
Подготовка к ОГЭ по математике будет чуть проще, если уметь пользоваться формулами. Какими именно и как эффективно их применять читайте в статье.
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Раньше поставить в угол или дать подзатыльник было нормой, так воспитывали многих, кому сейчас за 40 лет. Печальный факт: те, кто сталкивался в детстве с телесными наказаниями, с большой вероятностью будут применять их в отношении своих детей.
А что, если воспитать ребенка можно без наказаний? Современные методики этот подтверждают. Информация доступна для самостоятельного изучения. Рассказываем, как вырастить гармоничную личность со здоровым психологическим портретом и как стать другом собственному чаду.
По данным ВЦИОМ, 62% россиян назвали следующие воспитательные методы, которые использовали их родители: наставления, нравоучения, постановка в угол в качестве наказания, ограничение просмотра телевизоров и прогулок, наказание ремнем и телесные наказания в виде шлепков и подзатыльников. Причем мужчины сталкивались с постановкой в угол чаще женщин (34% против 26%).
Все дети разные, и к каждому нужен особый подход. Особенно в определенном возрастном периоде. Разберем их подробнее.
Не зря говорят, что первые четыре месяца после родов – это период донашивания. В это время ребенок эмоционально и физически зависит от мамы, и пока не понимает, что он отдельная личность. С четырех месяцев и до года нужно продолжать дарить ребенку свою любовь и ласку, чтобы у него сформировалось доверие к ведущему взрослому или взрослым. Именно от родителей, а в особенности от мамы зависит, сможет ли ребенок доверять миру и не бояться его.
Главное правило в этом возрасте: не поддаваться на провокации. Ребенок уже понимает, что он – отдельная личность, и он, будто специально, 24/7 пытается вывести из себя родителей. Закатывает истерики, так его психика реагирует на внешние раздражители, а малыш пока не умеет справляться с эмоциями. Разбрасывает игрушки – это и вовсе способ развития мышления, то есть он начинает понимать, что если сильно бросить игрушку, она может сломаться. А бывает так, что малыш совсем не может уснуть, так как хочет рисовать, тогда нужно дать ему возможность принять решение самостоятельно.
Ребенок в этом возрасте только начинает познавать мир, поэтому не нужно жестко подавлять его желания, иначе, став взрослым, он так и не научиться самостоятельно принимать решения. Поэтому лучшая стратегия – позволить ему проявить себя, но с контролем со стороны взрослого.
Совет для взрослых: занять позицию наблюдателя, не наказывать и оставаться мудрым и терпеливым.
“Оберегаем, но не мешаем!”, – девиз воспитания ребенка в этом возрасте. С трех лет появляется желание общаться со сверстниками. Задача родителя – обеспечить условия. Занятия и общение в детском саду и в развивающих кружках помогут малышу найти друзей и узнать, как вести себя в обществе.
Если в младших классах ребенок во всем слушается родителей, приносит из школы только пятерки и даже помогает по дому, то в средних и старших классах все резко меняется. Как правильно, пик “протеста” приходится на 12-16 лет, когда ребенок учится жить в мире взрослых. И это нормально: он хочет быть похожим на родителей, самостоятельно решать проблемы и делать осознанный выбор. Мешать и настаивать на своем мнении не стоит. Пусть подросток набирается опыта, это поможет минимизировать ошибки во взрослой жизни.
Родители часто сами задаются этим вопросом и озвучивают его психологам. Здесь было бы правильно упомянуть выражение “Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе”. Родители всегда ждут от ребенка ответной любви и уважения, но не всегда в полной мере отдают. А все чувства и поведение зеркально отражаются на малыше. Ребенок, которого недолюбили и часто наказывали, не сможет раскрыть свои способности во взрослой жизни. Более того, ему будет сложно во взрослой жизни проявлять эмоции в отношении уже своих детей. То есть он будет проецировать модель поведения своих родителей в отношении своей семьи.
Воспитать зрелую и гармоничную личность без криков и наказаний реально. Для этого недостаточно только любви, нужно научиться уважению. Когда ребенок просит помочь достроить домик из конструктора, прочитать вместе стихотворение или решить сложную задачку из алгебры, нужно подключиться к процессу. Даже если в итоге не получится сделать крышу красной, а ответ будет неверным, главное, действие, и что ребенок будет чувствовать, что его замечают и относятся к нему, как к личности, с уважением.
