Пять простых стратегий для конспектирования текстов
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Что такое конспекты? Это записи, которые остаются у вас после образовательной лекции в учебном заведении, тренингов, мастер-классов, вебинаров и других занятий.
Конспектирование помогает запомнить информацию, организовать свои мысли. Хорошие конспекты имеют четкую структуру.
С их помощью можно:
- Быстро ловить ключевые моменты текста.
- Уметь вычленять основную информацию.
- Логично выстраивать структуру, фиксировать главные детали повествования.
- Улавливать и записывать якорные слова, которые являются основой текста.
- Быстро ориентироваться в собственных записях, сжато, но последовательно передавать услышанную информацию.
Предлагаем вам пять простых стратегий для конспектирования текстов, чтобы овладеть навыками построения логичного конспекта. Выберите удобный для себя и пользуйтесь!
Общие виды конспектов
План урока помогает учителю заранее организовать материал, который он будет подавать, и не забыть о важных моментах. Иногда краткие версии таких конспектов даются прямо в учебнике, особенно если он ориентирован на самостоятельную работу.
Конспект по параграфу составляют по конкретной части (главе) книги, учебника или большой статьи, чтобы выделить главные мысли и факты.
Вести конспект можно разными способами: писать от руки, делать записи на компьютере или использовать специальные программы для конспектирования: голосовые блокноты, заметки и онлайн-документы.
Составлять конспекты полезно: это помогает запомнить информацию и структурировать свои мысли. Хорошие конспекты занятий бесценны перед экзаменом или тестом: если вести записи правильно, подготовиться будет гораздо проще.
Совет: если не успеваете за учителем, лучше составить краткий конспект, чем вообще ничего не написать. Обозначьте главные мысли и оставьте свободное место: потом найдете нужную информацию и спокойно допишете.
Линейный конспект
Данный вид предполагает последовательную запись речи в виде небольших текстовых блоков. В предложениях опускаются второстепенные слова, выделяются ключи я якоря, которые помогают передать основную суть услышанного. Основным минусов является фиксация большого количества ненужной информации. Зачастую она преобладает над полезной. Это усложняет дальнейшее воспроизведение содержания, а также его запоминание.
Также при составлении линейного конспекта отмечается большая потеря времени и физических ресурсов. Как показывает практика, из подобных записей действительно важные сведения составляют не более 57%, остальные записи не несут информационной нагрузки. Именно поэтому в случае необходимости грамотного и последовательного конспекта рекомендуется воспользоваться иными способами.
Способ Корнелла
Данный способ предполагает изначальное деление страницы на 2 вертикальных колонки (левая занимает 1/3 страницы, правая – 2/3) и одну горизонтальную внизу. В процессе прослушивания речи в левый столбец выносятся ключевые и опорные слова, записываются основные тезисы, главные мысли и идеи. В правом столбце ведется линейный конспект для более подробного сбора информации. Нижняя колонка предназначена для подведения итогов, составления резюме услышанного.
Такое построение позволяет оперативно ориентироваться в собственных записях, последовательно вспоминать основные моменты текста и дополнять их второстепенной информацией из линейного блока.
Данный вид подходит для конспектирования:
- Образовательного видеоурока.
- Конференции.
- Выступления оратора.
Конспект “заметки”
Этот способ отличается структурой построения конспекта. Используется иерархическая модель фиксации услышанного. Первым делом выделяется основная крупная мысль. Она может записываться в виде предложения и ряда якорных слов, словосочетаний.
Далее записываются подтемы. При их фиксации необходимо оставить достаточное количество места для внесения деталей. Именно второстепенная информация позволяет более глубоко и насыщенно раскрыть основную тему блока. Таким способом строится весь текст. Заметки позволяют в дальнейшем грамотно пересказать услышанное, дополнять основные темы с помощью ключевых и второстепенных слов.
Основным преимуществом этого способа является приобретение навыков вычленения главной информации, а также ее последующей детализации. Такая структура отлично подходит для конспектирования учебной лекции, где изначально информация излагается последовательно по тематическим блокам. Также актуально для составления плана или списка дел.
Метод конспектирования “Пуля”
Этот способ особенно востребован при быстром конспектировании, например, в блокноте или черновиках мобильного телефона. Он схож с ведением заметок, однако основным различием является использование специальных символов. Так при фиксации ключевой темы можно ставить “#” или “!”, а после записывать тезис. Для обозначения деталей можно использовать “/” или “*”. При выделении преимуществ и недостатков подойдет стандартные символы “+” и “-”.
Такое обозначение позволяет значительно экономить время, отведенное на записи, определять, какие блоки соотносятся друг с другом, раскрывают отдельные темы.
Метод “Пуля” – это отличный вариант при оставлении конспекта во время просмотра фильма, прочтения книги, фиксации рецепта под диктовку.
Конспект-карта
Еще одним эффективным способом конспектирования является составление импровизированной карты, или mind map, или интеллект-конспекта. Так, в центре страницы помещается основная тема. Она может быть записана в виде цельного предложения, словосочетания или ряда ключевых слов. Далее, по мере прослушивания, в разные стороны от главной мысли расходятся “лучики”, которые обрастают деталями и второстепенной информацией. В результате получается своеобразная карта услышанного материала.
Такой способ позволяет быстро ориентироваться в записях, понимать, какие детали к чему относятся, качественно строить пересказ, не упускать важные моменты. Кроме того, конспект-карта практичный способ ведения записей для визуалов, которые часто пользуются зрительной памятью и воспроизводят “картину” написанного у себя в воображении.
В большинстве случаев в зависимости от специфики лекции более полезным будет один конкретный метод. Именно поэтому, чем больше умений в применении каждого способа, тем практичнее и полезнее получится конспект.
Всегда пишу заметки, помогает даже если не по работе что-то нужно зафиксировать в памяти.