Трудный ученик — как с ним справиться учителю

Время чтения: 5 мин.
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее

Как правило, в каждом классе есть трудный ребенок. Хорошо, если один. А если их несколько? В переполненных классах учить очень тяжело, и в разы тяжелее, если несколько учеников постоянно тянут внимание на себя, мешая работать всему классу. Можно ли справиться с трудными детьми? Безусловно, но сначала надо понять мотив их плохого поведения.

Далеко не каждый учитель обладает терпением, чтобы быть твердым, но доброжелательным с детьми, нарушающими правила поведения и отвлекающими других учеников от работы. Задача учителя – увидеть причину вызывающего поведения ребенка, найти эффективные методы, чтобы прекратить недопустимые выходки, и в то же время обозначить стратегию взаимодействия с ним, направленную на снижение повторения инцидентов.

К «плохому» поведению можно отнести неадаптированное, зависимое или инфантильное поведение, а также потерю интереса к обучению, боязнь отвечать у доски, а не только откровенное хулиганство.

Каковы же мотивы плохого поведения учеников? Австро-американский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс создал классификацию плохого поведения учеников, в основе которой всего 4 мотива. Его теория хороша тем, что помогает найти воспитательную стратегию, способную сгладить или изменить поведение трудного ребенка. Итак, мотивы поведения трудных детей: привлечь к себе внимание, утвердить свою власть, желание отомстить и желание избежать неудачи.

Для выстраивания правильной стратегии взаимодействия с трудным ребенком учителю необходимо знать подлинный мотив его поведения.

Мотивы плохого поведения учащихся

  • Желание привлечь к себе внимание

ученик подкладывает пластикового паукаЭта категория трудных учеников в какой-то степени актеры, им необходимо внимание окружающих и признание публики. С возрастом их аудитория расширяется, если в младших классах их выходки адресовались учителю, позже их действия направлены на привлечение внимания и учителя, и одноклассников.

Причина вызывающего поведения таких учеников очевидна, они нуждаются во внимании и одобрении. Практически каждое их действие направлено на привлечение внимания, им всегда его мало. Как только они чувствуют недостаток внимания, следует очередная выходка.

Причины такого поведения кроются в детстве трудного ребенка. Одна из причин – ребенок получал внимание, только когда что-нибудь случалось, другая – он по-прежнему не получает внимания дома, общение носит формальный характер, по-настоящему им никто не интересуется.

Учителю необходимо помнить, что вызывающее поведение таких учеников носит скрытое желание взаимодействовать с учителем, но они просто не знают, как общаться по-хорошему.

Что делать учителю, чтобы нежелательные выходки не повторялись? Уделять таким выходкам как можно меньше времени и внимания, гасить конфликт сразу, не реагировать на эпатаж, в то же время хорошее поведение поощрять удвоенным вниманием. Помимо этого, учителю необходимо научить своих учеников открыто просить внимания, если они в нем нуждаются. 

  • Утверждение собственной власти

В наше время это наиболее распространенный тип поведения трудных учеников. Своим поведением они постоянно бросают вызов учителю, не считаются с его требованиями. Они тоже нуждаются в зрителях – свидетелях их власти, поэтому действие, как правило, разворачивается на глазах у всего класса. Учителям трудных детей с таким типом поведения всегда угрожает проигрыш, и это выматывает, заставляет находиться в состоянии постоянного стресса. Учителю бывает трудно сдерживать себя, важно в этот момент не дать эмоциям заглушить разум. Властолюбцы всем своим поведением показывают, что учитель ничего не сможет им сделать.

Дети утверждаются через власть, потому что сейчас пропагандируются сильные личности. Популярные темы: «Как достичь успеха», «Как изменить себя», «Как преодолеть что-то». На экранах сплошь супергерои. В моде новая ценность – личностная сила. Однако дети не видят разницы между властью над собой, собственными слабостями и властью над другими людьми. Задача учителя объяснить учениками разницу между истинной личностной силой и властолюбием, желанием самоутверждаться за счет других людей.

Во властолюбивом поведении есть и сильные стороны. Как правило, демонстрирующие его ученики имеют задатки лидеров, хорошие ораторские качества, оригинальное мышление, они честолюбивы и незаурядны. У них есть собственное мнение, развито критическое мышление, и они не поддаются чужому влиянию. Им нравится управлять своей жизнью, а по неопытности и жизнью учителя, пуская в ход манипуляции.

Властолюбцы находятся в постоянной и изысканной конфронтации с учителем. Снова и снова они пытаются спровоцировать учителя. Задача учителя – избегать прямой конфронтации.