Чрезмерная опека и контроль могут на корню погубить желание самостоятельно принимать решения. Нужно давать право выбора и позволить ошибаться, только так чадо получит опыт. Иначе ребенок станет взрослым только на словах, а на деле все так же будет спрашивать у родителей совета и разрешения.
Мамы, опекающие детей-подростков, забывают о том, что где-то на втором плане остается муж. На этой почве могут возникать конфликты, которые повлияют на формировании личности ребенка и его психику.
Агрессия, причинение боли и запугивание – это не воспитательные меры, а сигнал о том, что родители не могут справиться с эмоциями. Они взрослые, и им нужно научиться себя контролировать. Маленький человек, который еще не умеет в полной мере справляться с эмоциями, не сможет усвоить жизненно важный урок, если над ним будут стоять с ремнем, а только напугается. В дальнейшем, страх реакции взрослого будет , а не думать о том, что сделать для улучшения своего поведения.
Что делать? Вместо физического наказания нужно подумать вместе с ребенком, как можно исправить ситуацию. Если он специально рассыпал мелкую крупу – вручить ему пылесос. Разбросал игрушки – пусть убирает их сам. Так ребенок научится нести ответственность за свои поступки, а родитель не будет чувствовать вину за проявление слабости в виде очередного шлепка.
На заметку всем родителям, Дэниел Сигел в своей книге “Дисциплина без драм: как помочь ребенку воспитать характер” очень точно выражается в тему физических наказаний:
«Если самые близкие нам люди сами становятся источником боли и страха, если родители заставляют ребёнка испытывать ужас из-за проступка, его мозг сталкивается с непреодолимым противоречием. Одна нервная цепь побуждает ребёнка спасаться от родителя, причиняющего боль, другая – толкает к этой, самой значимой для него, фигуре в поисках защиты».
В любой ситуации, даже если ребенок начал первым драку в детском саду, стоит попытаться понять его и продемонстрировать, что родители любят и принимают его любым. Нужно спросить, почему он так поступил, что его разозлило. Конкретные вопросы спокойным голосом настроят ребенка на нужный лад и выведут на контакт.
В определенном возрасте у ребенка начинается процесс сепарации, и он уже вряд ли пойдет с родители в гости к знакомым, если перед этим друзья позвали его в кино. Лучше дать ему право выбирать самостоятельно, как и с кем проводить свободное время, в пределах разумного, конечно.
Практически у всех детей бывают возрастные кризисы. Обычно они приходятся на 3 года, 7-8 лет и на пубертатный период. В это время от ребенка можно ожидать буквально всего. Стоит набраться терпения, когда он скажет, что “Лучше бы у меня была другая мама!” и переждать и научиться оставлять ребенка наедине с собой. Он тоже личность и имеет право на личное пространство.
Есть разные ситуации, когда младших членов семьи не стоит ругать, хоть и кажется очевидным только это решение.
Часто ребенок помогает неумело или даже мешает. Отказываться от помощи, тем более, ругать за это нельзя: так у ребенка сформируется мнение, что он все делает плохо, и не может быть полезным.
Что же делать? Если ребенок хочет “мыть” посуду, вручите ему пластиковые стаканчики, пусть он возится в раковине. Хочет подмести или пропылесосить, не препятствуйте его желанию и дайте свободу действиям. От того, что малыш будет “возить” веником по полу, точно грязнее не станет, а для развития – полезно.
“Почему облака белые, а не синие”, “Зачем трава растет только весной и летом”, – с такими вопросами сталкивается каждый родитель, когда у ребенка включается режим “почемучки”. Иногда мамы и папы сильно устают и ругают ребенка за любопытство. Опять же, вопросы – естественный способ познания мира. Получая ответы на них, ребенок учится взаимодействовать с близкими и строить продуктивный диалог. Если ругать за это, маленький человек может замкнуться или найти другого взрослого, который не скажет ему “отойди от телевизора и не мешай”. Впоследствии это скажется на отношениях с родителями и сверстниками, также могут возникнуть проблемы с коммуникацией в кризисные периоды.
