Top.Mail.Ru

Как правильно писать сочинение: универсальный план, примеры и шаблоны

Время чтения: 4 мин. 55 сек
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Записаться

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Что такое композиция сочинения
  2. Пошаговый алгоритм на 3 часа 55 минут
  3. Вступление: 5 формул
  4. Тезис и проблема
  5. Аргументы: подбор и оформление
  6. Микроструктура абзаца
  7. Связки и логика
  8. Вывод: 4 модели завершения
  9. Речь и типичные ошибки
  10. Адаптация написанного под ЕГЭ и итоговое сочинение
  11. Чек-лист самопроверки
  12. Чек‑лист самопроверки итогового сочинения
  13. Примеры мини-фрагментов
  14. FAQ

Итоговое сочинение – не просто допуск к ЕГЭ, а отличная возможность прокачать навыки для госэкзамена по русскому языку. Давайте разберемся на примерах, чем отличается итоговое сочинение от “ЕГЭшного”, как правильно оформлять мысли, подбирать формулировки. Сделали подборку ошибок, которые чаще всего мешают получить заветный “зачет”.

Что такое композиция сочинения

Структурная организация текста: определенный порядок следования его частей, их соотношение и взаимосвязь в соответствии с замыслом автора, – это композиция. Она включает вступление, основную часть и заключение. В итоговом сочинении должны присутствовать аргументы для подтверждения тезиса (утверждения).

Схематично композиция выглядит так:

  1. Вступление кратко освещает тему сочинения, показывает тезис, позицию автора (выпускника). Может включать утверждение, вопрос, цитату.
  2. Основная часть текста, где есть один, но лучше два аргумента в пользу тезиса. Каждый из них подтверждается примером из литературы, а рассуждение по нему завершается мини-выводом.
  3. Заключение обобщает результаты работы, содержит краткий вывод, основанный на аргументах. Может содержать общий ответ, цитату или личную оценку выпускника на основе текста.

В чем отличие итогового сочинения от сочинения ЕГЭ

Итоговое сочинение показывает самостоятельность мышления, цельность и осмысленность аргументации на основе литературных источников. Если тезис сформулирован четко, приведены логичные аргументы, последовательно сделаны промежуточные и итоговый выводы, то работа получается единой и завершенной.

Сочинение ЕГЭ отражает точность формулировок, логику построения текста, анализ темы с упором на строгое соблюдение требований.

Все различия систематизировали в таблице ниже.

Итоговое сочинение (декабрьское) Сочинение ЕГЭ (летнее) 
Цель написания
Допуск к ЕГЭ. Часть экзамена по русскому языку и влияет на общий балл за экзамен и поступление в вуз.
Объем текста
Желательный объем – 350 слов.

Минимальный объем – 250 слов с учетом служебных, если меньше, то ставят “незачет”.

Максимальное количество слов не ограничивается.

Минимальный объем – 150 слов.

За работу от 100 до 149 слов снизят баллы.

Если текст не набирает 99 слов, то он получает 0 баллов.

Ограничения по времени написания
3 часа 55 минут 3 часа 30 минут на тест + сочинение
Композиция
Вступление. Тезис.

Аргумент № 1 + микрокомментарий.

Аргумент № 2 + микрокомментарий.

Заключение.

Вступление. Проблема.

Пример из текста № 1 + комментарий.

Пример из текста № 2 + комментарий.

Смысловая связь между примерами и ее анализ.

Позиция автора.

Собственная позиция.

Вывод.

Тема
Шесть – на выбор, по две из трех разделов, как указано на сайте “ФИПИ”. Формируется из содержания конкретного экзаменационного текста. Ученикам нужно на его основе сформулировать и проанализировать проблему, выразить свое отношение к ней.
Аргументация
Литературные источники, в том числе дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров). Любой аргумент, расширенное обоснование из экзаменационного текста.
Критерии
5 критериев:

1). «Соответствие теме».

2). «Аргументация. Привлечение литературного материала»

3). «Композиция и логика рассуждения».

4). «Качество письменной речи».

5). «Грамотность».

10 критериев:

1). Позиция автора.

2). Комментарий к позиции автора.

3). Отношение к позиции автора и аргументация.

4). Фактическая точность речи.

5). Логичность и структура рассуждения.

6). Этичность.

7). Орфография.

8). Пунктуация.

9). Грамматика.

10). Речь.

Важно
Чтобы работу зачли, необходимо выполнить два обязательных требования (объем и самостоятельность), а также получить зачет минимум по 3 критериям, обязательны из них – это «соответствие теме» и «аргументация». Необходимо верно вычленить проблему. За это ставят 1 балл, но если требование не соблюдается, то теряются еще восемь – при неправильном определении сути текста ставится по 0 баллов сразу за 4 пункта из таблицы.

Пошаговый алгоритм на 3 часа 55 минут

На итоговое сочинение выделяется почти 4 часа (235 минут). Кажется, что это много, но без четкого плана и такого промежутка времени зачастую не хватает. Последовательный план поможет поэтапно выполнить работу, а потом проверить себя.

Шаг 1: подготовка к написанию (5-15 минут). Изучите все темы и выберите наиболее понятный. Убедитесь, что сможете составить тезис и подобрать аргументы. Выпишите ключевые слова и вопрос или утверждение.

