффективные стратегии обучения включают в себя отслеживание интереса и вовлеченности детей. Например, в Онлайн Гимназии №1 учителя используют современные технологии в процессе занятий: “умную” ручку, анимированные ролики, слайды, тесты, видеозаписи, живые уроки. В среднем звене на уроках применяется геймификация, в процессе игры ученики лучше усваивают материал, а командная работа способствует еще и социализации. В старших классах, благодаря профориентации, подростки видят траекторию своего дальнейшего развития и перспективы обучения, поэтому максимально вовлечены в процесс, скучать не приходится.
СДВГ
В последнее время эта аббревиатура у многих на слуху. Расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности, и это одно из наиболее частых расстройств развития нервной системы у детей. Рассеянность может быть следствием этого синдрома. Конечно, диагноз ставит врач только после длительного наблюдения, когда гиперактивный ребенок перешагивает 12-летний рубеж. До этого возраста дети, в принципе, отличаются активностью и неспособностью долго на чем-то концентрироваться.
Школьная дезадаптация
Ученическая невнимательность может быть проявлением проблемы, известной как “школьная дезадаптация”, когда ученик не может привыкнуть к школьной среде. Чаще всего такое случается с первоклассниками, пятиклассниками и детьми, которые сменили класс или школу.
Также школьная дезадаптация проявляется в плохой успеваемости и нежелании учиться. Поведение ребенка заметно меняется не в лучшую сторону, он становится агрессивным, плаксивым или замкнутым. Случаются психосоматические заболевания. Причем чадо не понимает, что с ним происходит.
Самостоятельно родителям непросто справиться: понадобится помощь учителей и психолога. Внимание у ребенка начнет улучшаться, когда решится вопрос адаптации.
Как победить невнимательность
Дети 21-го века испытывают огромные проблемы с концентрацией внимания, ведь они получают колоссальные объемы информации. И вся она – в “клиповом” формате: соцсети пропагандируют короткие яркие образы, за которыми детям сложно усваивать большие объемы понятийной информации.
Как бороться с невнимательностью ребенка в школе? Внимание ребенка и умение концентрироваться необходимо развивать с раннего возраста. Старые добрые приемы тоже никто не отменял: физиология осталась прежней и от здоровья организма тоже зависит многое.
Вот несколько проверенных рекомендаций, как помочь школяру справиться с невнимательностью.
Скорректируйте режим дня
- Выделяйте на сон не менее 8 часов в сутки.
- Включите перерыв в течение дня для отдыха без гаджетов.
- Оставьте время для прогулок и активных игр на свежем воздухе.
- Разделите учебные задачи ребенка на части. Понаблюдайте, когда он чувствует себя энергичным и быстро делает уроки, а когда его внимание снижается. Составьте расписание, исходя из своих наблюдений и распорядка школы.
Сбалансируйте питание
- Режим дня должен быть таким, чтобы у ребенка обязательно был завтрак, обед и ужин, а также полезные перекусы.
- Пища должна давать не только чувство сытости, но прилив бодрости и сил. Исключите быстрые углеводы из рациона ребенка и замените их фруктами и овощами.
Тренируйтесь вместе в простых бытовых играх
Большой плюс, что дети с удовольствием включаются в эту деятельность:
- Спросите ребенка, сколько этажей у дома, мимо которого вы прошли, какого цвета была скамейка, сколько уток плавало в пруду.
- Договоритесь с ребенком, что сегодня вы будете замечать в людях или предметах какую-то одну характеристику.
- Попросите ребенка рассказать перед сном события дня.
- Не забудьте про упражнения “Найди отличия”, “Морской бой”, “Съедобное / несъедобное”, “Снежный ком”.
Играйте в настольные игры
Игры на внимание полезны для развития концентрации у детей.
Вот несколько примеров:
- Мемори (игра на запоминание). Это карточная игра, где нужно находить пары одинаковых карт, перевернутые лицом вниз. Процесс тренирует визуальную память и способность концентрироваться.
- Пазлы. Собирание картин в целое развивает внимание к деталям и усидчивость, так как требует сосредоточения на мелких частях и их сочетании в целостное изображение.
- “Я вижу что-то, чего не видишь ты”. Это игра, где один игрок выбирает предмет в пределах видимости и описывает его одним словом, например, цветом, а другой должен угадать этот предмет.
- Саймон говорит (Simon Says). Процесс требует внимательного слушания и выполнения указаний, только когда перед ними произносят фразу “Симон говорит”. Если фраза не произносится, а указание выполняется, игрок выбывает.
- Лабиринты. Решение лабиринтов на бумаге или в электронном виде помогает детям научиться фокусироваться на задаче и искать пути решения.
- Игра на внимание к деталям. Несколько предметов на короткое время показывают игроку, после чего их прячут, и игрок должен вспомнить как можно больше предметов.
Что советуют психологи:
- Обеспечьте ребенку 2-3 часа подвижных игр, спорта на свежем воздухе ежедневно. Недостаток движения усиливает невнимательность.
- Ограничьте гаджеты, это не отдых для ребенка.
- Перестаньте ругать ребенка за невнимательность. В ваших силах помочь ему, а вот критика лишь усилит проблему и вызовет негатив в ответ.
Невнимательность может показаться мелочью, но она приводит к серьезным последствиям. Из-за нее учеников ругают и снижают им оценки. Рассеянность всегда приводит к неверным решениям: когда одиннадцатиклассник пропускает частицу “не” в задании ЕГЭ, то теряет баллы. Такая невнимательность может дорого стоить.
Родители в состоянии помочь ребенку стать внимательнее. С дошкольниками хорошо работает тренировка внимания через игры. Если же невнимательность мешает в школе или дома, родителям и учителям следует объединить усилия, а иногда и обратиться к психологу.