Финансовая грамотность для школьников

Время чтения: 6 мин. 15 сек
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. В каком возрасте начинать обучение
  2. Первые уроки финансовой грамотности
  3. Обучение младших школьников финансовой грамотности
  4. Возраст 11-14 лет
  5. Старшая школы

Нередко в магазине можно увидеть сцену, когда ребенок настойчиво требует купить ему какую-то вещь, мама или папа при этом отказывают, между ними начинается скандал. Если своевременно не начать формирование финансовой грамотности школьников, то они быстро усваивают связь «деньги – наличие желанных предметов», а главной задачей родителей считают их приобретение. Внедрение в понимание ребенка основ знаний и навыков в сфере финансового поведения ускорит развитие самостоятельности, позволит исключить возникновение неудобных ситуаций, а также положительно отразится в будущем на качестве его жизни.

В каком возрасте начинать обучение

Финансовая грамотность – это важный аспект воспитания детей. Начинать формирование финансовой грамотности и прививать понятие о заработке денег, их ценности можно, когда ребенку исполнилось уже 5-6 лет. До этого возраста дети вряд ли поймут что-то. В основном ими движет желание, а детали его исполнения не вызывают интереса. Ум малышей еще не настроен на понятие ценности денег.

При этом существуют сторонники другой теории. Они считают, что с первых слов «хочу» в магазине ребенку уже нужно объяснять значение и принцип получения денег. Чем раньше он поймет их ценность, тем грамотнее будет распоряжаться своими финансами в будущем.

Родители не всегда могут оценить, когда нужно начинать финансовое воспитание, но нельзя постоянно потакать ребенку в его желаниях, иначе подобные манипуляции войдут у него в привычку. При этом не рекомендуют говорить фразы об отсутствии денег или нежелании их траты на всякую ерунду. Достаточно покинуть магазин при возникновении детских слез, если спокойных объяснений ребенок не понимает. Отказ всегда должен быть твердым.

Основы финансовой грамотности для школьников

Обучение детей дошкольного возраста можно проводить в игровой форме.

Самым известным и простым способом считается игра в магазин:

  • выберите и расставьте в определенном месте предметы, которые будут продаваться;
  • напишите на бумаге ценники и разложите их возле каждого «товара»;
  • распределите роли – продавец и покупатель;
  • установите цель для каждого участника игры – набрать нужную сумму из наличных денег и получить сдачу или пересчитать полученное.

В качестве денег не берите простые фантики или бумажки, пользуйтесь настоящими, чтобы дети привыкали к необходимости бережного отношения с ними. Помятая или порванная мелкая купюра не сделает большой «дыры» в бюджете, но покажет ребенку, что он сам виноват в уменьшении своей прибыли или невозможности приобретения выбранного предмета. Подобные игры дополнительно развивают интерес к математике.

Отличным помощником выступит совместный просмотр мультиков о финансовых операциях. Многие дети смотрят «Фиксиков», «Три кота», «Смешариков», в сериях которых нередко рассказывают про появление денег, правилах обращения с ними, правила этикета при посещении магазинов. Смотреть такие мультфильмы будет не только интересно, но и полезно.

Формирование финансовой грамотности младших школьников

Родителям детей такого возраста рекомендуют использовать монеты для обучения счету, разрешать ребенку расплачиваться в магазинах. На фоне школьных уроков по математике задачи нужно постепенно усложнять. Например, школьник должен не только оплатить товар в магазине, но и посчитать, какую сдачу с выданных денег он получит.

Детям уже нужно объяснить, почему каждая вещь имеет свою цену:

  • после покупки рассмотрите вместе чек;
  • постарайтесь понятными для ребенка словами рассказать, что влияет на цену товара, как это связано с его производством и другими нюансами;
  • составьте список, в котором школьник укажет необходимые ему предметы;
  • найдите их примерную стоимость в интернете;
  • просчитайте, сколько родителям нужно времени для накопления данной суммы (по возможности приведите школьника на свою работу, чтобы он в реальности оценил, каким трудом достаются маме или папе деньги).

Чтобы ребенок глубже прочувствовал ценность денег, поставьте ему определенные условия. Например, приобретение желанной ему вещи после участия в олимпиаде. Нельзя поощрять за стандартную помощь по дому или хорошую учебу, иначе школьник посчитает, что такие действия больше важнее для родителей.

Упрощает финансовое воспитание и прочтение книг с данной направленностью. Многие писатели создают не просто интересные, а поучительные рассказы. Например, «Пес по имени MoneY», в котором лабрадор учит девочку разбираться в деньгах. Эти произведения написаны простым детским языком, поэтому ребенку легче воспринимать сложные понятия.

Ненавязчивым вариантом обучения станут финансовые мобильные приложения в игровой форме. В некоторых даже предусмотрена возможность для родителей создавать собственные здания. Также существуют онлайн-платформы, где школьников такого возраста знакомят условиями денежного оборота.

