Как научить ребенка работать в команде
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Как научить ребенка работать в команде Результаты командной работы обычно куда более впечатляющие, чем у индивидуалистов: разнородный состав эффективнее использует ресурсы, придумывает больше решений, увеличивая шансы на успех общего дела. Как научить ребенка работать в команде, и нужно ли это вообще делать? На самом деле, да, и вот почему.
Умение или неумение работать в команде влияет не только на школьную успеваемость: ребенку, который не понимает, как работает, например, распределение ролей в группе, будет сложнее участвовать даже в общих играх. Лидер, который только командует, да и с этим справляется плохо, не нужен даже детям, равно как и “рядовой”, плохо понимающий границы своей ответственности.
Как учить ребенка работать в команде, что делать с конфликтами, ролями, и как быть, если ничего не получается –- разбираемся дальше.
Способы работы в команде
Подсознательно большинству из нас в голову придет один-два способа взаимодействия в команде: либо то самое лидерство (руководящая роль), либо подчинение. В реальности работа в команде более многообразна, потому что ролей больше, чем две – вот какими они бывают:
Одна роль –- один способ работы в команде. Уметь следовать своей роли для ребенка так же важно, как уметь делать что-то конкретное: лепить из пластилина, вырезать фигурки из бумаги или клеить. В команде ребенок первично знакомится с soft skills, “мягкими” навыками, показывающими умение взаимодействовать с окружающими, находить точки соприкосновения и работать на общий успех.
Если ребенок не схватывает отношения в группе интуитивно, объясните, кто, как и почему себя ведет. Детям проще усваивать такие конструкции на конкретных примерах, поэтому придумайте свой или используйте наш.
Шесть человек из одного класса рисуют плакат или стенгазету для участия в школьном конкурсе. Вася учится в художественной школе, поэтому логично, что он –- лидер, решает, что и как будет нарисовано, где лучше расположить буквы, а где –- картинки. Маша и Сеня рисуют немногим хуже, но они –- “трудяги”. Их задача вносить свою лепту, но, в основном, слушаться Васю: не использовать синий, если договорились рисовать красным, желтым и оранжевым, потому что тема плаката –- осень, не рисовать снежинки.
Есть Света, которая на этапе обсуждения плана будущей стенгазеты, предлагала неожиданные идеи: использовать блестки, чешуйки сосновых шишек, засушенные листья. Она –- “генератор идей”, и ее вклад тоже важен: нестандартные решения могут выделить работу ребят на фоне конкурентов из третьего “В”.
Роль “критика”, скорее всего, на себя возьмет Вася: на правах главного ему проще, чем кому-то еще из команды, указывать на недостатки и слабые места. Хотя критиканов не любят даже дети, важен и их труд: так работа становится совершеннее, а ребята учатся давать и принимать чужие суждения, работать над ошибками.
Наверняка в команде будет и “аналитик”, допустим, это Аня. Она почти непрерывно анализирует информацию, связанную с конкурсом и организацией процесса: сообщает, что сроки сдачи работ перенесли, разъясняет правила, если ребята их не поняли.
Наконец, есть и “душа компании” Алиса: она следит за дружественной атмосферой в команде (например, осаживает Ваcю за слишком резкие замечания), подбадривает, когда что-то не получается. Такого человека неспроста называют “душой”, то есть центром группы: часто команда держится на нем, а не на организаторе Ваcе.
С помощью наглядных иллюстраций донести до ребенка суть несложно. Но что делать, если он не вписывается ни в одну из ролей и моделей?
Что делать, если ребенок не командный игрок
Такое чаще случается с интровертами: негативный опыт взаимодействия в прошлом нередко делает детей не восприимчивыми к работе с другими. Хотя подходящим решением кажется дать ребенку удариться в индивидуальную деятельность, оно окажется временным: проблема усугубится.
Хорошие коммуникативные навыки пригодятся в любом случае, поэтому сначала стоит начать с них: выясните, почему ребенку не нравится общаться с другими, и постарайтесь решить эту проблему. Не всегда нежелание делить работу связано со страхом быть отвергнутым или осмеянным. Как и взрослые, дети могут переживать за результат, не доверять другим членам команды, бояться делегировать, мол, все равно сделают плохо.
Если нужно, не бойтесь обращаться к детскому психологу, чтобы разрешить ситуацию “в зародыше”.
Как научить ребёнка распределять роли внутри команды
Если ребенок занял лидерскую позицию, критично важно правильно распределить роли. Не учитывая способности каждого, есть риск провозиться с задачей дольше, чем рассчитывали, получить не тот результат, что планировали. Развить навык определения роли внутри команды возможно.
Примерно так:
- Развивать наблюдательность. После занятий, особенно если коллектив новый, интересуйтесь у ребенка, кто из новых знакомых хорошо рисует, кто быстро думает и отвечает, кто умеет всех развеселить. Так вы выработаете привычку обращать внимание на достижения других, анализировать, кто что может сделать лучше. Это поможет в любой групповой работе.
- Учите организовывать работу. Планирование и организация тоже навык, который реально натренировать. Пусть ребенок периодически за что-нибудь отвечает (например, за ужин или уборку), а домочадцы помогают в реализации.
- Научите не бояться ответственности. Умение признать, когда что-то пошло не так или даже совсем плохо, тоже важно для лидера. Если пирог оказался пересолен из-за экспериментов ребенка с ингредиентами, признайте ошибку как свершившийся факт.
Конфликты: избегать или бороться?
И дети, и взрослые не любят конфликты: они портят настроение, мешают работать и учиться. В худшем случае могут надолго застопорить работу над общим делом. Но как с ними быть: избегать или бороться?
Сам по себе конфликт –- нормальная стадия в формировании отношений в коллективе, и коллектива, как такового. В проектной деятельности конфликтную стадию называют переломной. Дальше группа либо распадается, либо продолжает существовать, но уже в формате более крепкой конструкции.
Научите ребенка избегать бессмысленных конфликтов, которые ни на что не влияют: обозначьте правила хорошего тона, объясните, что замечания другим стоит хорошо обдумывать, прежде чем озвучивать. Мирно преодолевать противоречия научиться тоже стоит: понятно расскажите о компромиссе и о том, как его достигают. Объясните, чем плоха мысль решать вопросы силой.
Некоторые дети лучше проявляют себя в индивидуальной работе, другие –- в групповой, но учить базовым правилам взаимодействия нужно и тех, и тех. Главное, чтобы ребенок усвоил общие принципы: понимал, из чего складывается работа в команде, почему важно уважать друг друга. Для того, чтобы комфортно чувствовать себя в классе или в кружке, этого будет достаточно. С тонкостями, если будет желание, можно разобраться позже: усвоить детали, если понятны базовые принципы, можно практически в любом возрасте.