Как научить ребенка делать уроки самостоятельно
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Наверно каждый родитель с дрожью вспоминает о необходимости выполнять с ребенком домашние задания. Как правило, этот процесс сопровождается нервным напряжением, а иногда криками и слезами. Знание некоторых правил поможет не только спокойно выполнять уроки, но и научить ребенка делать это самостоятельно.
Сколько времени должно занимать выполнение домашнего задания
В России действуют определенные стандарты, которые определяют норму времени для выполнения домашнего задания зависимо от возраста ученика:
- для 4-5 класса это не более 2-х часов;
- 6-8 класс – до 2,5 часов;
- 9-11 классы – максимум 3,5 часа.
Но, как правило, эта норма значительно превышается. Родители долгими вечерами сидят с ребенком над уроками.
Исследования «Научного центра здоровья детей» подтвердили, что ежедневная нагрузка на учащегося 5-9 класса составляет 10-13 часов. А это порядка 50-78 часов в неделю, при том, что норма рабочих часов взрослого человека составляет 40 часов за 5-тидневку. В связи с этим уже несколько лет в министерстве идут жаркие обсуждения и споры по поводу отмены обязательных домашних заданий.
Основные правила выполнения уроков
Выработать привычку
Выполнение домашнего задания должно стать таким же обыденным занятием как, к примеру, чистка зубов по утрам. Эту привычку необходимо формировать постепенно, начиная с первого класса. Идеальным вариантом будет отдельно отведенное время на уроки и установленный лимит. Соблюдение определенных ритуалов и последовательности действий поможет облегчить привыкание и минимизирует стресс ребенка.
Перед началом выполнения уроком можно навести порядок на столе, убрать все лишнее, рационально разложить учебники и тетради, выключить телевизор. Мозг школьника быстро адаптируется и будет готов к работе как только начнется выполнение ритуала. Когда домашнее задание превратиться в привычку, родителям не нужно будет заставлять ребенка его выполнять.
Рабочая зона должна быть освобождена от посторонних предметов
Окружающая среда оказывает непосредственное влияние на организацию и продуктивность рабочего процесса. Соблюдение оптимальной температуры в помещении, правильное освещение и отдельное место за письменным столом помогут ученику сконцентрироваться и комфортно себя чувствовать во время выполнения уроков.
На поверхности письменного стола не должны находиться предметы, отвлекающие внимание. Даже лишние учебники и тетради будут мешать процессу. Следует обязательно убрать подальше все гаджеты, если он не используются при выполнении домашнего задания. А для любимых фоторгафий и игрушек всегда найдется место на полке.
Составить график выполнения домашнего задания
Планирование позволяет решить множество проблем. К тому же этот навык очень выручит во взрослой жизни. Благодаря составленному графику школьник сможет сам отслеживать первоочередность уроков. Для наглядности можно совместить расписание школьных занятий, домашнего задания и имеющихся внешкольных секций. Это поможет расставить приоритеты, соблюдать сроки выполнения и систематизировать процесс домашней работы. Последовательное выполнение первоочередных задач наглядно продемонстрирует ребенку собственные силы и умения, повысит самооценку и добавит мотивации.
Для составления графика лучше использовать именно бумажный носитель, который всегда будет находиться в поле зрения. К тому же, ведущие психологи уверенны, что написание задач от руки увеличивает вероятность их выполнения.
Делите объемную работу на равные части
Большое задание всегда требует внимания и концентрации на одной теме. Ученику может быть сложно это выполнить в силу возраста и имеющихся несовершенных навыков. Если большую работу разделить на части, ее выполнение не вызовет страха. К тому же на выполнение каждой отдельной части можно выделить определенное время между уроками. Это позволит снизить нагрузку и избавит от ощущения долгой, тяжелой и изнуряющей работы.
Первоначально выполняйте ту дисциплину, которая дается с трудом
Каждый человек пытается отложить на потом сложное и не интересное занятие. Но, как правило, на выполнение такой работы отводится ограниченное количество времени, а несвоевременное выполнение может повлиять на результат и стать дополнительным источником стресса.
Психологи всегда советуют научить ребенка выполнять домашнее задание с самого трудного и непонятного предмета. Ведь даже при выполнении простых задач школьник тратит силы и энергию, которых потом не хватит для более сложного и требующего внимания урока. А вот выполнение сложного задания подарит порцию положительных эмоций и станет отличной мотивацией для выполнения остальных предметов.
Всегда делать перерывы во время работы
Учеными доказано, что чередование физической активности с короткими перерывами повышает эффективность выполнения поставленных задач. При выполнении домашнего задания должно действовать негласное правило — на каждые 30-50 минут учебы приходится 10-15 минут отдыха.
Соблюдение этой рекомендации поможет ребенку расслабиться и отвлечься. Главное в этот промежуток времени исключить общение в социальных сетях или просмотр телевизора. Это не даст мозгу возможности расслабиться и снизит концентрацию внимания. Можно прогуляться с собакой, перекусить и вовсе «ничего не делать».
Родитель не должен выполнять домашнее задание вместо ребенка
Основная задача родителей помочь школьнику найти путь к правильному решению. Конечно, каждый понимает, что хочется помочь ребенку, ускорить процесс выполнения задания и сохранить эмоциональное равновесие. Но по факту это «медвежья» услуга.
Не отказывайте ребенку в помощи с уроками, но и не выполняйте их за него. Подскажите путь решения, направьте на правильный ход мыслей, перечитайте правила, покажите пример решения подобных задач. Выполнение уроков это обязанность школьника, а родители лишь должны помочь в этом. При этом по мере взросления и перехода из класса в класс участие взрослого в выполнении домашнего задания должно снижаться. Такая свобода поможет ребенку научиться самостоятельно распоряжаться временем и нести ответственность за выполнение или невыполнение уроков.
При необходимости обращаться за помощью к репетиторам
Не стоит ругать школьника за невыполненные уроки или плохую отметку. Такой результат должен стать сигналом к тому, что в знаниях имеются пробелы, которые необходимо заполнить.
Выявить имеющиеся проблемы помогут ответы на простые, но важные вопросы:
- Как решали подобные задания в школе? Чем занимались при изучении данной темы?
- Нравиться ли данный формат задания? Если нет, в каком виде хотелось бы выполнять задание?
- Даже взрослые люди бояться приступать к выполнению сложных и новых задач. Испытываешь ли ты такие эмоции?
- Ты знаешь, как правильно выполнять задание? Что нужно делать в данном случае?
- Что я могу сделать, чтобы помочь в выполнении урока?
- Выполни задание настолько, насколько ты понят тему. Мы можем вместе составить список дополнительных вопросов для углубленного изучения вопроса.
Помогая ребенку с уроками, никогда не упрекайте его за невыполненное задание или недостаточно хорошее его выполнение. Этому обязательно найдется причина и важно изначально поддержать ребенка, а уже потом объяснить важность и ценность обучения.