Шаг 2: планирование (15-55 минут). Пропишите план по пунктам, максимально точно. Сформулируйте тезис. Определите героев и литературные произведения для аргументации. Проверьте их связь с тезисом.

Шаг 3: написание черновика (55-135 минут). Напишите вступление и обозначьте главную мысль, перейдите к основной части с аргументацией и мини-выводами, завершите заключением. На этом этапе не беспокойтесь о красоте слога или об ошибках. На этапе подготовки чернового текста главное – изложить все мысли и доказательства на бумаге.

Шаг 4: проверка и редактирование черновика (135-175 минут). Внимательно изучите написанное на предмет смысловых и логических неточностей, обрывочных высказываний. Проверьте формулировки с точки зрения грамматики, орфографии и пунктуации. Исправьте ошибки.

Шаг 5: написание чистовика (175-215 минут). Перепишите чистовую версию из отредактированного черновика. Пишите аккуратно, разборчиво и чисто.

Шаг 6: финальная проверка (215-235 минут). Написанный текст снова проверьте на соответствие орфографическим, грамматическим, пунктуационным правилам. Подсчитайте количество слов, их должно быть не менее 250.

Вступление: 5 формул

Первое знакомство читателя с вашими мыслями – это вступление. Оно должно не только привлечь внимание, но и четко обозначить тему будущего рассуждения. Существует несколько эффективных способов начать сочинение и у каждого из них есть преимущества. Рассмотрим 5 проверенных формул.

Формула 1: цитата – смысл

Метод предполагает использование яркой, запоминающейся цитаты, напрямую или косвенно связанной с темой. Важно не просто привести слова известного человека, но и объяснить, почему именно они актуальны для вашего рассуждения.

Шаблоны предложений:

“Великий [Имя писателя / мыслителя] как-то сказал: “[Цитата]”. Эти слова особенно актуальны, когда речь заходит о…”

“Фраза [Имя писателя / мыслителя] “[Цитата]” заставляет задуматься о…”

Пример:

Немецкий философ Артур Шопенгауэр утверждал: “Счастье – это отсутствие страданий”. Эти слова заставляют по-новому взглянуть на проблему человеческого счастья, ведь зачастую мы ищем его в чем-то внешнем, забывая о внутреннем спокойствии.

Формула 2: проблемный вопрос

Начать сочинение с вопроса лучший способ вовлечь читателя в диалог и показать, что вы готовы к исследованию сложной идеи. Формулируйте открытый вопрос, который не предполагает однозначного ответа “да” или “нет”, и подталкивает к размышлению.

Шаблоны предложений:

“Что такое [ключевое понятие темы]? Этот вопрос волновал умы многих поколений, и сегодня мы попытаемся найти ответ, рассуждая о…”

“Всегда ли [суждение по теме]? Раздумывая над этой проблемой, мы можем прийти к выводу, что…”

Пример:

Всегда ли доброта и самопожертвование обречены на страдания? Этот вопрос, пожалуй, один из самых острых в русской литературе. Раздумывая над ним, мы можем увидеть, как герои, идущие по пути альтруизма, сталкиваются с жестокостью мира.

Формула 3: контраст

Прием заключается в противопоставлении двух понятий, явлений или точек зрения, связанных с темой. Позволяет сразу же обозначить сложность проблемы и показать, что вы видите ее многогранность.

Шаблоны предложений:

“В современном мире, где [первое явление/состояние], трудно не заметить [второе, противоположное явление/состояние]. Именно на пересечении этих двух полюсов разворачивается…”

“Некоторые считают, что [одна точка зрения], однако другие полагают, что [противоположная точка зрения]. Данное противоречие делает тему [тема сочинения] особенно актуальной.”

Пример:

В нашем быстро меняющемся мире, где технологии стремительно развиваются, порой кажется, что духовные ценности уходят на второй план. Однако именно в такие моменты особенно остро встает вопрос о важности внутренней культуры и нравственных ориентиров.

Формула 4: микросюжет (или небольшая зарисовка)

Метод позволяет создать яркое, образное начало, погружая читателя в конкретную ситуацию для иллюстрации основной идеи. Мини-история должна быть короткой, но содержательной.

Шаблоны предложений:

“Представьте себе [краткое описание ситуации]. Эта картина, на мой взгляд, ярко отражает…”

“История о [короткое описание события] неслучайно приходит на ум, когда мы говорим о…”

Пример:

Маленький мальчик, потерявшийся в лесу, впервые осознал, насколько сильна его связь с родным домом. Этот, казалось бы, простой случай из жизни каждого может стать отправной точкой для размышлений о том, что значит истинная привязанность и как важно ценить то, что имеешь.

Формула 5: историко-культурная рамка

Подход предполагает погружение в исторический или культурный контекст, связанный с темой. Вы можете начать с упоминания значимого исторического события, явления культуры или архетипа. Главное, чтобы они проливали свет на вашу проблему.

Шаблоны предложений:

“В истории [название эпохи/страны] особое место занимал(о) [историческое событие/культурное явление]. Его влияние на [сфера жизни] до сих пор вызывает споры, затрагивая вопрос о…”

“На протяжении веков человечество обращалось к [архетип/символ/традиция], пытаясь осмыслить [аспект темы]. Это говорит об актуальности…”

Пример:

В Древней Греции понятие “героизм” было неразрывно связано с подвигом и жертвенностью во имя общего блага. Сегодня, в современном обществе, это понятие претерпело изменения, но его суть – стремление к высшим идеалам – остается важной для понимания человеческой природы.

