Как развить креативность: методики развития креативного мышления
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Многим людям очень интересно, как развить в себе креативность. Всё же, подобное мышление помогает в работе, учебе и во многих других сферах жизни. Все используют разные методики развития творческого мышления. Но, как бы там ни было, придётся приложить немало усилий, чтобы добиться успеха.
Что такое креативность
Как оказалось, в двадцать первом веке креативное мышление — это один из самых важных навыков во многих сферах жизни. Все просвещенные люди говорят о том, насколько важно развивать в себе эту черту. Но, как правило, они не говорят, как это сделать и по какой шкале оценивать имеющиеся навыки.
Но чтобы заняться этим вопросом, прежде всего необходимо понять, что из себя представляет креативное мышление. Креативность — это, если говорить простыми словами, умение найти нестандартные, но хорошие решения в любой ситуации.
Таким образом весь процесс креативного мышления можно условно поделить на два этапа:
- принятие нестандартных решений;
- умение выбрать оптимальный вариант.
Креативное мышление бывает двух видов. Первый тип — дивергентный. То есть, человек способен придумать множество оптимальных решений одной и той же задачи. Второй тип — конвергентный. В этом случае человек сразу же определяет самый оптимальный способ решения вопроса из всех имеющихся.
Чтобы определить работу дивергентного мышления, человеку следует дать задачу, которая будет подразумевать придумывание методов использования предметов. Это может быть банальное «пять способов применения лопаты» или «десять способов использования кирпича». Данный метод проверки дивергентного мышления придумал популярный психолог Джой Пол Гилфорд, который является создателем модели структуры интеллекта.
Результаты тестов можно оценить по четырем критериям:
- гибкость;
- новизна;
- полезность;
- беглость.
Под гибкостью подразумевается число уникальных методов использования. К примеру, лопату можно использовать, чтобы убить змею и чтобы отправить человека в бессознательное состояние, но эти два метода всё равно будут относиться к одной категории. Но применение лопаты в качестве бейсбольной биты будет уже в иной категории.
Под новизной подразумевается оригинальность использования. Параметр также измеряют по двум критериям: субъективному и объективному. Первый метод достаточно прост. Несколько человек должны оценить метод использования от одного до пяти, используя при этом только собственные представления и опыт. Объективный способ заключается в том, что проверяющие должны выписать, сколько раз участник предложил использовать предмет тем или иным способом. После этого необходимо высчитать новизну предложенных вариантов.
Полезность можно оценить как практичность использования. В этом случае всё тоже достаточно просто. Если вы сумеете использовать описанный метод в реальной жизни, то полезность на высоком уровне. Вряд ли вам будет удобно использовать лопату вместо бейсбольной биты.
Беглость представляет собой общее количество неповторяющихся идей. Как говорилось ранее, использовать лопату для оглушения и убийства — это один и тот же вариант, так как всё сводится к причинению вреда здоровью.
Для оценки работы конвергентного мышления тоже есть свои методы. Чаще всего проводят тест вербальной креативности, который придумал Медник. Человеку дают три слова и ему необходимо подобрать четвёртое, которое будет их объединять. Например: «зеленый», «желтый», «красный» — «цвета». В этом случае нередко используют различные части речи, включая наречия, существительные, прилагательные, глаголы и т.д.
Но есть и иной метод: решение визуальных инсайд-пазлов. К примеру, человеку необходимо соединить девять точек, которые располагаются в три ряда по три штуки, используя только четыре прямых линии, при этом не отрывая карандаш от бумаги.
Критерии креативности по Торренсу
Торренс выделил несколько основных критериев креативности. К ним он относит:
Беглость. По мнению специалиста, это умение за максимально короткий временной промежуток выдавать максимум идей. Если этот показатель достаточно высокий, то буквально за одну минуту человек озвучит около двух десятков методов использования предмета.
Гибкость. Этот показатель даёт возможность оценивать проблему, анализировать ее и обращать внимание на связи между совершенно разными, на первый взгляд, явлениями.
Оригинальность. Именно оригинальность даёт человеку генерировать самые нестандартные решения, отступая от всем известного стандарта. В результате человек максимально успешно выходит из самых нестандартных ситуаций.
Разработанность. Этот показатель позволяет не просто придумывать оригинальные идеи, иногда и максимально их детализировать. Чаще всего такое люди становятся конструкторами и изобретателями.
Сопротивление замыканию. Этот параметр представляет собой особое умение, которое даёт возможность воспринимать другую сторону полученной информации, даже если первый вариант кажется наиболее правильным или логичным. Таким образом человек расширяет кругозор и накапливает полезные знания, которые позволяют придумывать новые, более оригинальные решения.
