Приемы повышения мотивации на уроках русского языка
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Одной из распространенных проблем при работе с учениками во время урока является отсутствие мотивации. Дети не всегда понимают конечную цель изучаемого материала. Чтоб объяснить важность того или иного этапа обучения любой дисциплины, и русского языка в частности, необходимо применить несколько педагогических приемов для мотивирования учащихся.
Линия времени
Данная методика представляет собой графическое изображение всех этапов изучения русского языка. Прямая линия, на которой обозначены важные периоды, формы контроля и конечный результат, хорошо демонстрирует ученикам то, к чему им следует стремиться. К тому же это позволяет осознать, где необходимо проявить особую внимательность. Для детей, которые лучше понимают тему, двигаясь от общей цели к частной — хороший наглядный пример.
Метафоры
Приведение в пример простых метафор облегчает детям понимание сложных моментов обучения. Так они начинают лучше запоминать изученное, приобретают веру в себя. К тому же метафоры открывают для каждого ребенка что-то свое, важное именно для него. Он начинает самостоятельно размышлять, делать выводы и в конечном итоге проявляет интерес и активность на уроках.
Отсутствие контроля
Отличный способ мотивировать учеников, это предложить условия, на которых они могут быть освобождены от каких-либо зачетов, контрольных и т.д. Здесь учитель должен проявить жесткость и четко сформулировать свои требования. Отсутствие контроля не должно приводить к полному незнанию материала. Детям, которым сложно концентрироваться на контрольных работах из-за испытываемого стресса, легче проявить себя на обычных занятиях.
Защитный лист
Своего рода также способ избежать контроля, только на стандартных занятиях. Защитный лист позволяет ученику не проявлять активность на конкретном уроке. Но такие листы надо сохранять и держать под контролем их количество в отношении каждого ученика. Так школьник сам чувствует ответственность в подготовке к уроку и осознании того, что по той или иной теме придется все же отвечать. Учителю же проще понять, что было усвоено хуже и где нужно повторить пройденный материал индивидуально.
Оценка – не отметка
Каждый успех ученика необходимо отмечать. Следует договориться с детьми, какой жест, символ, атрибут и т.д. будет означать похвалу, успех. Это мотивирует и снижает напряженность и страх перед плохой оценкой. Ребенок понимает, что он всегда может повысить свой рейтинг и улучшить результат.
Кредит доверия
Преподаватель должен неуверенным в себе детям позволить проявить себя, иногда надо поощрять таких личностей наперед. Это снижает стресс, ребенок начинает чувствовать себя гораздо уверенней и верит в свой успех. Как показывает практика, такие ребята действительно начинают проявлять больший интерес к дисциплине и ведут себя более активно на уроках.
Педагогические методы и приемы стимулирования и мотивации учения
Процесс стимулирования и мотивации — это тесная взаимосвязь учителя и ученика. И здесь задача преподавателя проявить максимум терпения и креативности. Учителю стоит на практике проверить все возможные методы для повышения мотивации.
Словесный метод
Жизненный рассказ с реальными примерами помогает ученикам четко представить себе, для чего необходимо получать знания, какие перед ними открываются перспективы в выборе профессии. Простое изложение важных жизненных моментов дает ребятам возможность переосмыслить привычные вещи и свое отношение к предмету.
Наглядно-практический метод
Особенно интересно подросткам на тех занятиях, на которых есть возможность наглядно продемонстрировать изучаемый материал. Практические работы повышают активность, внимательность, мотивацию.
Метод самостоятельной работы
Когда ученик получает индивидуальное задание на самостоятельную проработку, он начинает стремиться выполнить его гораздо лучше остальных. К тому же появляется желание узнать как можно обширнее и глубже материал.
Самые продуктивные методы повышения мотивации у современных школьников
Доктор психологических наук А. К. Маркова советует обратить внимание на то, что лучше всего изучается русский язык тогда, когда ученик испытывает потребность изложить свои мысли не только в письменной форме, но и в устной.
На практике это выглядит так: написанное сочинение учитель не только проверяет сам, но и дает возможность зачитать ученику вслух. Даже чтение небольшого фрагмента собственного сочинения оказывает мощное стимулирующее действие. Подросткам очень важно постороннее мнение, поэтому будут прилагать больше усилий, чтоб сделать свою работу интересной, грамотной, индивидуальной, а не списанной из интернета.
Если попробовать применить на практике метод «Линия времени», то здесь открываются широкие возможности для взаимодействия ученика с учителем. На прямой линии учитель четко обозначает объемы работы, сроки подготовки и метод контроля. Так ребенок осознает свою собственную ответственность, но в то же время его заинтересовывает возможность лично руководить подготовительным процессом. Здесь повышается мотивация, интерес, ответственность, безопасность; снижается тревожность и обеспокоенность не успеть выполнить работу.
Проблемность обучения
Хорошо себя показало на практике применение проблемных заданий и мотиваций. Здесь задействуется и интерес к поиску информации, проявлению творческого подхода к решению задач, проявить навыки исследовательской работы. В таком процессе ученики активно и, главное с интересом участвуют.
Важно заставить учащегося начать размышлять, логически думать. Помогают в этом наводящие противоречивые вопросы.
Например, можно поразмыслить на тему определения частей речи поставив противоречивый вопрос:
- Дерево упало поперек дороги. Мы изучили маршрут вдоль и поперек.
- Войти (в)пустую комнату. Вести поиски (в)пустую.
- Подниматься (на)верх. Закрепить флаг (на)верху шеста.
- Работать (по)новому. Ехать (по)новой трассе.
Можно задавать вопросы, в которых надо установить сходство или различие. Чем сложнее будет задача, тем ученикам интересней работать.
Также надо дать возможность школьникам самим выбирать материал. Выучить стихотворение или отрывок из литературного произведения на собственное усмотрение.
Поисковая активность помогает учащимся самостоятельно исправлять ошибки в стиле, орфографии и грамматике. При редактировании текстов вырабатывается навык к красивому и грамотному письму.
Нетрадиционные формы контроля и оценивания знаний
Проверка работ различными методами повышает интерес и стимулирует к учебному процессу. Это могут быть и самостоятельные проверки-взаимопроверки, при помощи компьютерных программ. Конечно, это не исключает стандартное системное оценивание и контроль в виде диктантов, изложений или сочинений.
Однако не стоит забывать, что на уроке ученик должен чувствовать комфорт и безопасность. Для этого можно провести зачет в виде спектакля, ролевой игры, кроссворда. Один из школьников может провести урок в роли учителя или экскурсовода. Подобные приемы вовлекают в работу самых неуверенных в себе ребят, развивают креативность и творчество. Главное, помочь преодолеть страх перед учебным процессом, поверить в свои силы, показать, что учеба может быть интересной и нестандартной.
Чтоб мотивировать современных школьников изучать русский язык, полюбить литературу учителю стоит применять традиционные методики преподавания наравне с нестандартными. Увлечь за собой, подарить новый мир знаний сложная задача. Однако, если каждый учащийся понимает, что его работа важна, интересна и будет оценена по заслугам, то в итоге можно будет наблюдать общее повышение уровня знаний и концентрации внимания на уроках.