Как правильно воспитывать детей

Время чтения: 4 мин. 30 сек.
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Что по статистике, или как было раньше
  2. Воспитание детей с учетом возраста
  3. Наказывать или нет, вот в чем вопрос
  4. Опека или свобода?
  5. Как воспитать ребенка без крика и наказаний
  6. За что нельзя ругать ребенка
  7. Какие виды наказаний использовать в воспитании детей?

Раньше поставить в угол или дать подзатыльник было нормой, так воспитывали многих, кому сейчас за 40 лет. Печальный факт: те, кто сталкивался в детстве с телесными наказаниями, с большой вероятностью будут применять их в отношении своих детей.

А что, если воспитать ребенка можно без наказаний? Современные методики этот подтверждают. Информация доступна для самостоятельного изучения. Рассказываем, как вырастить гармоничную личность со здоровым психологическим портретом и как стать другом собственному чаду.

Что по статистике, или как было раньше

Что по статистике, или как было раньше

По данным ВЦИОМ, 62% россиян назвали следующие воспитательные методы, которые использовали их родители: наставления, нравоучения, постановка в угол в качестве наказания, ограничение просмотра телевизоров и прогулок, наказание ремнем и телесные наказания в виде шлепков и подзатыльников. Причем мужчины сталкивались с постановкой в угол чаще женщин (34% против 26%).

Воспитание детей с учетом возраста

Все дети разные, и к каждому нужен особый подход. Особенно в определенном возрастном периоде. Разберем их подробнее.

До года

Не зря говорят, что первые четыре месяца после родов – это период донашивания. В это время ребенок эмоционально и физически зависит от мамы, и пока не понимает, что он отдельная личность. С четырех месяцев и до года нужно продолжать дарить ребенку свою любовь и ласку, чтобы у него сформировалось доверие к ведущему взрослому или взрослым. Именно от родителей, а в особенности от мамы зависит, сможет ли ребенок доверять миру и не бояться его.

От 1 до 3 лет

Главное правило в этом возрасте: не поддаваться на провокации. Ребенок уже понимает, что он — отдельная личность, и он, будто специально, 24/7 пытается вывести из себя родителей. Закатывает истерики, так его психика реагирует на внешние раздражители, а малыш пока не умеет справляться с эмоциями. Разбрасывает игрушки – это и вовсе способ развития мышления, то есть он начинает понимать, что если сильно бросить игрушку, она может сломаться. А бывает так, что малыш совсем не может уснуть, так как хочет рисовать, тогда нужно дать ему возможность принять решение самостоятельно.

Ребенок в этом возрасте только начинает познавать мир, поэтому не нужно жестко подавлять его желания, иначе, став взрослым, он так и не научиться самостоятельно принимать решения. Поэтому лучшая стратегия – позволить ему проявить себя, но с контролем со стороны взрослого.

Совет для взрослых: занять позицию наблюдателя, не наказывать и оставаться мудрым и терпеливым.

От 3 до 6 лет

“Оберегаем, но не мешаем!”, – девиз воспитания ребенка в этом возрасте. С трех лет появляется желание общаться со сверстниками. Задача родителя – обеспечить условия. Занятия и общение в детском саду и в развивающих кружках помогут малышу найти друзей и узнать, как вести себя в обществе.

Школьный период

Если в младших классах ребенок во всем слушается родителей, приносит из школы только пятерки и даже помогает по дому, то в средних и старших классах все резко меняется. Как правильно, пик “протеста” приходится на 12-16 лет, когда ребенок учится жить в мире взрослых. И это нормально: он хочет быть похожим на родителей, самостоятельно решать проблемы и делать осознанный выбор. Мешать и настаивать на своем мнении не стоит. Пусть подросток набирается опыта, это поможет минимизировать ошибки во взрослой жизни.

Наказывать или нет, вот в чем вопрос

Наказывать или нет, вот в чем вопрос

Родители часто сами задаются этим вопросом и озвучивают его психологам. Здесь было бы правильно упомянуть выражение “Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе”. Родители всегда ждут от ребенка ответной любви и уважения, но не всегда в полной мере отдают. А все чувства и поведение зеркально отражаются на малыше. Ребенок, которого недолюбили и часто наказывали, не сможет раскрыть свои способности во взрослой жизни. Более того, ему будет сложно во взрослой жизни проявлять эмоции в отношении уже своих детей. То есть он будет проецировать модель поведения своих родителей в отношении своей семьи.

Воспитать зрелую и гармоничную личность без криков и наказаний реально. Для этого недостаточно только любви, нужно научиться уважению. Когда ребенок просит помочь достроить домик из конструктора, прочитать вместе стихотворение или решить сложную задачку из алгебры, нужно подключиться к процессу. Даже если в итоге не получится сделать крышу красной, а ответ будет неверным, главное, действие, и что ребенок будет чувствовать, что его замечают и относятся к нему, как к личности, с уважением.