Креативное развитие может сделать человека более успешным и помочь достигнуть максимально высоких результатов в любой сфере деятельности.
Для чего нужно развивать креативное мышление
Прежде чем понять, как развить креативность, человек должен осознавать, что чего ему это нужно.
Мышление многих взрослых людей буквально наполнено шаблонами и стереотипами. Как правило, они сильно облегчают существование, если необходимо идти по известному пути. Когда реакции отработаны до автоматизма, человек тратит значительно меньше сил и времени, чтобы сделать что-то.
Но, к сожалению, в жизни не всегда всё идёт гладко. Достаточно часто возникают ситуации, которые совершенно не вписываются в привычные рамки. Если приходится принимать решение, то человек может буквально впасть в ступор. В результате отойти от привычных стереотипов иногда очень непросто.
Но если человек умеет быстро приспосабливаться к любой ситуации, то по сравнению с окружающими он будет более эффективным. Именно по этой причине и необходимо развивать творческое мышление.
В результате человек сможет максимально быстро ориентироваться, независимо от того, что происходит. Таких людей высоко ценят в любой среде, особенно если профессии связана с творчеством или общением с людьми. Характеры у всех разные, поэтому умение быстро подстраиваться под смены настроения собеседника никогда не будет лишним.
Как развивать креативность
Развить творческие способности можно разными способами, но прежде всего необходимо понимать, что творческих людей интересует не только результат. Когда творческие люди сталкиваются с непредвиденными трудностями, то они воспринимают их не как очередные проблемы, а как вызов креативности.
Также не стоит выбирать всегда самый очевидный и простой вариант. Зачем ставить себе искусственные ограничения? Гораздо разумнее будет продумать несколько способов достижения цели.
Расширять кругозор тоже очень важно. Чем больше человек знает, тем больше в итоге получает его воображение. Без хорошо развитого воображения генерировать самые нереальные идеи не получится. Очень важно читать больше книг, смотреть познавательные фильмы, изучать мир вокруг себя и просто набираться опыта.
Использовать креативное мышление возможно даже в повседневной жизни. Всегда можно придумать нестандартное хобби или отыскать более интересные способы проведения досуга. Даже обычный поход за продуктами станет более интересным, если измерить маршрут, нарисовать карту своего пути и т.д.
Необходимо уметь подмечать мелочи. Стоит обратить внимание на самые привычные вещи и заметить, чем они отличаются от стандарта. Специалисты рекомендуют по-новому посмотреть на то, что окружает вас постоянно.
Методики развития творческого мышления
Рассмотрим основные методы развития креативности, которые предлагает психолог из Британии по имени Эдвард Де Боно.
1) Выход за рамки
Часто человек не может справиться с трудностями по одной простой причине: он самостоятельно накладывает на себя рамки действительности. Но если человек «выходит за рамки», то эти ограничения автоматически спадают.
Для этого в начале необходимо сформулировать проблему. После этого следует представить, как устранить проблему при наличии определённых возможностей и бесконечных ресурсов. Далее следует рассмотреть каждый способ решения и прикинуть, возможно ли устранить проблему частично или полностью в сложившейся ситуации.
2) Синтетический штурм
Синтетика представляет собой объединение несовместимых элементов. В данном случае необходимо использовать прямую, общую, обобщающую и символическую аналогию.
Таким образом сперва необходимо также сформулировать суть проблемы. После этого следует подумать, как люди ведут себя в таких ситуациях. А после – что бы сделали вы. Кроме того, можно представить, к какому бы выводу пришли выдуманные или реальные исторические персонажи, которых вы хорошо знаете.
3) Случайное слово
Данный метод подходит как для индивидуального, так и для группового использования.
Начала стандартное: необходимо определить проблему. После этого нужно сказать слово, пришедшее в голову раньше остальных. Далее вопрос необходимо связать с этим словом.
В результате, чем большее количество слов будет связано с вашим вопросом, тем выше ваш показатель креативного мышления. Главное чтобы слова были отдалены от сути проблемы.
Конечно, существуют и другие методы развития творческих способностей личности, но вышеперечисленные используют наиболее часто.
Что нужно запомнить
С помощью упражнений для развития креативного мышления возможно не только активизировать работу мозга. Они также помогают настроиться на максимально эффективное решение проблемы. Кроме того, они учат человека отыскивать самые неожиданные ходы в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся безвыходными.
Главное — изо дня в день ставить новые цели и задачи, связанные с творчеством. Кроме того, можно регулярно искать уникальные решения бытовых или интеллектуальных вопросов. В этом случае креативность мышления будет для человека чем-то естественным и привычным.