“Я тревожусь за своего ребенка”
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Родители нередко испытывают необъяснимую тревогу и беспокойство из-за изменений в жизни ребенка: будь то смена формы обучения, новые подходы в школе или перемены в самом ребенке. Эти изменения вызывают напряжение и ощущение неопределенности. Порой сложно определить, что именно вызывает волнение, и остается лишь общее чувство дискомфорта. Поговорили на эту тему с Ириной Викторовной Шубиной, директором Онлайн Гимназии №1.
Как справиться с тревогой?
Здесь можно вспомнить простой анекдот: два студента сидят перед экзаменом. Один спрашивает: “Ты что, совсем не волнуешься?” Второй отвечает: “А что, помогает?” Этот вопрос стоит задать себе: помогает ли моя тревога?
Иногда волнение, действительно, мобилизует нас, например, прилив адреналина позволяет быстрее решить проблему. Чаще оно мешает: бессонные ночи, постоянные раздумья, откладывание важных дел — тревога отнимает силы, не предлагая решений.
“Любая эмоция зачем-то нам дана”
Если беспокойство мешает, задайте себе следующий вопрос: зачем я тревожусь? Что стоит за моими эмоциями? Например, вы переживаете, что ребенку сложно адаптироваться в школе. Тогда уточните, что вы подразумеваете под адаптацией. Может быть, ему нужно найти новых друзей? И спрашивайте себя: как я могу помочь в этом?
Чтобы выяснить, общается ли ребенок с одноклассниками, начните с конкретных вопросов:
- “Как зовут мальчика, с которым ты сегодня шел в школу?”
- “С кем ты сегодня познакомился? Чем он тебе показался интересен?”
Такие вопросы не только помогают получить конкретный ответ, но и открывают путь к диалогу.
Простой вопрос и понятный ответ
Если вас волнует учебный процесс, спросите, что сегодня было интересного на уроке или что ребенок запомнил. Общие вопросы вроде “Как прошел урок?” редко дают информативный ответ. Например, если ребенок отвечает, что ни с кем не познакомился, это повод обсудить, как заводить новые знакомства. Расскажите, как вы это делали, поделитесь своим опытом.
Простые и четкие вопросы помогают разобраться, действительно ли ваша тревога обоснована, или это проекции ваших собственных школьных воспоминаний.
Честность — основа диалога
Интересуйтесь искренне. Например, если ребенок говорит: “Мы изучали мифы Древней Греции — скукотища”, не настаивайте: “Как это, мифы — это важно!” Вместо этого расскажите честно: “Я в пятом классе их тоже не читал” или “Мне нравились подвиги Геракла — он был настоящим героем”.
Такой подход дает возможность продолжить разговор, обсудить другие предметы и узнать, комфортно ли ребенку задавать вопросы на уроках, как зовут учительницу и многое другое.
Честный, эмоциональный подход помогает не только ребенку, но и вам: тревога уходит, когда вы начинаете действовать и понимать, что именно беспокоит.