Обучить основам составления бюджета и траты денег помогает игра «Монополия». Дополнительно она развивает экономическое мышление, внимание и целеустремленность. Обязательно развивайте у школьника навык счета в уме, так как он является одним и основных при освоении финансовой грамотности.

Возраст 11-14 лет

С 11 лет мышление детей уже рассчитано на правильное восприятие информации о заработке денег. При этом доходы родителей ребенку еще могут казаться большими суммами, так как он мало задумывается об особенностях жизненных расходов. В этом возрасте школьнику нужно открыто рассказывать, на что тратятся деньги. Также можно затрагивать темы инфляции, налогов.

При обучении финансовой грамотности рекомендуют применять следующие методики:

  1. Выдача карманных денег. Ребенок будет учиться составлять личный бюджет, рассчитывать, на что и сколько он может потратить. Обязательно расскажите о необходимости сравнения доходов и расходов. Позже можно применить тактику выдачи месячной суммы. При этом поставьте условие, что до конца срока новых денег школьник не получит даже при условии их преждевременного окончания. Если ребенок проигнорирует договоренность и начнет просить любую сумму, то должен последовать отказ. При повторном нарушении выдачу карманных денег нужно прекратить на месяц, иначе все ваши труды будут напрасными.
  2. Скачать мобильное приложение для планирования бюджета, покупок. Данная программа предупредит ребенка о риске лишних трат, напомнит о главной цели сбора нужной суммы.
  3. Свободное время провести за более сложной финансовой игрой. Сейчас есть игры с разным уровнем сложности. Многие из них учат конкурировать в бизнесе, создавать финансовую империю, пользоваться налоговой системой.

В этом возрасте важно дать понять ребенку, что деньги не являются основным мерилом отношений. Это позволит избежать одержимости карманными сбережениями. Нужно показывать, что многие действия вы выполняйте не ради получения прибыли, а для заботы о близких.

Старшая школы

Возраст от 14 до 18 лет можно назвать репетицией взрослой жизни. Подростка уже можно отпустить в летнее время на работу. Если он сам найдет подходящую себе вакансию, то это считается большим плюсом в развитии финансовой грамотности. Также родители могут постараться помочь, договорившись со знакомыми и предоставлении ребенку простой должности. При этом поясните школьнику суть договорных отношений.

Обязательно нужно научить подростка распознавать финансовых мошенников.

Дети могут быть еще очень наивны, поэтому для них важно знание следующие правил «Нельзя»:

  • по просьбе незнакомого продавца переводить деньги на счет его мобильного или карты, так как выбранного товара в этом случае можно не дождаться;
  • отправлять любую сумму на счет при получении смс о помощи с незнакомого номера, даже при условии, что человек называется другом или родственником;
  • давать деньги в долг без веских гарантий на их возврат;
  • не рассказывать пин-код и номер карты сторонним людям при ее наличии.

Постарайтесь рассказать ребенку все известные вам мошеннические схемы.

На этом этапе обучения рекомендуют усложнить планирование финансовых возможностей. Предложите ребенку составить план не на месяц, а на целое лето. Предложите выделить отдельно основные и дополнительные траты. Не забудьте предусмотреть и определенный процент накоплений в качестве финансовой подушки на «черный день». Можно использовать метод 4 конвертов – по одному на каждый месяц и запасной для копилки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Gimnaziya№1
Что нужно для домашнего обучения

В статье рассказываем, что нужно для домашнего обучения, почему семейное нельзя путать с надомным, и как организовать процесс, чтобы ребенок учился сам.

Gimnaziya№1
10 страхов ребенка в школе: как с ними справиться

В статье психолог Онлайн Гимназии №1, эксперт по детско-родительским отношения Александра Гуливицкая расскажет, откуда берутся страхи у ребенка в школе, как с ними бороться.

Gimnaziya№1
О современном дистанционном обучении: технологии, методики преподавания, практики

Из статьи вы узнаете, как происходит обучение с применением дистанционных технологий. Какие есть современные методики преподавания и программы дистанционного обучения в школе.

Gimnaziya№1
Как не злиться на родителей: причины злости и что делать

Злость может появляться не только из-за конкретных детских обид, но и из подсознательного чувства. Рассказываем как перестать обижаться на маму и папу.

Gimnaziya№1
Дети и игровая зависимость: знать и предупредить

Предупредить детскую игровую зависимость (аддикцию) можно заранее. Рассказываем, как выявить, на что обращать внимание и когда бить тревогу.

Gimnaziya№1
Прокрастинация у детей

В статье рассказываем, что такое прокрастинация, причины ее возникновения у детей. А также приведем эффективные способы борьбы с детской прокрастинацией.

вверх