Примеры “плохих” цитат для вступления

Эти фразы не подходят для начала итогового сочинения, так как они слишком банальны или не связаны с темой, или не дают простора для анализа.

Пример “плохой” цитаты  Почему не годится 
Жизнь – это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. Банально. Трудно найти оригинальную связь с большинством тем, кроме “случайности” или “судьбы”.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Слишком прямолинейная пословица. Не дает глубины для анализа, скорее является готовым ответом, а не отправной точкой.
Сегодняшний день – это подарок. Слишком общее высказывание, может подойти к любой теме, связанной с позитивом, но не помогает конкретизировать проблему.
Любовь – это когда кто-то тебя любит. Определение не раскрывает сути, тавтологично. Не дает материала для развернутого анализа.

Тезис и проблема

Итоговое сочинение – это ваша аргументированная позиция по выбранной теме. Чтобы она была четкой и понятной, необходимо сформулировать тезис – главное утверждение, его вы будете доказывать. Проблема же – это острый вопрос, он возникает из вашей темы и требует осмысления, анализа и вашего личного взгляда. Она показывает, над чем именно вы будете размышлять.

Формула тезиса: “Я утверждаю, что …, потому что …”. Разложим ее по содержанию.

“Я утверждаю, что…”: здесь вы четко и недвусмысленно заявляете свою основную мысль, мнение по поводу темы. Важно, чтобы это было ваше личное утверждение, а не просто пересказ темы.

“…потому что…”: самая важная часть, поскольку она ведет к выявлению проблемы. Здесь вы даете краткое обоснование своего мнения. Именно за этим “потому что” последует доказательство прописанной ранее мысли.

Примеры удачных и неудачных тезисов

Тема Удачный тезис  Почему он хороший  Неудачный тезис  Почему он плохой 
“Что значит быть героем?” “Я утверждаю, что истинный герой – это не тот, кто совершает громкие подвиги, а кто проявляет мужество в повседневной жизни, потому что именно в малых делах раскрывается сила духа”. Намекает на проблему: “В чем заключается истинный героизм: в исключительных поступках или в повседневном проявлении мужества?” “Я считаю, что героизм – это очень важно”.“Я утверждаю, что героями становятся не всегда”. Непонятно, что именно вы будете доказывать и какой вопрос поднимать.
Слишком банально, не раскрывает суть.
“Какую роль играет искусство в жизни человека?” “Я утверждаю, что искусство способно трансформировать личность – оно открывает новые горизонты восприятия мира и подталкивает к самопознанию”. Показывает проблему: “Способно ли искусство не только развлекать, но и изменять внутренний мир человека?” Я считаю, что искусство прекрасно. Очевидно, но не дает материала для рассуждения.
“Почему важно сохранять память о прошлом?” “Я утверждаю, что память о прошлом необходима для формирования будущего, потому что именно анализ ошибок и достижений предков помогает нам избежать повторения негативных сценариев”. Показывает проблему: “Может ли человечество двигаться вперед, забывая свое прошлое?” “Я считаю, что прошлое надо помнить”.

“Я утверждаю, что история важна”.

Неконкретный, непонятно, почему именно.Не определяет конкретную проблему для анализа.

Как вывести проблему из темы в сочинении на ЕГЭ

  1. Прочитайте отрывок внимательно. Выпишите опорные слова и понятия.
  2. Спросите себя: “Что меня волнует в этом произведении? Какой вопрос возникает у меня в голове?”
  3. Попробуйте ответить, используя структуру “Я утверждаю, что…, потому что…”. То, что вы напишете после и будет намекать на вашу проблему.
  4. Сформулируйте проблему как вопрос. Например, если вы пишете, что “Я утверждаю, что доброта всегда возвращается, потому что люди склонны отвечать взаимностью на положительные поступки”, то проблема может быть подана так: “Всегда ли доброта вознаграждается?”, “Влияет ли проявление доброты на отношение окружающих?”, “Как доброта меняет мир?”.

Запомните следующие моменты:

  1. Одна тема может допускать формулирование разных проблем. Выберите наиболее близкую вам.
  2. Хороший тезис – ваше однозначное и обоснованное утверждение.
  3. Основная мысль всегда связана с проблемой-вопросом, который вы планируете исследовать.

Аргументы: подбор и оформление

Ключевой принцип: два полноценных аргумента лучше трех поверхностных.

Глубокая проработка 2 доводов дает:

  • убедительность за счет детализации;
  • возможность продемонстрировать аналитические навыки;
  • достаточный объем без “воды”;
  • четкую логику связи “тезис → доказательство”.

Модель аргумента: 4 компонента

Каждый аргумент строится по схеме:

Тезис (микротезис) – конкретизация основной мысли применительно к выбранному произведению.

Пример из литературы – краткий пересказ эпизода или ситуации (2–4 предложения).

Микро комментарий – анализ эпизода: как именно он подтверждает основную мысль? Какие детали важны? В чем смысл поступка героя?

Мини‑вывод – замыкание на основной тезис (1 предложение).

Как вплетать мини‑цитату без перегруза

Цитаты усиливают аргументацию, но их нужно использовать дозировано.