Опека или свобода?

Чрезмерная опека и контроль могут на корню погубить желание самостоятельно принимать решения. Нужно давать право выбора и позволить ошибаться, только так чадо получит опыт. Иначе ребенок станет взрослым только на словах, а на деле все так же будет спрашивать у родителей совета и разрешения.

Мамы, опекающие детей-подростков, забывают о том, что где-то на втором плане остается муж. На этой почве могут возникать конфликты, которые повлияют на формировании личности ребенка и его психику.

Как воспитать ребенка без крика и наказаний

Агрессия, причинение боли и запугивание – это не воспитательные меры, а сигнал о том, что родители не могут справиться с эмоциями. Они взрослые, и им нужно научиться себя контролировать. Маленький человек, который еще не умеет в полной мере справляться с эмоциями, не сможет усвоить жизненно важный урок, если над ним будут стоять с ремнем, а только напугается. В дальнейшем, страх реакции взрослого будет , а не думать о том, что сделать для улучшения своего поведения.

“Нет” физическим наказаниям

Что делать? Вместо физического наказания нужно подумать вместе с ребенком, как можно исправить ситуацию. Если он специально рассыпал мелкую крупу – вручить ему пылесос. Разбросал игрушки – пусть убирает их сам. Так ребенок научится нести ответственность за свои поступки, а родитель не будет чувствовать вину за проявление слабости в виде очередного шлепка.

На заметку всем родителям, Дэниел Сигел в своей книге “Дисциплина без драм: как помочь ребенку воспитать характер” очень точно выражается в тему физических наказаний:

«Если самые близкие нам люди сами становятся источником боли и страха, если родители заставляют ребёнка испытывать ужас из-за проступка, его мозг сталкивается с непреодолимым противоречием. Одна нервная цепь побуждает ребёнка спасаться от родителя, причиняющего боль, другая – толкает к этой, самой значимой для него, фигуре в поисках защиты».

Признание чувств ребенка

В любой ситуации, даже если ребенок начал первым драку в детском саду, стоит попытаться понять его и продемонстрировать, что родители любят и принимают его любым. Нужно спросить, почему он так поступил, что его разозлило. Конкретные вопросы спокойным голосом настроят ребенка на нужный лад и выведут на контакт.

Признание выбора ребенка

В определенном возрасте у ребенка начинается процесс сепарации, и он уже вряд ли пойдет с родители в гости к знакомым, если перед этим друзья позвали его в кино. Лучше дать ему право выбирать самостоятельно, как и с кем проводить свободное время, в пределах разумного, конечно.

Не стоит поддаваться на провокации

Практически у всех детей бывают возрастные кризисы. Обычно они приходятся на 3 года, 7-8 лет и на пубертатный период. В это время от ребенка можно ожидать буквально всего. Стоит набраться терпения, когда он скажет, что “Лучше бы у меня была другая мама!” и переждать и научиться оставлять ребенка наедине с собой. Он тоже личность и имеет право на личное пространство.

За что нельзя ругать ребенка

Есть разные ситуации, когда младших членов семьи не стоит ругать, хоть и кажется очевидным только это решение.

За желание помочь

Часто ребенок помогает неумело или даже мешает. Отказываться от помощи, тем более, ругать за это нельзя: так у ребенка сформируется мнение, что он все делает плохо, и не может быть полезным.

Что же делать? Если ребенок хочет “мыть” посуду, вручите ему пластиковые стаканчики, пусть он возится в раковине. Хочет подмести или пропылесосить, не препятствуйте его желанию и дайте свободу действиям. От того, что малыш будет “возить” веником по полу, точно грязнее не станет, а для развития – полезно.

За много “почему”

“Почему облака белые, а не синие”, “Зачем трава растет только весной и летом”, –  с такими вопросами сталкивается каждый родитель, когда у ребенка включается режим “почемучки”. Иногда мамы и папы сильно устают и ругают ребенка за любопытство. Опять же, вопросы – естественный способ познания мира. Получая ответы на них, ребенок учится взаимодействовать с близкими и строить продуктивный диалог. Если ругать за это, маленький человек может замкнуться или найти другого взрослого, который не скажет ему “отойди от телевизора и не мешай”. Впоследствии это скажется на отношениях с родителями и сверстниками, также могут возникнуть проблемы с коммуникацией в кризисные периоды.