Если в семье принято не входить в комнату родителей без стука, то это же правило применяется и к детской. Ребенок нуждается в личном пространстве. После ужина нельзя есть сладкое? Значит, это распространяется на всех членов семьи. Когда взрослый нарушает элементарные правила, то о здоровых взаимоотношениях с ребенком речи нет.
Некоторые родители одергивают детей за проявление эмоций, хотя вполне естественно для любого плакать, кричать или смеяться, причем в любом возрасте. Ведь именно способность выражать эмоции и сопереживать другим отличает нас от других живых существ.
Что же делать? В сложные для ребенка моменты будьте рядом и всячески поддерживайте. А вместо высказывания своего недовольства, постарайтесь отвлечь или погоревать вместе, посочувствовать, если ситуация того требует.
Все мы люди, и у каждого может выпасть тарелка из рук. Споткнуться реально на ровном месте. Со всеми бывает и надо ли делать из мухи слона?
Есть разные мнения на счет наказаний, в принципе. Одни считают, что нельзя наказывать детей. Другие – что только так работает воспитание. Какие приемы допустимо применять вместо физических и эмоциональных наказаний?
Собираясь на прогулку, многие мамы сталкиваются с тем, что их чадо собирается надеть теплую куртку, хотя на улице июнь и +30. Бесконечные уговоры заканчиваются истерикой, мамы в панике, нервничают. А стоит позволить ребенку все-таки надеть вещь, долго он не сможет в ней играть, и в итоге снимет. Потом пусть несет свои вещи сам, в качестве наказания.
Или не хочет ложиться спать, хотя назавтра нужно рано вставать в сад или школу, позвольте сделать ему выбор и понять, что нужно было поступить иначе.
Психологи допускают применение лишений, но в пределах разумного. То есть нельзя взять и лишить ребенка того, что ему дорого, просто за то, что он плохо себя повел или совершил проступок. Стоит договориться заранее: если ребенок халатно относится к учебным задачам, можно сделать замечание, а при повторных замечаниях от учителя – ограничить время для компьютерных игр. Дать ребенку понять, что все зависит от него, и что он заключает с родителем честный договор – основа воспитания, особенно в младшем и старшем школьном возрасте.
Если ребенок закатывает истерику или плохо себя ведет, нужно на время попросить его уйти в свою комнату, успокоиться и подумать о своем поведении. Цель этого метода – дать понять ребенку, что сейчас родители им недовольны и не хотят продолжать общение. Но здесь важно не перейти тонкую грань: нельзя закрывать малыша в кладовке или отправлять в другое отдаленное и темное место, а тем более бросать вслед обидные слова. Он все так же должен чувствовать, что он важен и любим, но, пока он не поймет, что поступил неправильно, продуктивного разговора не получится.
Вырастить ребенка без жестких наказаний и рукоприкладства – возможно. В первую очередь каждый родитель – это путеводитель ребенка в пока еще незнакомый мир. А, как правило, каждый испытывает волнение, сталкиваясь с чем-то новым и пугающим. И, если взрослый – это уже зрелая личность, которая сама может справиться с трудностями, то ребенок так не умеет, а помочь ему может только мама и папа: добрым словом, поддержкой и принятием.
Подготовка к ОГЭ по математике будет чуть проще, если уметь пользоваться формулами. Какими именно и как эффективно их применять читайте в статье.
Узнайте, как осознанное обучение помогает детям достигать успехов в учебе. Практические советы для родителей, желающих развить в детях мотивацию и любовь к знаниям.
Узнайте, что такое входной диктант, как его провести и почему он важен для проверки знаний. Советы учителям и родителям для успешного проведения диктанта.
Диктанты по русскому языку для 5-11 классов проводят для оценки орфографии, лексики, грамматики. Тексты подбираются из художественных. Рассказываем на что обращать внимание при подготовке.
Записаться на любой курс вы можете через Личный Кабинет Родителя
Если возникли сложности, обратитесь к куратору класса!
Заполните форму заявки, и мы свяжемся с вами
Запись на курс временно приостановлена. Можете оставить свои контактные данные в форме ниже и мы сообщим вам, когда начнется набор на курс.
За 1 месяц
За 3 месяца
За год
*только для новых учеников!