Мультисенсорный подход при обучении — приемы и технологии

Время чтения: 6 мин. 15 сек
Содержание статьи:
  1. Биологическая основа мультисенсорного обучения
  2. Анализ мультисенсорного обучения
  3. Механизм работы мультисенсорного обучения

В последнее время как педагогам, так и родителям школьников все чаще приходится слышать о мультисенсорном подходе обучения, однако, не все понимают его суть. Разберемся в этом вопросе более подробно.

Стоит начать с того, что “мульти” переводится как множество. Следовательно, мультисенсорное обучение — это обучение, при котором информация и передается и воспринимается одновременно по разным каналом при помощи нескольких органов чувств.

Биологическая основа мультисенсорного обучения

Впервые данное понятие применили в 1935 году Сэмюэль Ортон и Анна Джинген. Они занимались изучением людей, у которых возникали проблемы с овладением такого навыка как чтение. В качестве решения данного заболевания, если можно это так назвать, пациентам был предложен перечень мультисенсорных упражнений, выполнение которых привело к положительным результатам. Сами упражнения заключались в том, что показывали пациентам связь между буквами и звуками, разъясняли правила фонетики и т.д. Таким образом, освоение навыков происходило не комплексно, а поочередно.

Стоит отметить, что при мультисенсорной деятельность в головном мозге человека активизируется сразу несколько областей головного мозга. Как видите, данный подход трудно понять без глубокого осознания работы человеческого разума. Дело в том, что его многолетняя эволюция сделала реальной возможность существования людей в мультисенсорной среде за счет связи всех функций мозга. Получается так, что при слаженной работе нескольких органов чувств человек чувствует большую уверенность в совершении своих действий. Так происходит и в процессе обучения: одни дети визуалы — лучше воспринимают материал в картинках, другие аудиалы — ориентируются на слух и т.д, поэтому каждый должен получать информацию тем способом, который ему привычнее. Для этого и используется мультисенсорный подход.

Но правильнее и логичнее будет отнести мультисенсорный подход к иным стратегиям, более привычным и устоявшимся. Такой является и теория множественного интеллекта Гарднера. Согласно ей интеллект человека — разностороннее свойство, т.е. преобладание какой-то одной способности человека (как раз те самые аудиалы, визуалы, кинестетики и т.д.) отрицается. Ученый считал, что в человеке кроется множество интеллектов, однако, наиболее выражены из них всего пара.

Так, мультисенсорное обучение — это обучение, которое направлено в первую очередь на личность ученика. Такой подход способствует комфортному самоощущению ребенка во время образовательного процесса. Обычно это направление обучения применяется в работе с детьми младшего школьного возраста, однако, его можно использовать и в более старших классах.

Анализ мультисенсорного обучения

Мультисенсорное обучение тщательно изучалось не одним психологом, однако, можно выделить Ричарда Майера, который рассмотрел совокупность воздействия сенсорных стимулов в рамках обучения. Он провел эксперимент, заключающийся в следующем: взяли 3 группы участников, которым предлагалось запомнить одни и те же сведения, но разными способами. Участники группы №1  узнали все данные исключительно визуально, участники группы №2 прослушивали данные, а последние прослушали с опорой на картинки. По итогу оказалось, что последняя группа пересказала весь материал более точно и детально, в то время как первые две путались.

Свое мнение о данном подходе высказал и Барри Смит — руководитель Школы перспективных исследований, находящейся в Лондоне. По его мнению, мультисенсорность, применяемая в обучение и не только, основывается на слаженной работе всех органов чувств (их можно сравнить с четким механизмом часов). Для наглядности приведем пример: в лесу человек услышал шелест листьев, но при этом он еще и осматривается, пытаясь увидеть источник звука. Это и есть слаженная работа двух органов чувств — зрения и слуха.

Еще одно любопытное исследование — исследование, проводимое пару лет назад, в ходе которого было выявлено, что дети, обладающие высоким уровнем грамотности, отличаются активным взаимодействием нескольких участков головного мозга, т.е. мультисенсорностью. Данный факт удалось зафиксировать при помощи такой технологии, как фМРТ, фиксирующей малейшие колебания в кровотоке мозга.