Правила:

  • Выбирайте смысловые ядра – цитата должна выражать суть эпизода или характер героя, а не быть “украшением”.
  • Интегрируйте в предложение – не выделяйте цитату отдельно, а вставляйте как часть своего текста.
  • Оформляйте по ГОСТ – ставьте кавычки, указывайте автора и название произведения в скобках.
  • Не перегружайте – 1–2 короткие цитаты на аргумент достаточно.
  • Поясняйте – после цитаты добавьте 1 предложение с трактовкой.

Удачно встроенные цитаты:

  • Раскольников оправдывает убийство теорией о “праве сильной личности”: “Тварь ли я дрожащая или право имею?” (“Преступление и наказание”, Ф. М. Достоевский). Этот вопрос становится моральным рубежом, за которым следует крах его идеи.
  • Пьер Безухов находит смысл жизни в простом человеческом счастье: “Надо жить, надо любить, надо верить” («Война и мир», Л. Н. Толстой). Эти слова резюмируют его духовный путь от сомнений к гармонии.
  • Лиза Калитина выбирает долг вместо любви, говоря: “Я себя не жалела, а вас пожалела” (“Дворянское гнездо”, И. С. Тургенев). Ее жертва подчеркивает конфликт чувства и нравственного закона.

Аргументы по авторам

Микроструктура абзаца

Чтобы абзац был логичным, доказательным и легко читаемым, используйте универсальную модель SEE (Statement – Evidence – Explanation) или ее русскоязычный аналог – ТЭДВ (Тезис – Доказательство – Вывод).

Расшифровка модели

Statement / Тезис (1 предложение). Четкая мысль – ее вы будете доказывать в этом абзаце. Это “микротезис”, связанный с общим посылом сочинения. Пример: “Совесть становится для Раскольникова настоящим наказанием, превосходящим юридическую кару”.

Evidence / Доказательство (1–2 предложения). Конкретный и краткий пересказ эпизода, цитата или отсылка к сюжету. Важно писать только то, что прямо подтверждает тезис. Пример: “После убийства старухи‑процентщицы герой погружается в мучительные переживания: ему снятся кошмары, он теряет аппетит и сон, чувствует отчуждение от близких. Даже когда полиция не подозревает его, внутренняя расплата уже началась”.

Explanation / Вывод (1–2 предложения). Анализ: почему этот отрывок подходит в качестве доказательства? Как он раскрывает проблему? Здесь вы “сшиваете” его с общей идеей. Пример: “Таким образом, Достоевский показывает, что нравственное страдание оказывается для героя тяжелее внешнего наказания. Совесть не позволяет Раскольникову жить как прежде – именно это и становится его подлинной карой”.

Скелет абзаца

(Тезис) В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского совесть выступает как невидимый, но неотвратимый суд. (Доказательство) После совершения преступления Раскольников не может найти покоя: его преследуют видения, он избегает близких, теряет аппетит. (Доказательство) Даже когда следователь Порфирий Петрович лишь намекает на его вину, герой уже внутренне признает себя преступником. (Вывод-объяснение) Эти эпизоды демонстрируют, что моральное наказание начинается задолго до юридического: совесть лишает героя сна, воли и смысла жизни. (Вывод) Так Достоевский убеждает читателя: истинная кара кроется не во внешнем возмездии, а в муках собственной души.

Связки и логика

Чтобы абзац не распадался на отдельные предложения, используйте речевые маркеры. Эти слова и конструкции задают направление мысли.

Тип связи  Речевые маркеры
Добавление Кроме того, более того, также, помимо этого, к тому же, еще один аспект
Противопоставление Однако, напротив, в отличие от, с другой стороны, между тем
Вывод Таким образом, следовательно, отсюда следует, в итоге, получается, значит
Пример Например, так, в частности, обратимся к, достаточно вспомнить, иллюстрацией служит
Причинно‑следственная связь Поэтому, вследствие этого, из‑за этого, благодаря этому, в результате, поскольку, так как

Есть также анти-паттерны использования связок – их стоит избегать.

“Во‑первых… во‑вторых…” без логики. Ошибка: “Во‑первых, Раскольников убил старуху. Во‑вторых, ему стало плохо”. Почему плохо? Нет причинно‑следственной связи; перечисления ради перечисления. Как исправить? Заменить на смысловые связки: “После убийства Раскольников испытывает муки совести, что приводит его к духовному кризису”.

Скачки местоимений. Ошибка: “Раскольников пошел на преступление. Он решил, что он вправе. Его теория оказалась ошибочной”. Почему плохо? “Он” и “его” могут относиться к разным лицам, возникает двусмысленность. Как исправить? Чередовать имена и местоимения или повторять существительные: “Раскольников решил, что вправе нарушить закон. Его теория, однако, не выдержала проверки реальностью”.

Тавтология, или повтор одних и тех же слов. Ошибка: “Раскольников чувствует вину. Вина преследует его. Чувство вины разрушает его”. Почему плохо? Монотонность, бедность речи. Как исправить? Использовать синонимы и перифразы: “Раскольников испытывает мучительное чувство вины. Это внутреннее бремя становится для него невыносимым. Совесть, словно неумолимый судья, лишает его покоя”.

Вывод: 4 модели завершения

Вывод завершает рассуждение, придавая ему целостность. Ниже даем четыре рабочие модели с шаблонами и примерами.

