
Мы поговорили с учителем русского языка и литературы Онлайн Гимназии №1 Любовью В. С. и узнали, как менялось отношение родителей, детей, самих учителей к дистанционному обучению.
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Хотя школьников и студентов все чаще заваливают “домашкой”, сокращая количество очных занятий, в классе поднапрячься тоже стоит: хотя бы для того, чтобы потом, дома, не тратить время на повторение уже пройденного. Классические схемы лекционного и урочного обучения, впрочем, усвоению “на месте” не слишком помогают, и вот почему:
Сделать классную работу более эффективной за счет лучшего запоминания материала, который проходят на уроке, идея не новая: того же хотели и советские преподаватели. Одним из первопроходцев был Александр Григорьевич Ривин – русский и советский педагог, известный изобретением новаторской методики коллективного обучения.
Специального образования для работы с детьми преподаватель не получил, ограничившись инженерным делом. Поначалу Ривин просто репетиторствовал: готовил учеников к вступительным экзаменам в гимназию. Позднее учитель увеличил классы, наполнив их разновозрастными слушателями, и начал оттачивать методику Ривина. По итогам курса, который продолжался чуть меньше года, большинство учеников Ривина показали тот же прогресс, что и обычные школьники за три-четыре года обучения устоявшимися методами. Почему способ Ривина сработал? Разбираемся, как все устроено.
Основная идея Ривина – отход от типичной классно-урочной системы, при которой говорит только один учитель, а все остальные слушают. Современные педагоги редко подключают совместное обсуждение: считается, что это отнимает много времени на уроке. Ривин же, напротив, был уверен, что только с помощью бесед можно научить по-настоящему.
“Диалогическое обучение” Ривина основано на сокращении и обсуждении. Основная идея – кратко выделить суть абзаца из параграфа учебника, газетной статьи или вырезки; в источниках учитель своих учеников не ограничивал. Следующий этап – образование пар и поочередное обсуждение каждой части прочитанного текста. Так каждый ученик попеременно выступал в роли то ученика, то учителя.
Еще один обязательный пункт аутентичной методики – разновозрастная группа. Если в современных классах учащиеся почти всегда одного возраста, Ривин, напротив, специально подбирал максимально разные группы по этому критерию. Постепенно, хотя и сохранялось распределение ролей, за старшими, лучше всех успевающими учениками закреплялась роль наставников и воспитателей. Они помогали младшим, определялись с темами для изучения.
Совершенно разными были и цели учеников, посещавших занятия: если одни приходили, чтобы дотянуть до переводных экзаменов в следующий класс, других ждало испытание посерьезнее – экзамен для получения аттестата зрелости.
Единственное исключение Ривин делал для математики. Хотя ребята и продолжали работать в парах, один отвечал за организацию решения, определяя порядок действий, а другой уже подбирал конкретные способы и приемы.
Современные дети нередко паникуют, если приходится выступать с докладом или рефератом, и поэтому часто отсиживаются, предпочитая отчитываться по-другому. Методика Ривина помогает решить эту проблему, потому что учиться говорить приходится всем: ученики постоянно меняются ролями.
Вот какие навыки развиваются:
Интересно, что существует и методика, обратная изначальной задумке Ривина. Ее разработали педагоги-последователи, проникшиеся оригинальной программой. По обратному методу, напротив, учитель дает ученикам конкретный план работы, на который можно ориентироваться, а все, что внутри его частей, уже на совести обучающегося. Вот для каких работ это может подойти.
Без недостатков и критики, конечно, тоже не обошлось. Современники Александра Ривина язвительно замечали, что его “метода” подозрительно напоминает игру в испорченный телефон. Ведь “на другом конце провода”, в конечном счете, оказывалось совсем не то, что было дано изначально.
На это педагог реагировал спокойно: его система включала, в том числе, и строгий контроль за точностью передаваемых знаний. Возникавшие ошибки и неточности Ривин исправлял на лету, пока они еще не успели запомниться. Косвенным доказательством успешности разработки служат и другие проекты, выполненные уже по стопам Александра Григорьевича.
Идеи Ривина в рамках широко известной программы по борьбе с безграмотностью использовал Борис Таль, его коллега, экономист и редактор нескольких большевистских печатных изданий. “Обменно-слоговой”, как его называли и Ривин, и Таль, метод обучения взрослых людей грамоте заключался в том, что ученики учились писать известные, обиходные слова по слогам, по частям. Написав первый слог, к примеру, слова “среда”, человек стремился узнать следующий, но получал искомое не у учителя, а у другого – того, кто занимался уже вторым слогом того же слова.
Еще один любопытный проект Александра Григорьевича Ривина – “Высшее образование без вуза”. Он возник в ответ на возросшую конкуренцию в классические учебные заведения (конкурс порой достигал ста двадцати человек на место) и по итогам оказался настолько успешным, что был преобразован в учебное заведение. Любопытный бонус обучения дает методика Ривина – отсутствие домашних заданий и сокращенные сроки. За счет более эффективного обучения слушатели управлялись быстрее, чем студенты настоящих университетов, а все необходимое, опять же благодаря системе, усваивали на встречах.
Хотя педагог предполагал, что закреплять материал ученики будут за счет объяснения его друг другу, заниматься по методике можно и дома.
Если рядом нет других детей, то адаптируйте школьную методику под индивидуальные условия:
Надеяться, что наработки советского педагога когда-нибудь заработают и в наших школах, навряд ли стоит. Однако каждый родитель в силах обеспечить аналогичную подготовку в родных стенах. Активное взаимодействие со школьником во время занятий – вот ключ к успеху. Вы сможете узнать, что ребенку действительно понятно, а какой материал он усвоил лишь поверхностно.
Мы поговорили с учителем русского языка и литературы Онлайн Гимназии №1 Любовью В. С. и узнали, как менялось отношение родителей, детей, самих учителей к дистанционному обучению.
Школьное образование с получением аттестата возможно вне стен классического учебного заведения. В статье разберемся, какие документы в каком классе получать.
В статье мы расскажем про 20 способов разминок для старшеклассников, которые помогут взбодриться до окончания учебного дня.
В статье мы расскажем про 25 фактов о чтении, способные помочь вам оценить этот волшебный процесс, который открывает прекрасный мир знаний, эмоций и воображения.
Записаться на любой курс вы можете через Личный Кабинет Родителя
Если возникли сложности, обратитесь к куратору класса!
Заполните форму заявки, и мы свяжемся с вами
Записаться на любой курс вы можете через Личный Кабинет Родителя
Если возникли сложности, обратитесь к куратору класса!
Заполните форму заявки, и мы свяжемся с вами
Запись на курс временно приостановлена. Можете оставить свои контактные данные в форме ниже и мы сообщим вам, когда начнется набор на курс.
За 1 месяц
За 3 месяца
За год
*только для новых учеников!