Механизм работы мультисенсорного обучения

Так как же все-таки педагоги используют этот подход в обучении детей? Все достаточно просто! Как уже говорилось ранее, всех детей можно поделить на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дискретов. Учитель должен брать данный факт во внимание во время того, как подбирает учебный материал к занятиям. Педагоги также стараются брать самые разнообразные форматы подачи, так как частая их смена способна захватить внимание каждого ребенка в классе. Мультисенсорный подход также затрагивает и сенсорику, которая, в свою очередь, отвечает за концентрацию, воображение и мышление учеников как младшего школьного возраста, так и старшего.

Фундаментом мультисенсорного подхода является не что иное как мультисенсорное восприятие, т.е. умение человека комбинировать между собой совместную работу зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений. Такая система также получила название «слышу — вижу — чувствую». В последнее время появилась целая тенденция к использованию данной комбинации.

Существует так называемые технологии применения рассматриваемого подхода на всех этапах обучения. Разберем их чуть подробнее.

Так в начальной школе применяется вариация «вижу — слышу — говорю». Так, в школе на уроке технологии дети могут сделать поделки из пластилина на тему “Лесные животные”. Учитель предварительно дает задание о том, чтобы каждую слепленную часть тела ребенок произносил вслух. По завершению работы дети меняются своими фигурками и отгадывают кто это. Таким образом реализуется схема «делаю — говорю — вижу — вижу — говорю».

В средних и старших классах действует уже другая вариация — «вижу — слышу — делаю». Она хорошо прослеживает во время лабораторных работ по химии, когда ученики видят химические реакции, проводимые учителями, слышат их бурное протекания и делают такой же опыт уже самостоятельно.

Есть и вариации, которые предназначены для школьников, страдающих ОВЗ. Так к примеру детям, испытывающим проблемы с освоением звуков и букв (дислексия), предлагается сделать поделку в форме изучаемой буквы. Это помогает закрепить изученную информацию по схеме «вижу — делаю — говорю». Тут же стоит отметить, что грамотность — это мультисенсорный навык, так как чтение и написание слов невозможно при условии отсутствия понимая отдельно взятых букв.

А дети, которые осуществляют обучение в дистанционном формате, могут использовать практически все вышеописанные схемы. Конечно же педагог должен ему в это помогать. Например, при изучении творчества Л.Н. Толстого учитель подготавливает аудиопрочтение отрывков его произведения, ищет фотографии писателя и т.д. Это подойдет схеме «вижу — слышу — говорю».

Таким образом, мультисенсорный подход в обучении — эффективный способ, который позволяет учителям достичь невероятных результатов в своей сфере деятельности, а ученикам, получающим информацию посредством такого способа, показывать высокий уровень успеваемости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Online Gymnasia №1
Детский образовательный лагерь: развитие и отдых в одном месте

Без путевки отправьте ребенка в детский образовательный лагерь. Море эмоций, новые друзья, полезные навыки и интересное времяпрепровождение гарантированы.

Online Gymnasia №1
Мама онлайн-школьника: почему и как я решилась на перевод сына на СО

Интервью с мамой ученика Онлайн Гимназии №1, в котором Екатерина расскажет о своем выборе, а также о том, почему ее знакомые решились забрать детей из школы.

Online Gymnasia №1
Как родителям выстраивать отношения со школами

В статье разберемся, как перейти от противостояния к сотрудничеству между родителями и образовательным учреждением, и как это сделать.

Online Gymnasia №1
Сын учится в онлайн-школе: что с его социализацией

Интервью с мамой ученика Онлайн Гимназии №1. Необходим ли ребенку коллектив сверстников? Как социализироваться и нужно ли активно участвовать в общественных мероприятиях.

Online Gymnasia №1
Стихи школьной программы
c 5 по 11 классы

В списке произведений для заучивания наизусть этого года есть русские и зарубежные стихотворения. Составили примерный перечень по ФОП с 5 по 11 классы.

Online Gymnasia №1
Документы для путешествия с детьми

В статье разбираемся, надо ли с ночи занимать очередь в паспортный стол и ждут ли родителей новые сюрпризы с бумагами на несовершеннолетних.

вверх