Модель написания вывода  Суть модели  Шаблон  Пример  Когда использовать 
Итог‑обобщение Кратко суммируете ключевые аргументы, показывая, что проблема рассмотрена со всех сторон. “Таким образом, на примерах из … и … мы увидели, что …” “Таким образом, на примерах из „Преступления и наказания“ Ф. М. Достоевского и „Героя нашего времени“ М. Ю. Лермонтова мы увидели, что внутренняя борьба героя с совестью зачастую оказывается тяжелее внешних наказаний”. Если было прописано 2–3 разноплановых аргумента и нужно показать их общую смысловую связку.
Вывод‑прогноз Выходите за рамки текста – рассуждаете, к чему может привести описанная проблема в будущем или как она актуальна сегодня. “В современном мире …, поэтому важно помнить, что …” “В современном мире технологии все сильнее вторгаются в частную жизнь, поэтому важно помнить, что нравственные границы, как у героев Толстого, остаются единственным надежным ориентиром”. Если затронуты социальные, этические или технологические тренды; хочется показать “выход в реальность”.
Вывод‑возврат к тезису Возвращаетесь к исходному тезису, но формулируете его чуть иначе – глубже и с опорой на приведенные аргументы. “Итак, можно утверждать, что …, ведь … и … подтверждают это”. “Итак, можно утверждать, что истинная смелость – не отсутствие страха, а победа над ним, ведь и Андрей Болконский на Аустерлицком поле, и Пьер Безухов в горящей Москве действуют, преодолевая внутренний ужас”. Если нужно четко замкнуть композицию, подчеркнув, что аргументы полностью подтвердили главную мысль.
Вывод‑рефлексия Добавляете личностное звучание – что это рассуждение дало вам, почему тема важна лично. “Размышляя над этой темой, я пришел к выводу, что …” “Размышляя над этой темой, я пришел к выводу, что классика не устаревает: проблемы совести, выбора и ответственности, поднятые Достоевским и Тургеневым, волнуют и современного читателя”. Если хочется придать сочинению индивидуальность; уместно в рассуждениях о ценности литературы, нравственных ориентирах, личностном росте.

Речь и типичные ошибки

Проверяющие обращают внимание не только на содержание и логику, но и на языковую грамотность. Разберем три ключевых типа ошибок и способы их исправления.

Лексические ошибки

Связаны с неправильным выбором слов и нарушением стилистической нормы.

Канцелярит – использование официально‑делового стиля там, где нужен живой литературный язык. Ошибочно: “В данном произведении автор осуществляет показ…”;
правильно: “В произведении автор показывает…”.

Просторечие – разговорные и грубоватые выражения, не соответствующие литературной норме. Ошибочно: “Герой ваще не парился о последствиях”; правильно: “Герой не задумывался о последствиях”.

Речевые ошибки

Нарушают ясность и выразительность высказывания.

Повторы (тавтология) – неоднократное употребление одного и того же слова или однокоренных слов. Ошибочно: “Этот пример показывает пример того как герой…”;
правильно: “Этот эпизод демонстрирует как герой…”.

Двусмысленность – фраза допускает несколько трактовок из‑за неудачного порядка слов или выбора местоимений. Ошибочно: “Он отдал книгу ему, и это его разозлило” (непонятно, кто на кого разозлился); правильно: “Он отдал книгу другу, и это разозлило его”.

Плеоназм – избыточность, дублирование смысла. Ошибочно: “в конечном итоге”; правильно: “в итоге”.

Грамматические ошибки

Нарушают нормы словообразования, морфологии и синтаксиса.

Нарушение согласования (подлежащее и сказуемое, определение и определяемое слово). Ошибочно: “Книга, лежащая на столе, интересны”; правильно: “Книга, лежащая на столе, интересна”.

Ошибки в управлении (неправильный падеж зависимого слова). Ошибочно: “Автор поднимает проблему о справедливости”; правильно: “Автор поднимает проблему справедливости”.

Пунктуационные ошибки (необоснованные запятые, пропуски, неверные кавычки). Ошибочно: “Я считаю что любовь это чувство”; правильно: “Я считаю, что любовь – это чувство”.

Нарушения границ предложения (рубленые фразы или чрезмерно длинные конструкции). Ошибочно: “Когда герой понимает. Что он ошибся”; правильно: “Когда герой понимает, что он ошибся…”.

Собрали все типы ошибок и рекомендации по тому, как их исправить, в таблице.

Было (ошибка) Стало (исправлено) Тип ошибки
В данном тексте автор осуществляет раскрытие темы дружбы. В тексте автор раскрывает тему дружбы. Канцелярит.
Герой совсем не парился из‑за того, что сделал. Герой не переживал из‑за своего поступка. Просторечие.
Этот пример является примером того, как важно быть честным. Этот эпизод показывает, как важно быть честным. Повтор (тавтология).
Он дал книгу ему, и это его расстроило. Он дал книгу товарищу, и это расстроило его. Двусмысленность.
Книга, лежащая на полке, интересны. Книга, лежащая на полке, интересна. Нарушение согласования.
Автор затрагивает вопрос о смысле жизни. Автор затрагивает вопрос смысла жизни. Ошибка управления.
Я думаю что счастье это когда ты нужен. Я думаю, что счастье – это когда ты нужен. Пунктуационная ошибка + тире при приложении.
Когда герой осознал. Что его путь был ошибочным. Когда герой осознал, что его путь был ошибочным. Нарушение границ предложения.

