Как помочь подростку выражать свои чувства

Время чтения: 4 мин. 30 сек.

В детской психологии последнего десятилетия громко заявлена тема эмоционального интеллекта. Об этом много пишут и говорят, в начальных школах вводят предмет “Эмоциональный интеллект”, снимают фильмы и мультики на эту тему. Первоклассники знают, что существует четыре базовых эмоции и уверенно называют их: радость, страх, грусть, злость. Родители и специалисты учат отслеживать и называть эмоции, как-то справляться с их высокой интенсивностью.

Грамотность в сфере понимания эмоций растет, но сам эмоциональный интеллект родителей и детей пока “в процессе”. Самым сложным периодом в плане проживания, проявления, осознания и контроля эмоций является подростковый возраст – период жизни с 10 до 18 лет. Давайте разберемся, как помогать подросткам справляться со своей сверх эмоциональностью.

Родителям полезно знать, что яркое, бурное, порой неконтролируемое выражение эмоций – это возрастная норма пубертата.

Но, к сожалению, просто знать мало, нужно уметь:

  • справляться со своей эмоциональной реакцией в ответ на эмоции подростка;
  • овладеть навыком помощи ребенку в ситуации, когда он не может сам справиться с собой.

И для решения этой нелегкой задачи нам с вами нужен алгоритм – правильный порядок действий, приводящий к нужному результату.

Пункт 1: контейнирование – это способность к выдерживанию различных проявлений психики другого – эмоций, напряжения, непроизвольных импульсов и т.д. Дети и подростки спонтанны в своих проявлениях, их волевая сфера еще не зрелая. Им нужен человек, который примет их и научит пережить эти неконтролируемые импульсы. Тот, кто поможет установить и понять границы дозволенного, покажет разные способы выражения своих внутренних состояний. Если у родителей с контейнированием полный порядок, то и следующие этапы не вызовут сложностей.

Если родители сами недостаточно выдержаны, легко “взрываются”, отвечают агрессией на вспышки подростка, то скорее всего в таких семьях вырастут эмоционально нестабильные личности с большими претензиями к миру и неадекватной самооценкой.

Пункт 2: после того, как мы приняли и выдержали эмоциональный вихрь, важно эти чувства признать. Не оценить, не обсудить, а именно признать.

  • Да, я вижу это тебя очень разозлило. Ты прямо в бешенстве.
  • Твое состояние сейчас очень похоже на траур, тебе больно?

Самой распространенной ошибкой на этом этапе является обесценивание чувств. “Нет повода для злости?”, “Не придумывай, это вообще не проблема”, “Ой, ничего страшного” и т.д.

Обесцененные, непринятые чувства – это чувства, которым не дали выхода. Они могут “затаиться” в теле и провоцировать нежелательные соматические реакции. Об этом подробнее я рассказываю в подкасте про психосоматику https://t.me/og1official/322

Пункт 3: признанные и названные чувства – уже половина успеха на пути помощи подростку в обретении эмоционального интеллекта, но все равно не все. Важно понять истинные желания подростка. Какая неудовлетворенная потребность вызывает эти эмоции. Это может быть как реакция на конкретную ситуация, так и эмоциональный ответ на сложившуюся обстановку в семье или в школьном коллективе.

  • Я вижу, что ты очень огорчен и злишься сейчас. Понимаю, что ты хотел бы пойти вместе со всеми на эту вечеринку, но у тебя еще температура и кашель.

Однако, и это еще не все!

Пункт 4: подростку тяжело переживать эмоции и не иметь возможности удовлетворить потребности, но мы, родители, можем дать ребенку желаемое в мечтах и фантазиях.

  • Я вижу, что ты очень огорчен и злишься сейчас. Понимаю, что ты хотел бы пойти вместе со всеми на эту вечеринку. Но у тебя еще температура и кашель. Представляю, как бы ты там повеселился, если бы был здоров!
  • Ты постоянно грустишь в последнее время. Я понимаю, что тебя огорчают наши разногласия с папой.  Тебе бы хотелось, чтобы все наладилось и было как раньше!

Вот мы и собрали с вами полный алгоритм, который поможет подросткам научиться обходиться со своими чувствами.

Контейнирование – признание и называние чувств – понимание потребности – представление желаемого в мечтах и фантазиях.

Каждый из пунктов этой цепочки важен и выполняет свою задачу – экологично выражать чувства и взрослеть эмоционально зрелыми.  Научитесь пользоваться этим алгоритмом и ваши отношения с подростком выйдут на новый качественный уровень.

expert name.
Автор
Александра Гуливицкая
Психолог, эксперт детско-родительских отношений Онлайн-гимназии №1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Online Gymnasia №1
Детский образовательный лагерь: развитие и отдых в одном месте

Без путевки отправьте ребенка в детский образовательный лагерь. Море эмоций, новые друзья, полезные навыки и интересное времяпрепровождение гарантированы.

Online Gymnasia №1
Мама онлайн-школьника: почему и как я решилась на перевод сына на СО

Интервью с мамой ученика Онлайн Гимназии №1, в котором Екатерина расскажет о своем выборе, а также о том, почему ее знакомые решились забрать детей из школы.

Online Gymnasia №1
Как родителям выстраивать отношения со школами

В статье разберемся, как перейти от противостояния к сотрудничеству между родителями и образовательным учреждением, и как это сделать.

Online Gymnasia №1
Сын учится в онлайн-школе: что с его социализацией

Интервью с мамой ученика Онлайн Гимназии №1. Необходим ли ребенку коллектив сверстников? Как социализироваться и нужно ли активно участвовать в общественных мероприятиях.

Online Gymnasia №1
Стихи школьной программы
c 5 по 11 классы

В списке произведений для заучивания наизусть этого года есть русские и зарубежные стихотворения. Составили примерный перечень по ФОП с 5 по 11 классы.

Online Gymnasia №1
Документы для путешествия с детьми

В статье разбираемся, надо ли с ночи занимать очередь в паспортный стол и ждут ли родителей новые сюрпризы с бумагами на несовершеннолетних.

вверх

Столько учеников в Онлайн Гимназии №1 из города

Введите ваш номер телефона в поле ниже и мы расскажем вам про специальные условия обучения для вашего города