Как выбрать профиль обучения в старших классах

Время чтения: 7 мин.
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Профили обучения общеобразовательных школ
  2. Критерии выбора профиля

Обучение в старших классах предполагает предварительный выбор профиля обучения. Модернизация российского общего образования предусматривает интегрированную в учебный процесс профориентацию, которая проводится посредством комплекса специализированных мер. Это является основой в формировании профильных классов с углубленным изучением конкретных предметов.

В настоящее время общеобразовательная школа может проводить объединение учащихся в профильные классы, сформированные на основании ключевых направлений и специальностей. Такая система разработана и внедрена в учебный процесс с целью получения школьниками большее расширенных знаний в определенной области, осуществления правильного выбора ВУЗа для дальнейшего обучения и быстрой адаптации в нем.

В ходе обучения в профильном классе ученики имеют возможность:

  1. Реализовывать личностно-ориентированный учебный процесс.
  2. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирая оптимальные для себя векторы направления.
  3. Получать углубленные знания, навыки и компетенции в интересующей (или выгодной для конкретного человека) научной области.
  4. Реализовывать внутренний потенциал, основанный на природных задатках, складе ума и мышления и общих склонностях.
  5. Отдавать предпочтение индивидуальным интересам, которые способны позволить сделать правильный выбор при поступлении в Высшее учебное заведение и получить качественное образование.

Именно поэтому выбор профильного класса в старшем звене играет весьма серьезную роль. В большинстве школ есть специализированный комитет, деятельность которого направлена на выявление индивидуальных предпочтений каждого ученика, анализа ряда факторов его успеваемости и характера, а также на профессиональную ориентацию. Комплекс таких мер позволяет школьникам сделать правильный выбор в случае затруднения.

Профили обучения общеобразовательных школ

В настоящее время ученики имеют довольно обширный список профилей, ведущих подготовку в старших классах. Это позволяет осознанно подойти к его выбору, определить дальнейший путь обучения.

К основным профилям относится:

  • физико-математический;
  • гуманитарный;
  • химико-биологический;
  • социально-экономический;
  • информационный;
  • лингвистический;
  • художественно-эстетический.

Однако на этом перечень профилей в старшем звене не заканчивается. Образовательная реформа, проводимая в Российской Федерации, подразумевает внедрение новых направлений в учебный процесс. Так в ряде школ открываются специализированные классы, работающие по особым образовательным программам и подразумевающие сотрудничество с другими учебными заведениями. К ним можно отнести медицинский и инженерный класс, ведущий подготовку будущих абитуриентов в рамках школы. Для этого выделяется специальное лабораторное оборудование, позволяющее проводить многочисленные опыты, организовываются дополнительные курсы и элективы по физике, химии, биологии, организовываются экскурсии на предприятия и крупные лаборатории города.

Также в ряде столичных школ можно стать учеником архитектурного, театрально, культурологического класса или класса журналистики. Обучение по каждому профилю ведется в рамках специально разработанной программы. Она позволяет не только углубленно изучать конкретные предметы, но и получать дополнительные знания по курсам, не входящим в школьную программу: актерское мастерство, ораторская речь, навыки проектирования и моделирования, навыки проведения интервью и др.

Критерии выбора профиля

Именно от того, по какому профилю ведется обучение школьников в старших классах, зависит качество их высшего образования. При выборе направления особое внимание следует уделять ряду ключевых критериев.

Интересы и склонности ученика

Заканчивая девятый класс, многие школьники вынуждены сделать один из ключевых выборов в своей жизни – определиться с профилем дальнейшего обучения. Довольно часто данный выбор совершается неосознанно и вопреки личным интересам и склонностям ребенка. Это может привести к дальнейшим ошибкам при выборе Высшего учебного заведения. Именно поэтому ученик должен самостоятельно определиться с тем, что именно ему близко и интересно, какую научную область он хотел бы изучать.

Для этого следует проанализировать обучение в среднем звене. Обычно школьники самостоятельно приходят к выводу о том, какие предметы им ближе и понятнее. Об этом свидетельствует их успеваемость, интерес, желание посещать уроки, выполнять домашнее задание и др. Также существенную помощь могут оказать профориентационные тесты. С их помощью можно определить индивидуальные склонности ребенка, оптимальное направление обучения, возможно, дальнейшую профессию.