Адаптация написанного под ЕГЭ и итоговое сочинение

Хотя оба вида текста требуют умения рассуждать и аргументировать, у них разные целевые установки и критерии оценки. Разберем, как адаптировать текст в обе стороны.

Адаптация под ЕГЭ

В ЕГЭ по русскому языку нужно провести анализ предложенного текста, а не показать ход своих размышлений. Выделим ключевые направления по работе с текстом в ходе госэкзамена.

  1. Четкая формулировка проблемы.
  • В итоговом – проблема часто задана темой (“Может ли одиночество стать источником творчества?”).
  • В ЕГЭ проблему нужно вычленить из текста и сформулировать самостоятельно. Плохо: “Автор говорит о природе”. Хорошо: “Автор поднимает проблему влияния природной среды на душевное состояние человека”.
  1. Строгая логика связки “проблема → комментарий → позиция автора → моя позиция”.
  • В итоговом допускается более свободное построение.
  • В ЕГЭ каждый абзац должен выполнять конкретную функцию:
    • 1‑й: проблема + ее актуальность;
    • 2–3‑й: два примера‑иллюстрации из текста + пояснение;
    • 4‑й: связь между примерами (сопоставление, противопоставление и т. п.);
    • 5‑й: позиция автора;
    • 6‑й: моя позиция + аргумент;
    • 7‑й: вывод.
  1. Речевая чистота и точность.
  • Избегайте размытых формулировок (“все сложно”, “люди всегда…”).
  • Используйте клише аналитического типа:
    • “Автор обращает внимание на…”;
    • “Этот эпизод демонстрирует…”;
    • “Противопоставляя эти ситуации, писатель показывает…”.
  1. Компактность и фокус на тексте.
  • В итоговом можно шире рассуждать о контексте эпохи, биографии автора и т. п.
  • В ЕГЭ все должно опираться на предложенный текст: цитаты, детали, образы. Внешние аргументы (из литературы) – только в абзаце, посвященном согласию с авторской позицией.

Пример адаптации:

  • Итоговое: “Тема одиночества волнует писателей на протяжении веков. В „Герое нашего времени“ Лермонтов показывает, как изоляция разрушает личность…”.
  • ЕГЭ: “В предложенном фрагменте автор затрагивает проблему одиночества как экзистенциального состояния. В предложениях 5–8 герой описывает чувство отчуждения: „Я среди них словно чужой…“. Этот образ подчеркивает…”.

Как адаптировать сочинение для ЕГЭ под итоговое

Нужно показать рассуждение на литературную или морально‑этическую тему без опорного текста. Здесь важны следующие моменты.

  1. Цельность рассуждения.
  • В ЕГЭ логика жестко задана структурой.
  • В итоговом допустима более свободная композиция, если она сохраняет внутреннюю связность. Можно начинать с исторического контекста, личного вопроса, парадоксального утверждения.
  1. Связность и плавность переходов.
  • В ЕГЭ связки часто шаблонны (“Таким образом, мы видим…”).
  • В итоговом используйте разнообразные речевые маркеры:
    • добавление: “Кроме того”, “Не менее важно”;
    • противопоставление: “Однако”, “В отличие от”;
    • вывод: “Следовательно”, “В итоге”.
  1. Самостоятельность аргументации.
  • В ЕГЭ примеры берутся только из предложенного текста.
  • В итоговом нужно 2–3 литературных аргумента из разных произведений. Выбирайте тексты, где проблема раскрыта разнопланово (например, “Преступление и наказание” + “Отцы и дети”).
  1. Достаточная аргументация литературой.
  • Каждый аргумент – по модели: тезис → пример → микрокомментарий → мини‑вывод.
  • Избегайте пересказа: фокусируйтесь на смысловых узлах (поступок героя, диалог, символ).
  1. Объем и аккуратные цитаты.
  • В ЕГЭ объем строго регламентирован (150 слов).
  • В итоговом оптимальный объем равен 250–350 слов.
  • Цитаты должны быть краткие (1–8 слов) и встроены в предложение:
    • плохо: “Раскольников говорит: „Тварь ли я дрожащая или право имею?“”. Хорошо: “Раскольников задается вопросом: „Тварь ли я дрожащая или право имею?“ – и этот выбор становится для него роковым”.

Примеры адаптации:

  • ЕГЭ: “В предложении 12 автор использует метафору „сердце окаменело“, чтобы показать эмоциональное опустошение героя”.
  • Итоговое: “Тема душевной черствости раскрывается у Достоевского через образ Раскольникова: его вопрос „Тварь ли я дрожащая…“ демонстрирует разрыв между разумом и чувством. Аналогичную проблему поднимает Тургенев в „Отцах и детях“, где Базаров отрицает эмоции, но в финале сталкивается с их силой”.

Чек-лист самопроверки

Используйте этот список перед сдачей работы. Пройдите по всем пунктам и отметьте “да / нет”. Если хотя бы по 2–3 пунктам ответ “нет”, текст нуждается в доработке.

