Как развить речь и разговаривать уверенно: 4 способа
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Страх публичных выступлений – проблема не новая. Дети нередко испытывают трудности с презентацией своего сообщения, не умеют удерживать внимание аудитории, стесняются не то что выйти к доске, но даже поднять руку и ответить на вопрос учителя.
Хотя одни ребята имеют больше склонности к публичным выступлениям, чем другие, научиться разговаривать уверенно нужно всем. Скилл пригодится не только в школе, но и в университете, на работе. Следующие 4 способа подойдут каждому.
Освобождаем тело от зажимов
Кажется, что положение тела и речь – две максимально не связанных друг с другом вещи, но на самом деле нет: и у взрослых, и у детей постановку речи начинают с позы. Понятия открытой и закрытой позы вам наверняка уже знакомо, но знаете ли вы, какая из них более предпочтительна для постановки уверенной, плавной и спокойной речи? Конечно, открытая.
Зажимы, формирующие закрытую позу, будут наоборот мешать: они не дают говорить легко и свободно.
Составили небольшой чек-лист: вот как от них избавиться.
- Следите за осанкой. Ровной осанке проще всего научить в детстве: в будущем ребенок просто привыкает держать спину прямо, и для этого ему уже не требуется прикладывать сознательных усилий.
- Обращайте внимание на составляющие позы. Нежелательные для нас закрытые позы состоят из разных элементов, за которыми можно и нужно следить в отдельности, когда ребенок говорит на широкую аудиторию. Скрещенные на груди руки, сжатые кулаки – во время выступления такого быть не должно.
Избавиться от напряжения можно в игровой форме. Для того, чтобы сформировать и сохранить осанку, предложите ребенку игру: пусть встанет у стены так, чтобы касаться ее одновременно затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками, а вы проконтролируете. Это упражнение хорошо использовать в качестве физкультминутки в перерывах между занятиями.
Понравится детям и упражнение с книжкой: нужно положить ее на макушку и следить, чтобы не упала. Лучше взять книгу среднего размера и тяжести: не подойдет, например, слишком маленькая, как для малышей, или слишком большая, формата А4. Обращайте внимание и на вес, фактуру обложки: легкая и глянцевая может соскользнуть, даже если ребенок делает всё правильно. Наш идеальный вариант – книга формата А5 или чуть побольше, толщиной примерно в одну фалангу пальца.
Учимся дышать правильно
Уметь правильно дышать нужно не только спортсменам: во время выступления на широкую публику ребенку тоже не помешает навык справляться с собственным дыханием. Выступление отличается от разговора с другом: нужно говорить громче и дольше, избегать пауз, на которые в обычной жизни никто и внимания не обратит.
Для этой цели используют так называемое речевое дыхание: оно происходит через диафрагму. Самый простой способ его показать, попросить ребенка лечь спать: уже через несколько минут привычное дыхание сменится диафрагмальным. Впоследствии, когда ребенок научится его замечать, можно будет воспроизвести то же самое стоя.
Выполняем упражнения по артикуляционной гимнастике
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата – это не только пресловутые скороговорки. Избавиться от каши во рту и невнятного произношения поможет комплекс других занятий, направленных на правильное оперирование пассивными и активными речевыми органами.
К пассивным причисляют те из них, которые не двигаются: это зубы, глотка, гортань, твердое нёбо. Активными, соответственно, считаются все подвижные речевые органы: мягкое нёбо, губы, язык, челюсть. Вариантов для развития и тех, и других масса: можно изображать собаку (дышим с высунутым языком), тигра (рычим, но обязательно на выдохе), лошадь (“фыркаем” губами).
Вариант для продвинутых – задействовать еще один подвижный орган речи, малый язычок. Увидеть его без специальных ухищрений нельзя: он находится в глубине мягкого нёба.
