Как и зачем учить детей чистописанию
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Зачем учить чистописанию ? Несмотря на то, что сами взрослые уже практически не пишут от руки, а письма на бумаге практически полностью вытеснили электронные письма, писать все же необходимо, особенно детям. Нейробиологи в ходе исследований доказали, что обучение проходит более эффективно, если писать от руки. И это не единственное преимущество в пользу такого письма.
Зачем учить ребенка красиво писать
- Чистописание способствует развитию мелкой моторики, а значит, влияет на развитие речи и мышления. Образующиеся в процессе чистописания нейронные связи способствуют координации мелких движений. Развитая мелкая моторика еще никому не мешала, но особенно она необходима хирургам, вышивальщицам, ювелирам, часовщикам, скульпторам и представителям других профессий, где требуются точные движения кончиками пальцев.
- Чистописание помогает успешной учебе, поскольку письмо от руки способствует запоминанию правописания слов. Также с помощью планов, таблиц и конспектов, написанных от руки, можно быстрее и лучше запомнить материал. Концентрация, терпение и усидчивость, необходимые для красивого написания каждой буквы, пригодятся не только в школе.
- Если у вас растет будущий дизайнер, художник или другая творческая личность, используемые при чистописании разноцветные ручки или специальные лайнеры для рисования будут способствовать его самовыражению и развитию творческих способностей.
С какого возраста учить ребенка письму
Психологи и педагоги начальных классов рекомендуют начинать учить ребенка писать печатные буквы в пять-шесть лет. Обычно дети, если в семье есть старшие братья и сестры, проявляют интерес к письму раньше. Поддерживать этот интерес стоит, а вот заставлять ежедневно заниматься – нет. У детей трех-четырех лет интерес еще неустойчивый, не надо навязывать регулярные занятия, ребенок к ним еще не готов. Занятия должны приносить радость и пробуждать интерес к учебе, а не убивать его. Учить писать в прописях тоже не стоит, это – задача учителей. Для дошкольника вполне достаточно научиться писать печатными буквами.
Как правило, интерес к письму возникает, когда ребенок уже знает буквы, умеет читать, у него хорошо развиты речь, память и внимание.
В детских садах много внимания уделяют рисованию, лепке, аппликациям, собиранию паззлов и конструкторов, нанизыванию бус и застегиванию пуговиц – все эти занятия способствуют развитию мелкой моторики и готовят руку к письму.
Хорошо, если вы в процессе обучения чтению задействовали магнитные буквы или шершавые, дали возможность ребенку потрогать их. При обучении письму для ребенка тоже важно трогать буквы, понимать их очертания.
Чистописание следует предварять пальчиковой гимнастикой, чтобы активизировать их подвижность, или массажем мячиком с небольшими шипами. Научите детей простым упражнениям: замок (пальцы переплетаются), домик (пальцы левой и правой руки соприкасаются, образуя крышу), ежик (похоже на замок, но пальцы торчат в стороны). Есть много забавных стихотворений для пальчиковой гимнастики, их можно найти в интернете. Самая простая гимнастика – колечки, когда большие пальцы соединяются по очереди в кольцо с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Если ребенок ходит на детскую йогу, такие колечки известны ему как мудры.
Как правильно учить ребенка писать
Малыши любят писать огромные буквы на чистых альбомных листах. Интерес ребенка к такой бумаге понятен, клетки и строчки отвлекают его. Дайте карандаши и обращайте внимание, из каких элементов состоит каждая буква. Родителям следует набраться терпения, сначала буквы будут кривыми, косыми и «смотреть» не в те стороны. Хвалите старания и усердие ребенка, любуйтесь красивыми буквами и акцентируйте внимание именно на них. Со временем все буковки станут ровными и красивыми.
Лучше начинать учить писать карандашами, следы от них легко смываются с лица, пальцев и одежды. Покажите на листе, где центр, углы, низ и верх. Объясните, что слова можно писать посередине, а можно внизу. Начинать лучше слева, потому что у нас левостороннее письмо. Расскажите, что есть страны, в которых пишут справа налево, а у нас наоборот.
Затем расскажите о строчках, на которых принято писать буквы. Буквы пишут не из угла в угол, а ровненько на строчках. Поиграйте в строчки. Начертите несколько строчек, просите нарисовать солнышко над строчкой, под строчкой, через две строчки.
Если ребенок плохо ориентируется в понятиях лево-право, сначала уделите время их запоминанию.
После этого можно переходить к написанию букв, но сначала поговорить о том, из каких элементов состоит каждая буква. Когда буквы начнут получаться, их можно соединять в слова. Обязательно показывайте ребенку лучшие буквы, которые получились, и хвалите за старания. После занятия можно поговорить о том, какие буковки было легко писать, а какие трудно, над чем еще надо поработать.
Как часто нужно заниматься
Занятия для дошколят должны быть короткими, но ежедневными. Рекомендуется проводить в день два занятия по 15 минут, это позволит ребенку и не уставать, и запоминать написание букв.
Место для занятий должно быть удобным и светлым. Свет должен падать слева, если ребенок правша, для левши – наоборот. Стол и стул должны соответствовать возрасту и росту ребенка.
Если занятия проходят в виде увлекательной игры, возможно, ребенку захочется заниматься дольше четверти часа. Прекрасно! Значит, у вас получается поддерживать интерес ребенка к обучению.