1. Композиция и логика

  • Есть четкий тезис – главный ответ на вопрос, сформулированный в 1–2 предложениях?
  • Тезис повторяется в выводе, но в иной формулировке (не дословно)?
  • Два аргумента из литературы приведены, и каждый относится к разной книге/автору?
  • Каждый аргумент имеет структуру: тезис → пример → комментарий → мини‑вывод?
  • Связки между частями – если они внутри абзацев и между ними? Использованы маркеры “кроме того”, “однако”, “таким образом” и другие?
  • Вывод не содержит новых аргументов, а обобщает сказанное?

2. Содержание и аргументация

  • Примеры из литературы конкретны: названы герой, ситуация, суть эпизода (не пересказ всего сюжета)?
  • Комментарии объясняют, как именно пример доказывает главную мысль, а не просто пересказывают текст?
  • Цитаты краткие (до 8 слов) и органично встроены в предложение?
  • Нет противоречий, все части сочинения поддерживают одну идею?

3. Языковая грамотность

  • Нет канцелярита типа “в данном произведении автор осуществляет…”, правильно будет “в произведении автор показывает…”)?
  • Нет просторечий и сленга (“ваще”, “париться”, “круто” и т. п.)?
  • Нет повторов одних и тех же слов в соседних предложениях (используются синонимы)?
  • Согласование и управление корректны (подлежащее + сказуемое, падеж зависимого слова)?
  • Пунктуация соблюдена, запятые при обособлениях, вводных словах, в сложноподчиненных предложениях?

4. Формальные требования

  • Объем написанного порядка 250–350 слов (минимум 250 для зачета)?
  • Работа самостоятельна, то есть нет дословных копирований из источников, приведено осмысленное перефразирование?
  • Нет грубых логических скачков, например, внезапный переход к другой теме без связки?
  • Все имена собственные написаны верно: фамилии авторов, названия произведений, имена героев?
  • Текст читаем вслух, нет ли тяжеловесных конструкций, нарушающих ритм?

Скачать памятку (PDF)

Чек‑лист самопроверки итогового сочинения

  • Тезис четко сформулирован в начале.
  • Вывод перефразирует тезис, не повторяя дословно.
  • Приведены 2 аргумента из разных литературных источников.
  • Каждый аргумент включает тезис, пример, комментарий, мини‑вывод.
  • Есть связки между частями текста (внутри и между абзацами).
  • Примеры конкретны (герой + ситуация + смысл).
  • Комментарии объясняют связь примера с тезисом.
  • Цитаты краткие и встроены в предложение.
  • Нет противоречий в рассуждениях.
  • Отсутствует канцелярит и просторечие.
  • Нет неоправданных повторов слов.
  • Соблюдены нормы согласования и управления.
  • Пунктуация корректна (запятые, кавычки).
  • Объем: 250–350 слов.
  • Текст самостоятелен, без дословных копирований.

Как использовать:

  1. Прочитайте текст вслух.
  2. Последовательно ответьте «да/нет» на каждый пункт.
  3. Если хотя бы 3 ответа «нет», внесите правки.
  4. Перечитайте текст еще раз после исправлений.

Примеры мини-фрагментов

Вступление

  1. “Что делает человека по‑настоящему сильным? Не физическая мощь и не власть, а способность оставаться верным нравственным принципам даже в самых тяжелых обстоятельствах. Именно эта проблема лежит в основе моего рассуждения”.
    Зачем: задает вопрос‑провокацию, формулирует проблему, обозначает ракурс рассуждения.
  2. “Тема милосердия не теряет актуальности на протяжении веков: в любую эпоху люди сталкиваются с необходимостью сделать выбор между жесткой правдой и состраданием. Попробуем разобраться, в чем истинная ценность милосердного поступка”.
    Зачем: подчеркивает общечеловеческий характер проблемы, задает вектор анализа.
  3. «“Быть или не быть?” – этот вопрос Гамлета отражает вечную дилемму: сдаться под натиском обстоятельств или бороться до конца. В своем сочинении я обращусь к литературным примерам, показывающим, как герои находят ответ на подобный вызов».
    Зачем: использует известную цитату для входа в тему, анонсирует опору на литературу.

Микродовод (аргумент)

  1. “В романе Ф. М. Достоевского „Преступление и наказание“ Соня Мармеладова воплощает идею жертвенного милосердия. Несмотря на нищету и унижения, она отдает последние деньги семье, а позже следует за Раскольниковым на каторгу. Ее поступок доказывает: сострадание способно преобразить даже самую темную душу”.
    Зачем: конкретный пример + указание на эпизод + связь с тезисом о силе милосердия.
  2. “В повести В. Быкова „Обелиск“ учитель Мороз остается с учениками, зная о грозящей опасности. Его выбор – не героизм напоказ, а тихое служение долгу. Этот эпизод показывает, что истинная смелость проявляется не в громких словах, а в готовности отвечать за своих подопечных”.
    Зачем: фокус на мотиве, а не на сюжете; вывод из конкретного эпизода.
  3. “В рассказе А. П. Чехова „Человек в футляре“ Беликов живет в страхе перед любым отклонением от правил. Его боязнь жизни приводит к духовной смерти задолго до физической кончины. Этот образ иллюстрирует, как трусость разрушает личность и лишает ее смысла”.
    Зачем: анализ образа через ключевую черту; связь с проблемой (трусость → деградация).

