Конфликты в школе — причины и способы решения

Время чтения: 6 мин. 45 сек
Содержание статьи:
  1. Типы конфликтов
  2. Причины
  3. Ребенок-класс
  4. Педагог – школьник
  5. Родители-учитель
  6. Методы решения

По мнению психологов, возникновения проблемных моментов между учениками, педагогами и родителями в процессе обучения не избежать. Каждый участник по-своему воспринимает определенные ситуации, что и становится основной причиной конфликта. Главным условием его разрешения становится поиск конструктивных путей выхода из сложившейся обстановки. В этой статье будет рассказано о причинах и способах решения конфликтных ситуаций в школе.

Типы конфликтов

Под термином «конфликт» понимают взаимодействие индивидов или групп лиц с несовместимыми взглядами, позициями или интересами. Школьный коллектив представляет собой большую группу людей, поэтому между ними периодически возникают спорные моменты.

Психологи выделяют следующие варианты конфликтов в школе:

  • ссоры между учениками;
  • разногласия у педагога со школьником (преподаватель-ученик);
  • спорные моменты родителей с учителем или администрацией школы.

При этом по результату противостояния между участниками конфликта последние делят на конструктивные и деструктивные. В первом случае все дискуссии и пути решения приносят положительный результат в виде определения нужных форм взаимодействия. Если каждая сторона остается при своем мнении и проблема не решается, то конфликт считается деструктивным.

Причины

Существует множество поводов к развитию споров, недопонимания и разногласий в школьном коллективе. Они определяют вид и способы решения конфликтных ситуаций.

Ребенок-класс

Споры и недопонимания возникают между учениками или весь детский коллектив выступает против одного школьника. Участие педагога при этом в большинстве случаев в решении проблемы становится обязательным.

К главным причинам возникновения такого вида конфликта относят:

  • желание одного из учеников быть главным;
  • личная неприязнь к конкретному ребенку;
  • борьба за внимание другого пола (между мальчиками за девочку или наоборот);
  • соперничество по определенным вопросам;
  • разведение сплетен или обман одной стороной конфликта;
  • частые оскорбления;
  • непринятие любимчиков учителя или отличников;
  • симпатия к девочке/мальчику без взаимности;
  • обиды на какие-либо действия других школьников;
  • социальное неравенство между детьми.

Нередко дети проявляют враждебное отношение к новеньким ученикам. Школьники, проучившиеся вместе, уже знают друг друга. У них сформировалось собственное ядро, каждый знает свою роль в коллективе. Появление чужака часто воспринимается как желание им занять чье-то место, особенно если он чем-то выделяется (внешность, поведение, результаты в учебе). Многие начинают его отталкивать, даже при условии, что новичок придерживается установленных коллективом правил.

Многие подростки способны на необдуманные тяжелые поступки. Для них существует понятие «только хороший или плохой», поэтому конфликты детей в школе протекают бурно, нередко с серьезным и опасным выяснением отношений. Во избежание серьезных последствий психологи всегда рекомендуют учителю контролировать подобные ситуации, своевременно выявлять конфликтные моменты.

Также частой причиной конфликта «ученик-класс» выступает неуважительное отношение одного школьника к остальным детям. Если ребенок не обращает внимание на все замечания последних, то они могут ополчиться против него, перестать общаться. Школьник в ответ начинает делать им всякие гадости. Без вмешательства учителя ситуация лишь усугубится.

Конфликт учеников в школе является часто встречающимся явлением. Обычно он характеризуется продолжительность и агрессивными стычками детей. Это нередко отражается негативно даже на взрослой жизни.

Педагог – школьник

Один из самых распространенных видов конфликта обусловлен тем, что интересы детей не всегда совпадают с желаниями учителя.

К причинам разногласий между учителем и учеником относят:

  • невыполнение одной стороны требований другой;
  • претензии к личностным качествам педагога или школьника;
  • неодинаковые требования педагогов;
  • мнение ученика, что его недооценивает учитель;
  • проблемное поведение ребенка;
  • преподаватель предъявляет завышенные требования к ребенку по сравнению с другими школьниками.

Личный подтекст конфликта обычно проявляется, когда педагог начинает недолюбливать учащегося по причине его плохого поведения, внешнего вида. Ребенку также может не нравиться манера поведения преподавателя. Чаще всего столкновения подобного вида развиваются на почве учебы, так как школьник может пренебрежительно к ней относиться или сам учитель по какой-то причине занижает ему оценки.