За нарушение правил, которые нарушают сами взрослые

Если в семье принято не входить в комнату родителей без стука, то это же правило применяется и к детской. Ребенок нуждается в личном пространстве. После ужина нельзя есть сладкое? Значит, это распространяется на всех членов семьи. Когда взрослый нарушает элементарные правила, то о здоровых взаимоотношениях с ребенком речи нет.

За эмоции и чувства

Некоторые родители одергивают детей за проявление эмоций, хотя вполне естественно для любого плакать, кричать или смеяться, причем в любом возрасте. Ведь именно способность выражать эмоции и сопереживать другим отличает нас от других живых существ.

Что же делать? В сложные для ребенка моменты будьте рядом и всячески поддерживайте. А вместо высказывания своего недовольства, постарайтесь отвлечь или погоревать вместе, посочувствовать, если ситуация того требует.

За случайный проступок

Все мы люди, и у каждого может выпасть тарелка из рук. Споткнуться реально на ровном месте. Со всеми бывает и надо ли делать из мухи слона?

Какие виды наказаний использовать в воспитании детей?

Какие виды наказаний использовать в воспитании детей?

Есть разные мнения на счет наказаний, в принципе. Одни считают, что нельзя наказывать детей. Другие – что только так работает воспитание. Какие приемы допустимо применять вместо физических и эмоциональных наказаний?

Собственный опыт

Собираясь на прогулку, многие мамы сталкиваются с тем, что их чадо собирается надеть теплую куртку, хотя на улице июнь и +30. Бесконечные уговоры заканчиваются истерикой, мамы в панике, нервничают. А стоит позволить ребенку все-таки надеть вещь, долго он не сможет в ней играть, и в итоге снимет. Потом пусть несет свои вещи сам, в качестве наказания.

Или не хочет ложиться спать, хотя назавтра нужно рано вставать в сад или школу, позвольте сделать ему выбор и понять, что нужно было поступить иначе.

Лишения

Психологи допускают применение лишений, но в пределах разумного. То есть нельзя взять и лишить ребенка того, что ему дорого, просто за то, что он плохо себя повел или совершил проступок. Стоит договориться заранее: если ребенок халатно относится к учебным задачам, можно сделать замечание, а при повторных замечаниях от учителя — ограничить время для компьютерных игр. Дать ребенку понять, что все зависит от него, и что он заключает с родителем честный договор — основа воспитания, особенно в младшем и старшем школьном возрасте.

Тайм-аут

Если ребенок закатывает истерику или плохо себя ведет, нужно на время попросить его уйти в свою комнату, успокоиться и подумать о своем поведении. Цель этого метода — дать понять ребенку, что сейчас родители им недовольны и не хотят продолжать общение. Но здесь важно не перейти тонкую грань: нельзя закрывать малыша в кладовке или отправлять в другое отдаленное и темное место, а тем более бросать вслед обидные слова. Он все так же должен чувствовать, что он важен и любим, но, пока он не поймет, что поступил неправильно, продуктивного разговора не получится.

Вырастить ребенка без жестких наказаний и рукоприкладства — возможно. В первую очередь каждый родитель — это путеводитель ребенка в пока еще незнакомый мир. А, как правило, каждый испытывает волнение, сталкиваясь с чем-то новым и пугающим. И, если взрослый — это уже зрелая личность, которая сама может справиться с трудностями, то ребенок так не умеет, а помочь ему может только мама и папа: добрым словом, поддержкой и принятием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Gimnaziya№1
Что нужно для домашнего обучения

В статье рассказываем, что нужно для домашнего обучения, почему семейное нельзя путать с надомным, и как организовать процесс, чтобы ребенок учился сам.

Gimnaziya№1
10 страхов ребенка в школе: как с ними справиться

В статье психолог Онлайн Гимназии №1, эксперт по детско-родительским отношения Александра Гуливицкая расскажет, откуда берутся страхи у ребенка в школе, как с ними бороться.

Gimnaziya№1
О современном дистанционном обучении: технологии, методики преподавания, практики

Из статьи вы узнаете, как происходит обучение с применением дистанционных технологий. Какие есть современные методики преподавания и программы дистанционного обучения в школе.

Gimnaziya№1
Как не злиться на родителей: причины злости и что делать

Злость может появляться не только из-за конкретных детских обид, но и из подсознательного чувства. Рассказываем как перестать обижаться на маму и папу.

Gimnaziya№1
Дети и игровая зависимость: знать и предупредить

Предупредить детскую игровую зависимость (аддикцию) можно заранее. Рассказываем, как выявить, на что обращать внимание и когда бить тревогу.

Gimnaziya№1
Прокрастинация у детей

В статье рассказываем, что такое прокрастинация, причины ее возникновения у детей. А также приведем эффективные способы борьбы с детской прокрастинацией.

вверх