Как красиво читать вслух? 7 советов и упражнений

Время чтения: 5 мин.
Содержание статьи:
  1. Скорость мышления и скорость речи — две стороны одной медали
  2. Взаимосвязь жестикуляции и речи
  3. Логика повествования и правильный ритм дыхания
  4. Скорость речи и ее громкость
  5. Скорость речи и ее громкость
  6. Техника чтения скороговорок
  7. Техника чтения прозы

Во все времена человека красила его речь, а именно ее ладность и звучание. Однако по соседству с речью находится и чтение. О том, чтобы красиво и ярко передавать настрой и смысл читаемого текста, мечтают многие взрослые и даже дети. Для некоторых чтение — это часть профессиональной деятельности, например, для педагогов. Во время прочтения каких-либо лекций перед ними стоит задача не только воспроизвести информацию, но и заинтересовать слушателя в ней. Сделать это можно при помощи определенного тембра голоса, скорости прочтения и многих других факторов, влияющих на восприятие устной речи. Красиво читать желают и родители маленьких детей, так как ничто так не скрасит вечернюю сказку для ребенка, как ее красивое воспроизводство. А для детей это же умение — это способ показать себя на различных мероприятиях: конкурс чтецов, различные концерты и праздники. Но как же развить такой нужный навык? Об этом поговорим дальше.

Скорость мышления и скорость речи — две стороны одной медали

Чтение про себя и чтение вслух — это две разных вещи. Если в первом случае перед человеком стоит цель просто самому вникнуть в смысл текст, то во втором случае этот смысл необходимо донести еще и другим людям, ведь обычно вслух читают для кого-то. Также стоит отметить, что первый процесс зависит от скорости протекания мыслей, а она имеет высокие показатели, а второй — от скорости речи. Таким образом, человек, не имеющий опыта в чтении вслух, не сможет сделать это хорошо с первого раза, так как тут, как и в любом другом деле, важна практика. Это как желание научиться кататься на велосипеде и при этом отсутствие каких-либо действий, разве что наблюдение за другими велосипедистами.

Взаимосвязь жестикуляции и речи

Ни для кого не секрет, что наше вербальное и невербальное общение тесно связаны друг с другом. Другими словами, как мы говорим, так и двигаемся. Если кому-то в это трудно верится, то можно провести эксперимент. Его суть заключается в единовременном произношении цифр от 1 до 5 и сгибание соответствующих пальцев рук.

Итак, для начала необходимо встать и желательно поднять одну ладонь вверх. Теперь начинайте медленно считать от 1 до 5 и загибайте пальцы. Как видите, пальцы сгибаются также медленно. Теперь попробуйте проделать все то же самое, но только в быстром темпе. Результат тот же, быстрый счет — быстрое сгибание пальцев. Ну и заключительная проверка: попробуйте считать быстро, а пальцы загибать медленно. Вероятнее всего, что успешным выполнением задачи вам похвалиться не удастся.

Объяснить такой феномен достаточно просто: все дело в синхронизации движений и речи, в их балансе, который был нарушен. Без такого баланса не будет и внутреннего баланса с самим собой поэтому скорее всего вас охватит дискомфорт и паника при выступлении.

В жизни таких ситуаций много. К примеру, чтение на уроке стихов, выученных наизусть. С одной стороны, ребенок соблюдает быстрый темп прочтения, а с другой стороны, его тело очень зажато. Получается, что никакого баланса нет, более того, присутствует огромный дисбаланс. Поэтому так называемой выразительности в прочтении скорее всего не будет, а значит и слушать такого ребенка одноклассники не будут.

Положительные стороны чтения вслух

Чтение вслух также имеет ряд весомых плюсов:

  • Обогащается словарный запас человека;
  • Устная речь становится более богатой и приятной на слух;
  • У читающих людей наблюдается достаточно высокая в хорошем смысле самооценка;
  • Возрастает уровень коммуникабельности;
  • Нейтрализуются негативные эмоции, снижается уровень стресса;
  • Тренируется память, мышление и воображение.

Логика повествования и правильный ритм дыхания

Логика — это то, что должно присутствовать абсолютно во всех действиях человека, в том числе и в речи. Логика в речи отражает связь между языком и мышлением. Например, при объявлении по-разному эмоционально-окрашенных новостей мы используем разную интонацию: о грустных событиях говорят тихим, но при этом не лишенным четкости голосом, а о веселых — громким и все таким же четким голосом. Но чтобы правильно передать интонацию, необходимо отслеживать то, как вы дышите. Дыхание также отвечает и за смысловые ударения в речи, без которых бы всё сказанное было лишено какой-либо логики.