Бывают ситуации, когда дети указывают учителю на промахи в его знаниях, а последний принимает это близко к сердцу. Не все педагоги готовы менять привычный ход уроков, поэтому не всегда такие конфликты в школе имеют положительное решение.

Родители-учитель

Провокатором возникновения разногласий и спорных моментов может быть любая сторона. В разрешение таких конфликтов в школе может быть втянута и администрация учреждения.

К основным причинам относят:

  • недовольство личностного характера;
  • неудовлетворенное отношение родителям к применяемым методам обучения;
  • у каждой стороны собственное мнение о воспитании детей;
  • мнение родителей, что их чадо недооценивают.

Если школьник постоянно жалуется на учителя, то родители идут разбираться с последним. При этом они высказывают все накопившиеся претензии. Ситуация может затронуть не только администрацию учебного заведения, но и департамент образования или вышестоящие организации.

Родители должны понимать, что дома ребенок может вести себя иначе, поэтому претензии учителей не всегда являются неоправданными. Такие конфликты не редкость в начальной школе. Каждая сторона еще мало знает друг друга, поэтому любые действия не всегда оценивает правильно. Бывает виновным и педагог, который не обратил внимание на индивидуальные особенности ребенка.

Методы решения

В конфликт между школьниками психологи не всегда рекомендуют вмешиваться взрослым. Часто дети самостоятельно способны урегулировать конфликт. Когда же возникает необходимость вмешательства учителя или родителей, то делать это нужно спокойно. На детей не советуют оказывать давление в виде публичных извинений. Оптимальным вариантом считается подсказка взрослого о правильности поведения, предложение поставить себя на место соперника, обидчика.

Самостоятельный поиск решения научит ребенка принципам социальной адаптации, что в дальнейшем положительно отразится на взрослой жизни. Учителю советуют провести доброжелательный разговор со школьником, объяснить, что такая обстановка является нормальной, нужно искать компромисс.

Если причиной конфликтных ситуаций является агрессия и отсутствие друзей, то решением может стать запись школьника в интересные для него кружки.

Рекомендуют избегать решения конфликтных ситуаций по причине недоброжелательности коллектива класса путем перевода в другую школу. Подобное часто повторяется вновь, а ребенок запомнит только такую манеру разрешения конфликта. Потом он бросит ВУЗ, станет отказываться от работы, когда что-то пойдет не так. Уместно подключить всех родителей, чтобы они оказали положительное влияние на своих детей, научили правильному общению.

Для конфликта «педагог-учитель» существуют следующие способы решения конфликтных ситуаций:

  • уступки и поиск компромиссов со стороны взрослого;
  • подключение родителей, чтобы не сломать психику школьника неравным противостоянием;
  • привлечение посредником педагога, с которым у ученика хорошие отношения.

По настояниям психологов, в момент решения конфликта преподаватель не должен повышать голос, иначе такое поведение приведет к обострению ситуации. Разговор нужно вести уверенно, но спокойно даже при бурной реакции школьника.

Недовольство часто проявляют отстающие дети, которым нужно вселить уверенность в их силы. Если причиной конфликта выступает несоответствующая оценка знаний, то проверку часто проводит администрация школы или департамент образования. Во избежание недопонимания все результаты предоставляются родителям.

Профилактикой конфликтов в школе станет равноценное отношение учителя ко всем ученикам, что создает здоровую атмосферу в классе.

Преподаватель обязан уметь не только слушать, но и слышать детей. Если присутствует необходимость наказания, то она должна исключать унижение ребенка.

Главным способом решения конфликта между родителями и педагогом считается обычный разговор. Каждая из сторон должна представить свою точку зрения, а потом совместно найти компромисс. При этом нужно убрать эмоции и попробовать поставить себя на место другого участника конфликта. Все должны понимать, что их основная задача заключается в создании комфортных условий для обучения ребенка.

Если вы вспомните свои школьные годы, любую конфликтную ситуацию и способы ее решения, то поймете, что важно сохранять спокойствие, правильно анализировать ситуацию и уметь вести открытый диалог. Только такие правила помогут найти компромисс.

Учиться онлайн еще никогда не было так просто!

Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию и бесплатный пробный день в нашей школе

    Заполните поле
    Заполните поле

    Выберите класс

    Выберите класс

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    вверх