
В статье, психолог, эксперт детско-родительских отношений Онлайн-гимназии №1 Александра Гуливицкая расскажет, как родители могут взаимодействовать с подростком.
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Как научить ребенка работать в команде Результаты командной работы обычно куда более впечатляющие, чем у индивидуалистов: разнородный состав эффективнее использует ресурсы, придумывает больше решений, увеличивая шансы на успех общего дела. Как научить ребенка работать в команде, и нужно ли это вообще делать? На самом деле, да, и вот почему.
Умение или неумение работать в команде влияет не только на школьную успеваемость: ребенку, который не понимает, как работает, например, распределение ролей в группе, будет сложнее участвовать даже в общих играх. Лидер, который только командует, да и с этим справляется плохо, не нужен даже детям, равно как и “рядовой”, плохо понимающий границы своей ответственности.
Как учить ребенка работать в команде, что делать с конфликтами, ролями, и как быть, если ничего не получается –- разбираемся дальше.
Подсознательно большинству из нас в голову придет один-два способа взаимодействия в команде: либо то самое лидерство (руководящая роль), либо подчинение. В реальности работа в команде более многообразна, потому что ролей больше, чем две — вот какими они бывают:
Одна роль –- один способ работы в команде. Уметь следовать своей роли для ребенка так же важно, как уметь делать что-то конкретное: лепить из пластилина, вырезать фигурки из бумаги или клеить. В команде ребенок первично знакомится с soft skills, “мягкими” навыками, показывающими умение взаимодействовать с окружающими, находить точки соприкосновения и работать на общий успех.
Если ребенок не схватывает отношения в группе интуитивно, объясните, кто, как и почему себя ведет. Детям проще усваивать такие конструкции на конкретных примерах, поэтому придумайте свой или используйте наш.
Шесть человек из одного класса рисуют плакат или стенгазету для участия в школьном конкурсе. Вася учится в художественной школе, поэтому логично, что он –- лидер, решает, что и как будет нарисовано, где лучше расположить буквы, а где –- картинки. Маша и Сеня рисуют немногим хуже, но они –- “трудяги”. Их задача вносить свою лепту, но, в основном, слушаться Васю: не использовать синий, если договорились рисовать красным, желтым и оранжевым, потому что тема плаката –- осень, не рисовать снежинки.
Есть Света, которая на этапе обсуждения плана будущей стенгазеты, предлагала неожиданные идеи: использовать блестки, чешуйки сосновых шишек, засушенные листья. Она –- “генератор идей”, и ее вклад тоже важен: нестандартные решения могут выделить работу ребят на фоне конкурентов из третьего “В”.
Роль “критика”, скорее всего, на себя возьмет Вася: на правах главного ему проще, чем кому-то еще из команды, указывать на недостатки и слабые места. Хотя критиканов не любят даже дети, важен и их труд: так работа становится совершеннее, а ребята учатся давать и принимать чужие суждения, работать над ошибками.
Наверняка в команде будет и “аналитик”, допустим, это Аня. Она почти непрерывно анализирует информацию, связанную с конкурсом и организацией процесса: сообщает, что сроки сдачи работ перенесли, разъясняет правила, если ребята их не поняли.
Наконец, есть и “душа компании” Алиса: она следит за дружественной атмосферой в команде (например, осаживает Ваcю за слишком резкие замечания), подбадривает, когда что-то не получается. Такого человека неспроста называют “душой”, то есть центром группы: часто команда держится на нем, а не на организаторе Ваcе.
С помощью наглядных иллюстраций донести до ребенка суть несложно. Но что делать, если он не вписывается ни в одну из ролей и моделей?
Такое чаще случается с интровертами: негативный опыт взаимодействия в прошлом нередко делает детей не восприимчивыми к работе с другими. Хотя подходящим решением кажется дать ребенку удариться в индивидуальную деятельность, оно окажется временным: проблема усугубится.
Хорошие коммуникативные навыки пригодятся в любом случае, поэтому сначала стоит начать с них: выясните, почему ребенку не нравится общаться с другими, и постарайтесь решить эту проблему. Не всегда нежелание делить работу связано со страхом быть отвергнутым или осмеянным. Как и взрослые, дети могут переживать за результат, не доверять другим членам команды, бояться делегировать, мол, все равно сделают плохо.
Если нужно, не бойтесь обращаться к детскому психологу, чтобы разрешить ситуацию “в зародыше”.
Если ребенок занял лидерскую позицию, критично важно правильно распределить роли. Не учитывая способности каждого, есть риск провозиться с задачей дольше, чем рассчитывали, получить не тот результат, что планировали. Развить навык определения роли внутри команды возможно.
Примерно так:
И дети, и взрослые не любят конфликты: они портят настроение, мешают работать и учиться. В худшем случае могут надолго застопорить работу над общим делом. Но как с ними быть: избегать или бороться?
Сам по себе конфликт –- нормальная стадия в формировании отношений в коллективе, и коллектива, как такового. В проектной деятельности конфликтную стадию называют переломной. Дальше группа либо распадается, либо продолжает существовать, но уже в формате более крепкой конструкции.
Научите ребенка избегать бессмысленных конфликтов, которые ни на что не влияют: обозначьте правила хорошего тона, объясните, что замечания другим стоит хорошо обдумывать, прежде чем озвучивать. Мирно преодолевать противоречия научиться тоже стоит: понятно расскажите о компромиссе и о том, как его достигают. Объясните, чем плоха мысль решать вопросы силой.
Некоторые дети лучше проявляют себя в индивидуальной работе, другие –- в групповой, но учить базовым правилам взаимодействия нужно и тех, и тех. Главное, чтобы ребенок усвоил общие принципы: понимал, из чего складывается работа в команде, почему важно уважать друг друга. Для того, чтобы комфортно чувствовать себя в классе или в кружке, этого будет достаточно. С тонкостями, если будет желание, можно разобраться позже: усвоить детали, если понятны базовые принципы, можно практически в любом возрасте.
В статье, психолог, эксперт детско-родительских отношений Онлайн-гимназии №1 Александра Гуливицкая расскажет, как родители могут взаимодействовать с подростком.
В статье рассказываем: что такое комплекс ГТО — «Готов к труду и обороне». Какие нормативы в него входят. Для чего сдавать ГТО школьникам. Где и как сдать ГТО.
В статье, мы разберем вопросы: зачем получать высшее образование, какие возможности оно дает, возможна ли жизнь без образования?
Вебинар с психологом, экспертом детско-родительских отношений Онлайн-гимназии №1.
Записаться на любой курс вы можете через Личный Кабинет Родителя
Если возникли сложности, обратитесь к куратору класса!
Заполните форму заявки, и мы свяжемся с вами
Запись на курс временно приостановлена. Можете оставить свои контактные данные в форме ниже и мы сообщим вам, когда начнется набор на курс.
За 1 месяц
За 3 месяца
За год
*только для новых учеников!
;