Для наглядности приведем банальный, но тем не менее хороший пример. Возьмем вопрос “Это твоя бабушка?” и поэкспериментируем со смысловым ударением на слова. Для начала сделаем акцент на первом слове, потом на втором и затем на третьем. Заметили как изменился смысл вопроса только из-за одного ударения?

Длина строки и логическое ударение

Как правило, начинающими чтецами остается незамеченным такой фактор, как длина строки и логическое ударение в стихотворениях, а ведь от этого тоже многое зависит. Дело в том, что человеческий мозг так устроен, что при чтении мы стараемся прочитать максимум слов на одном дыхании, но это в корне неправильно, так как произведения разных поэтов очень индивидуальны. К примеру у Маяковского длина строки — это лесенка в одно слова, а у Пушкина 6-7 слов. Разве можно прочитать их стихотворения, используя при этом один ритм? Конечно же нет.

Однако есть правила, которое подойдет под все случаи: одна строка — один выдох. Сюда же входит и совет о том, что нужно интонационно выделять последнее в строке слово, а после него брать перерыв в пару секунд, затем снова вдох и чтение. И так по кругу. Когда этот навык отточится и появятся систематические паузы между строк, то можно будет назвать такое чтение ритмичным. Стоит отметить, что ритм зависит не только от интонации и эмоциональной окрашенности чтения, но и от дыхания человека. Отметим, что даже при заучивании стихов лучше всего сразу ориентироваться на ритм, а не на рифму, так как это будет намного проще.

Скорость речи и ее громкость

Любого оратора может загубить его желание быстро говорить, так как в этом случае вероятность того, что вас не будут понимать, а следовательно и слушать близка к 100%. Напротив, идеальная речь — эта та, которая является громкой и медленной. В данном случае шанс заинтересовать людей, сидящих в аудитории куда больше. Не бойтесь говорить так, чтобы вас было слышно даже на самых дальних рядах. И помните, что громкость — это не то, что зависит от напряжения горла, а то, что регулируется силой выдоха и глубиной вдоха, т.е. дыханием.

Не стоит забывать и элементарную психологию: нас видят и замечают тогда, когда мы громкие, яркие и интересные люди, в любом другом случае мы смешиваемся с серой толпой. То же самое и в случае с публичными выступлениями: тихая речь оберегает оратора от пристального внимания к своей личности. Кому-то это может показаться не таким уж и плохим явлением, ведь никто не увидит в выступлении оплошностей. Но ведь тогда и все выступление в целом останется не во внимании, а это не то, чего мы хотим достигнуть. Напротив, надо привлекать к себе внимание, к которому со временем можно будет привыкнуть.

А когда вы поняли, что вас все-таки слушают, стоит сосредоточиться на ритме чтения и интонационных ударениях и паузах. Именно они помогают слушателю понимать текст в идеале. Особенно актуально это тогда, когда текст выступления весьма труден для понимания.

Помните и о том, что чтобы кому-то что-то рассказать, необходимо самому это понимать. Другими словами, вы должны в идеале владеть той информацией, которой делитесь с другими.

Техника чтения скороговорок

Самое главное правило — это не стараться прочитать скороговорку сразу быстро, так как это не ваша основная цель. Суть скороговорок заключается в оттачивании умений подачи информации, четкости и ясности речи.

Техника чтения прозы

Многие читают прозу очень безэмоционально и на одном дыхание, а это и есть их главная ошибка. Необходимо передавать смысл текста, не гнаться за количеством прочитанных страниц, а за качеством чтения. Следите за дыханием, оно должно быть неторопливым и глубоким. Если вам трудно поймать ритм автора, то можно воспользоваться небольшой хитростью: как бы подбрасывайте интонационно каждое слово вверх. Со временем вы поймете, что в вашем чтении появилась ритмичность.

Диалог в произведении стоит читать так, как вы разговаривали бы в реальной жизни. Если диалог подразумевает шепот, то не стесняйтесь и шепчите, если смех, то смейтесь.

В любом случае верьте в себя и в возможность научиться выразительному чтению вслух. Самое главное в этом деле — регулярная практика.

Учиться онлайн еще никогда не было так просто!

Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию и бесплатный пробный день в нашей школе

    Заполните поле
    Заполните поле

    Выберите класс

    Выберите класс

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    вверх