Для русского языка его использование нехарактерно, а вот в немецком и французском без него практически не обойтись. “Картавящий” грассированный “р” и простой конзонантный (согласный) “р” произносятся именно с помощью этого неприметного органа. У студентов лингвистических и языковых направлений на то, чтобы заставить малый язычок колебаться, уходит не меньше нескольких недель, поэтому не сдавайтесь сразу: результат появится после тренировок.
Другое забавное упражнение, которое наверняка привлечет ребенка – “считать Егорок”. На одном вдохе, не используя дополнительных порций воздуха, нужно насчитать как можно больше “Егорок” по порядку: раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, и так далее. Эталонным количеством “Егорок” считается тридцать три, но сразу такого числа, если ребенок не занимается дополнительно вокалом или чем-то похожим, не добиться. Начинайте с малого и продолжайте тренировки, пока не увидите результат.
Играем в игры на импровизацию
Хотя многие считают выступлением чтение заготовленного текста по бумажке, в действительности, ребенку понадобится скорее умение импровизировать, чем хорошая память. Чтобы уверенно держать себя с аудиторией и при необходимости отвечать на вопросы из класса, придется научиться мыслить вслух. В этом ребенку помогут игры на импровизацию.
Если любит шутки, смело практикуйтесь в комических выступлениях: хотя большинство композиций в этом случае закладывается заранее, остается небольшое пространство и для ситуативных маневров. Более привычный и консервативный вариант – это чтение поэтических отрывков или целых произведений. Как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой.
Если чувствуете, что нужно прокачать умение рассуждать на публике, попробуйте пословицы: выберите известные, и пусть ребенок своими словами объяснит их смысл.
Памятка для школьника на дистанционном образовании
Навык выступлений нужен и ребятам, которые ходят в обычную школу, и тем, кто учится онлайн.
Памятка, как подготовиться к выступлению школьнику на дистанционном обучении.
- Подготовьте фон. Может показаться, что истинный оратор привлечет и удержит внимание публики и вопреки призывно мяукающей кошке, беспорядку на фоне и прочим неурядицам, но, на самом деле, нет. Фон важно подготовить: избавьтесь от лишних звуков, приберитесь (хотя бы в том пространстве, которое захватывает камера), расположите свет.
- Проверка связи. Записывает ли камера видео, а микрофон – звук? Не пропадает ли интернет? Все это лучше выяснить до выступления, чтобы не подпортить первое впечатление техническими моментами.
- Составьте план. Хотя мы чуть выше говорили об импровизации, выступать на широкую аудиторию без подготовки в реальности могут только опытные ораторы или очень харизматичные люди. Ребенку лучше заранее обеспечить себя шпаргалкой. Пропишите основные моменты: то, о чем точно нельзя забыть сказать. Например, если рассказываете о животных, обитающих в пустынях, отметьте себе несколько конкретных видов, класс по принадлежности к хищникам (травоядные или плотоядные), количество, особенности обитания и поведения.
- Репетиция. Для тех, кто только учится выступать, лучше провести как можно больше репетиций: рассказать доклад по программе можно родителям, бабушкам, дедушкам и даже резиновой уточке. Чем больше таких итераций, тем увереннее ребенок выступит в финале.
- Готов ко всему. Даже если связь проверена, а качество покрытия еще пять минут было нормальным, произойти может всякое: к этому тоже нужно быть готовым. Важно, чтобы ребенок не воспринимал технические или иные трудности как катастрофу. Излишне эмоциональную реакцию на проблемы с подключением аудитория может воспринять как провал, что плохо скажется на общем впечатлении.
Инфографика содержит основные пункты памятки. Ее можно распечатать и повесить на рабочем месте или положить под стекло на столе.
Мы перечислили несколько способов развития речи, но основной – это все-таки работа напрямую с аудиторией, публикой. Чем чаще будет выступать ребенок, тем быстрее увидите прогресс, поэтому не упускайте шанса потренироваться: берите доклады, соглашайтесь на участие в школьных концертах.