Итоговое собеседование в 9 классе по русскому языку

Время чтения: 7 мин.
Содержание статьи:
  1. Из чего состоит собеседование
  2. Первый этап – чтение текста
  3. Второе задание – пересказ
  4. Третий этап – монолог
  5. Задание четвертое – диалог

В 2019 г. в структуру ОГЭ по русскому языку было введено итоговое собеседование, которое представляет собой устную форму тестирования, дающую пропуск к письменной части. На данном этапе проверяющие оценивают, как школьники понимают тексты, умеют ли правильно проанализировать информацию, сформулировать ответы и применить полученные сведения в общении. Если ребенок не набирает проходной балл по итоговому собеседованию, то далее его не допускают к сдаче ОГЭ.

Из чего состоит собеседование

Устная часть экзамена является первым испытанием для школьников, поэтому служит пропуском к письменному этапу ОГЭ по русскому языку.

Включает она 4 задания:

  • прочтение текста вслух;
  • пересказ прочитанного;
  • монолог по заданной теме (например, описание фото, рассказ о конкретной жизненной ситуации);
  • общение с экзаменатором по предыдущему вопросу в форме диалога.

Максимально школьник может набрать 20 баллов, пропуск на следующий этап ОГЭ получает ребенок при 10 баллах вне зависимости от вида выполненных заданий. Первичное сочинение обычно проводят в феврале. Пересдачи проходят в марте и начале мая.

По мнению экспертов, особых сложностей при прохождении итогового собеседования у детей не должно возникать. Главная проблема заключается в их волнении. Школьникам нужно понять, что для экзаменатора важно увидеть, что они умеют правильно читать, понимать текст и формулировать свои мысли. Если ребенок исправил ошибку самостоятельно, то за нее балл не снимают.

Экзаменатором обычно выступает не тот учитель, который является преподавателем детей по русскому языку в школе. Длительность итогового собеседования не превышает 15 мин., поэтому его могут провести во время стандартного учебного дня, используя специальные аудитории. Если у детей есть проблемы с речевым аппаратом, то время экзамена увеличивают до 30 мин.

Для подготовки детям рекомендуют ознакомиться с инструкциями ФИПИ.

Первый этап собеседования – чтение текста

Обычно для прочтения вслух ФИПИ предлагает материалы о великих людях, событиях, предметах искусства и интересных местах нашей страны. Объем текстов не превышает 200 слов. Представленная информация разбита на 3-4 абзаца. Максимальная оценка – 2 балла.

Школьник должен прочитать текст за 2 мин. Для успешного прохождения задания рекомендуется правильно ставить ударения в словах, соблюдать знаки препинания. Также важным моментом считается склонение числительных. Они присутствуют в каждом тексте, многие ошибаются при их произношении, а это грозит снятием балла.

При склонении числительных нужно учитывать ряд правил:

  • при наличии двух корней (80, 30) изменяются обе основы (восьмидесяти, трехсот);
  • в сложных, в зависимости от типа числительного, меняются все слова или последнее;
  • у 40, 90 и 100 две формы произношения – основная, а также с изменением в конце буквы «о» на «а» или добавлением последней.

Еще один совет заключается в выделении главных моментов представленного материала, так как в последующем задании ребенку необходимо его пересказать. Школьнику нужно постараться запомнить фамилии и инициалы упоминаемых людей, различные названия.

Обязательно экзаменатор оценивает интонацию чтения. Она должна сочетаться с пунктуацией. Если предложение повествовательное, то голос должен понижаться в конце, а в восклицательных – наоборот. В вопросительных на функциональном слове, которое используют для постановки вопроса, голос нужно повышать. В месте пунктуационных знаков обязательно должны присутствовать небольшие паузы.

Текст необходимо читать на среднем темпе. Медленный создаст впечатление, что у ребенка проблемы с чтением, а слишком быстрый не позволит нормально усвоить информацию.

Второе задание – пересказ

На этом этапе ФИПИ упрощает задание тем, что пересказать школьнику нужно предварительно прочитанный им текст. Время подготовки составляет 2 мин. Эксперты советуют записать в бланк, который выдается перед экзаменом, основные слова или небольшой план. Это поможет четко все вспомнить и не путаться в деталях.

Экзаменатор не препятствует применению подобного материала при пересказе. Такая подготовка наоборот показывает более высокий уровень функциональной грамотности ребенка, чем просто переписывание текста. Большое количество записанных ключевых моментов повысит вероятность успешной сдачи этапа.

К пересказу предъявляют ряд требований:

  1. Подробность. Важно выделить в каждом абзаце микротему, тогда школьник быстрее поймет, о чем нужно рассказать. При описании терминов достаточно объяснять их своими словами.
  2. Использовать дополнительную информацию с карточки. Обычно каждому ребенку дают цитату, которую необходимо правильно вставить в пересказ. Она обязательно должна вписаться в тему.