  • Желание отомстить

Трудные дети, описанные выше, порой могут быть вполне приятными и вызывающими симпатию, чего не скажешь о детях, действия которых продиктованы местью. Их воспитание – тяжелый процесс. Следуя афоризму «месть – это блюдо, которое подают холодным», они не простят вам обиды и обязательно отомстят, неважно, прошло ли 2 месяца или 2 года. Причем обида может быть и неявной, кого-то обидело ваше замечание, а кого-то, что вы не отправляете его в учительскую за журналом или не даете поливать цветы.

В современном мире много насилия, СМИ активно вещают о плохом. С экранов телевизоров пропагандируется модель поведения око за око, никто не учит выражать чувства гнева или обиды приемлемым способом, поэтому и в поведении детей много жестокости.

Если говорить о сильных сторонах трудных детей с мстительным поведением, то они не склонны к аутоагрессии, испытывая душевную боль, они обижают других, но не себя. Они не предрасположены к депрессиям и суициду и обладают развитой способностью к выживанию.

Научите детей выражать душевную боль не через месть, проговаривать эмоции в момент психологической травмы. Освоив этот важный навык, они смогут разрешать конфликты словами, а не кулаками.

Есть еще один способ взаимодействия с этим типом трудных детей, но не всякий учитель сможет его применять. Необходимо окружить их заботой и отделять поступок от того, кто его совершил.

  • Желание избежать неудачи

печальный ученик за ноутбукомТакие трудные дети не третируют учителей своими выходками. Напротив, они живут изолированно, в том числе и от школьного коллектива. Стараются избегать взаимодействий и с учителями, и с учениками. Но и заданий учителя они тоже не выполняют, надеясь, что каким-то волшебным образом он этого не заметит. Чтобы избежать неудачи, они все дела откладывают на потом или не доводят до конца.

Таким ученикам требуется вернуть мотивацию к учебе, повторяйте как можно чаще мотивирующие фразы: «Ты сможешь!», «У тебя получится!» Для них очень важно ощущать поддержку, чувствовать, что в них верят.

Поведение, направленное на избегание неудач, формируется в детстве, когда взрослые указывают на ошибки вместо того, чтобы похвалить за достижения или предъявляют завышенные требования. Дети решают, что лучше не выполнять задания, чем ошибаться. Необходимо донести до них, что ошибка – это опыт и неотъемлемая часть процесса обучения.

Лайфхаки для педагогов

  • Общаясь с трудными детьми, важно сохранять спокойствие и следовать здравому смыслу. Выходить из конфликтных ситуаций, сохраняя чувство собственного достоинства, и не поддаваться провокациям.
  • На пике конфликта мысленно досчитайте до 10, прежде чем ответить, за это время гнев уляжется, а голос рассудка скажет другие слова. Самообладание и чувство юмора повысят ваш авторитет у подростков.
  • «Обезоружьте» трудного ребенка, показав, что видите его действия, но при этом продолжаете вести урок, потому что для вас это более важно.
  • Социальными педагогами доказано, что совместная деятельность сближает. Используйте на уроках эту форму организации обучения. Давайте задания, требующие объединенных усилий, чтобы достигнуть общей цели. Разделите обязанности участников, чтобы они смогли почувствовать взаимную ответственность за результат.

Помните! Одна из главных задач педагога – создать коллектив, в котором важен и ценен каждый ученик. Старайтесь внимательно и доброжелательно относится к проблемным детям, приготовьтесь к длительной работе, и через какое-то время их поведение обязательно изменится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Gimnaziya№1
10 страхов ребенка в школе: как с ними справиться

В статье психолог Онлайн Гимназии №1, эксперт по детско-родительским отношения Александра Гуливицкая расскажет, откуда берутся страхи у ребенка в школе, как с ними бороться.

Gimnaziya№1
О современном дистанционном обучении: технологии, методики преподавания, практики

Из статьи вы узнаете, как происходит обучение с применением дистанционных технологий. Какие есть современные методики преподавания и программы дистанционного обучения в школе.

Gimnaziya№1
Как не злиться на родителей: причины злости и что делать

Злость может появляться не только из-за конкретных детских обид, но и из подсознательного чувства. Рассказываем как перестать обижаться на маму и папу.

Gimnaziya№1
Дети и игровая зависимость: знать и предупредить

Предупредить детскую игровую зависимость (аддикцию) можно заранее. Рассказываем, как выявить, на что обращать внимание и когда бить тревогу.

Gimnaziya№1
Прокрастинация у детей

В статье рассказываем, что такое прокрастинация, причины ее возникновения у детей. А также приведем эффективные способы борьбы с детской прокрастинацией.

Gimnaziya№1
Лучшие платформы для дистанционного обучения

Теперь даже оффлайн школы могут смело переходить в онлайн, не имея собственного сайта. Подобрали лучшие платформы для дистанционного обучения.

вверх