Микровывод

  1. “Таким образом, Соня Мармеладова становится для Раскольникова нравственным ориентиром: ее бескорыстная любовь и вера помогают ему начать путь к покаянию”.
    Зачем: кратко резюмирует роль примера, замыкает на тезисе о силе сострадания.
  2. “Следовательно, подвиг учителя Мороза – не в военной доблести, а в ежедневной верности призванию. Именно такая тихая самоотверженность оставляет след в истории и памяти людей”.
    Зачем: обобщает смысл эпизода, выводит на более широкий контекст.
  3. “Итак, Беликов – жертва собственного страха. Его жизнь в „футляре“ доказывает: боязнь риска и новизны ведет к внутренней пустоте и утрате человеческого достоинства”.
    Зачем: связывает образ с проблемой, дает оценочное суждение.

Анти‑пример, или как делать не надо

“В романе Достоевского есть персонаж Соня. Она добрая и помогает другим. Это показывает, что нужно быть хорошим человеком”.

Почему плохо:

  • нет конкретики – какой эпизод? в чем именно проявляется доброта;
  • отсутствует анализ – как поступок связан с тезисом;
  • общие фразы без доказательной базы – “нужно быть хорошим человеком”;
  • примитивные связки и бедный язык.

Как исправить: добавить детали эпизода, объяснить причинно‑следственную связь, использовать точные формулировки.

FAQ

  • Можно ли использовать 1 аргумент?


    Да, для получения “зачета” достаточно одного литературного аргумента. Однако рекомендуется привести два доказательства для подстраховки: если одно окажется неподходящим, второе может выручить.

  • Какую цитату брать?


    Можно использовать цитаты из художественной литературы, но они должны быть краткими (1–8 слов) и органично вписанными в предложение. Если не помните цитату дословно, ее можно оформить в виде косвенной речи, указав автора. Например: “Л.Н. Толстой писал, что в искусстве ясность достигается при большом даровании и большом труде”.

  • Если забыл фамилию героя?


    Если забыли имя героя, можно написать: “Один из героев Толстого”, “Героиня “Грозы”» и т. п. Если не уверены в деталях, лучше не упоминать их, а назвать идею: “Эта тема поднимается и в произведении…”, “О схожем размышляют и герои…”.

  • Откуда нельзя брать примеры для сочинений?


    Нельзя использовать:

    • малые жанры фольклора (пословицы, поговорки);
    • комиксы, мангу, фанфики, визуальные романы;
    • нехудожественную литературу (научно-популярные книги, биографии);
    • произведения, запрещенные законами РФ, с антигуманистическими мотивами.

  • Что делать, если тема не “моя”?


    Выберите ту, которая вызывает эмоциональный отклик. Если ни одна не подходит, проанализируйте, какие темы затрагивают проблемы, близкие вам. Можно использовать хорошо знакомые романы, повести и найти в них связь с основной мыслью.

  • Можно ли получить 0 баллов за сочинение ЕГЭ?


    Да, если объем слишком маленький, плохо выделена проблема или недостаточно глубоко проведен ее анализ, расплывчата выражена авторская позиция, не опоры на прочитанный текст, а вот пересказ явно прослеживается. Не приветствуются также любые нарушения норм этики.

  • Сколько ошибок на 100 слов в итоговом сочинении?


    Считают ошибки на каждые сто слов. Суммарно их может быть не больше 5. То есть неважно, обнаружится ошибка в запятых или в построении грамматических конструкций. Если на сто слов приходится 20 замечаний, то это “незачет”.

  • Какие клише для итогового сочинения встречаются?


    Примеры клише:

    • Для вступления: “Вероятно, каждый когда-нибудь задумывался о том, … (тема сочинения)”.
    • Для перехода к аргументам: “За примерами обратимся к художественной литературе”.
    • Внутри аргумента: “Автор с грустью / радостью / иронией отмечает…”.
    • Для микровывода: “Из этого можно сделать вывод, что…”.
    • Для заключения: “Подводя итог, я могу сделать вывод…”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оставьте заявку на обучение

Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию, бесплатный пробный день и неделю доступа к образовательной платформе

    Заполните поле
    Заполните поле
    Заполните поле
    Рекомендуем прочитать
    Online Gymnasia №1
    Аргументы по авторам для ЕГЭ: справочник с примерами

    Подборка аргументов по авторам для сочинения на ЕГЭ: краткие характеристики, примеры, темы и готовые формулировки.

    Online Gymnasia №1
    Как сэкономить на обучении в Онлайн Гимназии №1

    В статье расскажем, как сократить расходы на онлайн-образование без потери качества.

    Online Gymnasia №1
    Первое сентября близко: подготовка к онлайн-школе

    В этой статье мы подробно рассмотрим, как создать идеальные условия для онлайн-обучения и сравним затраты подготовку к школе онлайн с традиционными школьными сборами.

    Online Gymnasia №1
    Поколения Z и Альфа: чем они отличаются от нас?

    Чем отличаются поколения Z и Альфа от Миллениалов, X и Бэби-бумеров? Узнайте, как эффективно учить современных детей и подростков.

    Справочники для сдачи ОГЭ по математике
    Справочные материалы для подготовки к ОГЭ по математике

    Подготовка к ОГЭ по математике будет чуть проще, если уметь пользоваться формулами. Какими именно и как эффективно их применять читайте в статье.

    вверх