На данном этапе экзаменатор оценивает, насколько школьник правильно выделил главные моменты текста, сохранил при пересказе фактологическую точность, уместно вставил цитату. Во избежание ошибок рекомендуют использовать обобщения по типу «в середине 19 в.», «в 1950-х годах».

Пересказ считается самым сложным этапом, поэтому готовиться к нему рекомендуют еще с начала учебного года. Для этого читайте больше книг, а потом пересказывайте их друзьям, родителям. Помните, что оцениваться бедует и правильность произношения слов. За грамматические, речевые, орфоэпические ошибки и искажение слов снимают по баллу.

Третий этап собеседования – монолог

Суть задания заключается в описании фото, повествовании или рассуждении на определенную тему. Школьник самостоятельно выбирает понравившийся ему вариант. Монолог должен включать не менее 10 фраз, состоящих из простых предложений. Желательно, что общая длительность речи составляла примерно 3 мин. Для подготовки ребенку дается 1 мин.

Помните, что монолог представляет собой связный текст с началом и заключением. В конце обязательно нужно подытожить все сказанное, иначе есть риск потери балла. Одним из самых простых вариантов считается описание. Под заданием часто указаны вопросы для помощи, что значительно облегчает подготовку монолога.

Подтолкнет на правильную мысль и экзаменатор, но главное не отвечать односложными ответами «да» и «нет». Не забывайте об необходимости использования прилагательных для описания персонажа или предметов на фото. Последняя часто черно-белая, поэтому лучше отказаться от употребления цветовых обозначений.

При выборе повествования не нужно придумывать историю, отталкивайтесь от произошедших событий. Важно рассказать, кто, где и когда участвовал в жизненной ситуации. Обязательно называйте имена, географические названия, даты, также проведите анализ собственных поступков и поведения других действующих лиц. Проявление умеренных эмоций при рассказе считаются плюсом.

Вариант монолога-рассуждения рекомендуют выбирать, если присутствует собственная точка зрения по конкретной теме. Грамотно его представить помогут вводные слова.

Количество сказанных предложений для удобства можно считать, загибая пальцы.

Оценка монолога осуществляется по 3 критериям:

  • речевое оформление – в монологе не должно быть логических ошибок, однотипных словосочетаний, обязательным является наличие заключения;
  • соблюдение условий задания – рассказ включает не менее 10 фраз, отсутствуют фактические ошибки;
  • правильный подбор слов под заданную тему.

Задание четвертое – диалог

На этом этапе школьник уже понимает, о чем пойдет разговор с экзаменатором, так как тема совпадает с предыдущим заданием. Поэтому время для подготовки не предусмотрено. При ответе рекомендуют начинать свою речь словами вопроса. Именно развернутый ответ, включающий не менее 2-4 фраз, является правильным вариантом.

Эксперты советуют не волноваться, если ответ будет не совсем правильным, главное уметь представить свои мысли, показать собственную позицию. При этом свое мировоззрение школьник должен доказать, а не просто высказать. Хорошим вариантом станут личные жизненные примеры. Говорить нужно четко и с нужным уровнем громкости. Не советуют высказывать мысли торопливо или совершать большие паузы. Не лишней считается помощь жестами.

Важно, чтобы школьник полностью концентрировал свое внимание на вопросе, так как экзаменатор старается таким способом показать правильный вариант ответа. Обязательно предусмотрена оценка за правильную речь, поэтому все слова рекомендуют проговаривать с нужным ударением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Online Gymnasia №1
Детский образовательный лагерь: развитие и отдых в одном месте

Без путевки отправьте ребенка в детский образовательный лагерь. Море эмоций, новые друзья, полезные навыки и интересное времяпрепровождение гарантированы.

Online Gymnasia №1
Мама онлайн-школьника: почему и как я решилась на перевод сына на СО

Интервью с мамой ученика Онлайн Гимназии №1, в котором Екатерина расскажет о своем выборе, а также о том, почему ее знакомые решились забрать детей из школы.

Online Gymnasia №1
Как родителям выстраивать отношения со школами

В статье разберемся, как перейти от противостояния к сотрудничеству между родителями и образовательным учреждением, и как это сделать.

Online Gymnasia №1
Сын учится в онлайн-школе: что с его социализацией

Интервью с мамой ученика Онлайн Гимназии №1. Необходим ли ребенку коллектив сверстников? Как социализироваться и нужно ли активно участвовать в общественных мероприятиях.

Online Gymnasia №1
Стихи школьной программы
c 5 по 11 классы

В списке произведений для заучивания наизусть этого года есть русские и зарубежные стихотворения. Составили примерный перечень по ФОП с 5 по 11 классы.

Online Gymnasia №1
Документы для путешествия с детьми

В статье разбираемся, надо ли с ночи занимать очередь в паспортный стол и ждут ли родителей новые сюрпризы с бумагами на несовершеннолетних.

вверх