Также большинство ВУЗов проводят различные мастер-классы, дни открытых дверей, лекции и др. Данный формат общения с потенциальными абитуриентами бесплатный. У школьников появляется возможность поближе узнать о различных профессиях, познакомиться с учебными заведениями, понять, что именно им близко. Довольно часто после подобных мероприятий ученики утверждаются в своих решениях или намерениях или, наоборот – в корне меняют свой выбор.

Результаты ОГЭ

Общий государственный экзамен отчасти предназначен для выявления уровня знаний учеников школьной программы. От результатов испытания зависит дальнейшее распределение в профильные классы. Для этого кроме обязательных предметов необходимо сдавать и дополнительные, позволяющие стать членом профильного класса по конкретному направлению.

Если обязательные предметы подразумевают набор минимального количества баллов для получения аттестата, то профильные предметы требуют демонстрации высокого уровня знаний. Как правило, здесь балл должен быть не ниже среднего. Именно поэтому подготовке к ОГЭ в большинстве школ уделяется особое внимание: проводятся дополнительные занятия, регулярно отрабатываются навыки на практике, организовываются пробные испытания и т. д.

Ориентация на ЕГЭ

Осознанный выбор профильного класса является залогом успешного поступления в Университет по тому же профилю. Это объясняется тем, что углубленное изучение профильных предметов подразумевает особый учебный план и график. В основное расписание включается увеличено количество уроков по предметам профиля. Так, например, физико-математическое направление предполагает до четырех дополнительных уроков по физике и математике в неделю.

При этом проводятся факультативы, элективы, лекции, позволяющие более глобально изучать программу. Учебное время распределяется на основании приоритетов. От качества подготовки к ЕГЭ зависит итоговый балл на экзамене и будущее поступление в ВУЗ.

Индивидуальный учебный план

Не редки случаи, когда школьники не могут определиться с выбором. Их интересы сводятся к предметам из разных профилей. В таких случаях оптимальным решением выбор школы с действующей системой индивидуальных планов. Она позволяет самостоятельно определять набор интересующих предметов и изучать их углубленно. Так, например, школьник, который одинаково любит литературу и биологию имеет возможность совмещать изучение данных наук в соответствии с индивидуальным планом.

Такая система является новой, однако пользуется большой популярностью среди старшеклассников. Все большее число школ внедряют ее в свою программу. Это позволяет ученикам одинаково интенсивно готовиться к экзаменам по предметам, относящимся к разным профилям.

Смена школы

При определении дальнейшего плана обучения выпускники могут столкнуться с существенной проблемой – отсутствие интересующего профиля в их родной школе. В подобных ситуациях возникает вопрос: нужно ли менять школу? Однозначно ответить на данный вопрос сложно, так как все зависит от жизненных планов и мировоззрения каждого человека.

Однако если ключевой целью окончания школы является успешная сдача ЕГЭ и поступление в желаемый ВУЗ, то смена школы будет правильным решением.

Правильный и осознанный выбор профиля обучения в старших классах значительно упрощает получение образования по тому же профилю в Университете. При этом очень важно, чтобы ребенок самостоятельно сделал данный выбор и постарался определиться со своими интересами и предпочтениями. Задача родителей в данной ситуации – направлять и поддерживать, но не запрещать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Gimnaziya№1
10 страхов ребенка в школе: как с ними справиться

В статье психолог Онлайн Гимназии №1, эксперт по детско-родительским отношения Александра Гуливицкая расскажет, откуда берутся страхи у ребенка в школе, как с ними бороться.

Gimnaziya№1
О современном дистанционном обучении: технологии, методики преподавания, практики

Из статьи вы узнаете, как происходит обучение с применением дистанционных технологий. Какие есть современные методики преподавания и программы дистанционного обучения в школе.

Gimnaziya№1
Как не злиться на родителей: причины злости и что делать

Злость может появляться не только из-за конкретных детских обид, но и из подсознательного чувства. Рассказываем как перестать обижаться на маму и папу.

Gimnaziya№1
Дети и игровая зависимость: знать и предупредить

Предупредить детскую игровую зависимость (аддикцию) можно заранее. Рассказываем, как выявить, на что обращать внимание и когда бить тревогу.

Gimnaziya№1
Прокрастинация у детей

В статье рассказываем, что такое прокрастинация, причины ее возникновения у детей. А также приведем эффективные способы борьбы с детской прокрастинацией.

Gimnaziya№1
Лучшие платформы для дистанционного обучения

Теперь даже оффлайн школы могут смело переходить в онлайн, не имея собственного сайта. Подобрали лучшие платформы для дистанционного обучения.

вверх