Что говорят родители, и что слышат дети
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Как дела? – Нормально.
Как прошел твой день? – Нормально.
Как съездили в отпуск? – Нормально…
Часто слышу от людей именно такой ответ на многие вопросы. А вы? Человек не хочет отвечать? У него действительно все хорошо? Он хочет, чтобы вы поскорее отошли в сторону? Что кроется за этим «нормально» и как мы сами можем изменить свой взгляд на эту «нормальность»?
С вами я, психолог «ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ №1» Александра Гуливицкая.
В конце 90-х, когда я получала высшее психологическое образование, психологию едва принимали как науку, культуры экологичного отношения к ментальному, психическому здоровью не было и в помине. Со временем голос психологии стал звучать громче и увереннее. Люди начали прислушиваться, узнавать, консультироваться: из области «сам себе психолог» перешли в область «я работаю с психологом», «читаю, слушаю психологов».
В нашей Гимназии мы понимаем необходимость и важность психологического сопровождения образовательного процесса. Эксперты проводят полезные вебинары и тренинги для родителей и педагогов, в планах – создание групп психологической поддержки для учеников. А сегодня мы открываем на сайте и в соцсетях рубрику «Разговор с психологом».
Как наши слова влияют на развитие и воспитание детей
На повестке дня такое привычное всем нам слово – «нормально» мы произносим и слышим десятки раз в день. Нормально – это и хорошо, и плохо, либо и вовсе не хорошо и не плохо.
Не задумываясь отвечая «нормально», мы перестаем искренне делиться собственными чувствами, переживаниями, отношением к событиям своей жизни. И неосознанно учим этому своих детей. У детей при этом не формируется критичного отношения ни к себе, ни к своим поступкам, ни к своим решениям. Развивается эмоциональная нечуткость, разрушается эмоциональный интеллект, растет непонимание между людьми.
которые отравляют пространство отношений.
Именно токсичным словом я считаю пресловутое «нормально».
А отравляющее оно потому, что нам, взрослым часто хватает этого ответа от своих детей. Мы дорисовываем сами ту картину мира, которая нам удобна, слыша в ответ от ребенка – “нормально все у меня”… А действительно ли все нормально?
Мы все разные: живем в разных условиях, имеем разное образование, интересы… Но каждый хочет, чтобы его понимали, видели в нем его самого. А это возможно только если возвращать в свою речь слова, которые несут наш личный, конкретный смысл и эмоциональный заряд.
Так давайте же мы взрослые начнем с себя и сделаем первый шаг к близости и искренности в отношениях с детьми.
И начать можно с “правильных” вопросов:
- Что было интересного у тебя сегодня?
- Что тебя порадовало?
- Что огорчило?
- А что было для тебя неожиданным или удивительным?
Согласитесь, сложно на такие вопросы дать ничего не значащий, формальный ответ. Эти вопросы побуждают задуматься, повспоминать, освежают события дня.
А в ответ на вопрос, вместо привычного «нормально» можно сказать очень многое!
Как дела? – Энергично! Я сегодня многое успел.Как прошел твой день? – Радостно. Сегодня встретил старого друга.
Как съездили в отпуск? – Довольны. Но климат нам не очень подходит, в следующий раз поедем южнее.
Русский язык так богат! Здорово, спокойно, гармонично, удивительно, интересно, грустно, весело, сказочно, зажигательно, безупречно, феерично. Рассказывайте о себе, о своем мире, жизни – и вас увидят, узнают. А вы по-настоящему узнаете других.
И, кстати, как сегодня ваши дела?