Как родителям выстраивать отношения со школами
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Вопрос взаимоотношений родителей и образовательных организаций остается актуальным уже 30 лет. В 90-е годы разрыв между ожиданиями родителей и возможностями устоявшейся системы образования увеличивался, авторитет учителей падал. Законные представители требовали большей прозрачности, но учебные заведения не были готовы к этому, опасаясь негативных последствий. Напряжение и взаимные претензии росли, рискуя перерасти в социальный конфликт.
В 2012 году законом “Об образовании” была сделана попытка наладить диалог между законными представителями и школой, сделав первых равноправными участниками образовательного процесса и определив их права и обязанности. На первый взгляд, это был шаг вперед, но в 2024 году все еще вместо диалога часто происходит борьба.
Попробуем разобраться, можно ли сейчас перейти от противостояния к сотрудничеству между родителями и образовательным учреждением, и как это сделать.
Что мешает выстраивать диалог родителей и школы
- Классическая школа все еще остается довольно “закрытой” для общественности. Для тысяч семей, желающих активно участвовать в жизни своего чада и влиять на нее, стали выходом частные учебные заведения. Онлайн-обучение оказалось еще более “прозрачными”. Например, в Онлайн Гимназии № 1 есть чаты в личных родительских кабинетах для связи с кураторами, учителями и администрацией. Нет необходимости выбирать время для встреч, договариваться с учителями или завучами, ехать куда-то. Собрания также проводятся дистанционно.
- Со стороны мам и пап сохраняется недоверие к системе образования в целом, к школам и к учителям, в частности. С чем это связано?
- Некоторые мамы и папы имеют негативный опыт, связанный с обучением. Неприятные воспоминания о своей учебе, конфликтах с учителями и одноклассниками мешают объективно оценить современные образовательные организации и учителей. Онлайн Гимназия № 1 предъявляет высокие требования к педагогам и кураторам не только в плане методической подготовки, но и в навыках работы с детьми и их человеческих качествах.
- В последние десятилетия в обществе царит критическое отношение к педагогам, умноженное на повсеместное обсуждение учителей в чатах, в соцсетях и на форумах. Про каждого учителя, завуча и даже работника столовой уже кто-то что-то слышал и составил свое мнение. Дети же неосознанно перенимают негативный настрой от взрослых, отношения учеников с учителями выстраиваются отнюдь не с чистого листа.
- Изменение отношения к детям. Естественно, что для мамы и папы их ребенок – самая важная ценность. Когда он становится частью коллектива из 25-35 человек, где все равны, учителю нужно время, чтобы наладить отношения с классом. Однако часто ближайшие родственники ученика не готовы дать педагогу это время, ожидая к нему повышенного внимания, как дома.
- Мамам и папам часто трудно смириться с тем, что знания их ребенка оценивают посторонние. Например, им нелегко принять, что их “хороший и добрый мальчик” может получать тройки по математике. Сложно разделить понятия “мой ребенок” и “оценка ученика за знания по предмету”, они воспринимают оценку как оценку самого ребенка, что вызывает сопротивление и гнев.
Как родителям перейти к конструктивному диалогу
- Серьезно и вдумчиво подойти к вопросу выбора учебного заведения. Посмотреть сайты, почитать отзывы, посетить Дни открытых дверей, тестовые уроки. Выписать все “за” и “против” для каждого варианта. К счастью, сейчас никто не обязан отдавать чадо “по прописке”. Есть множество частных образовательных учреждений и онлайн-школ, где можно записаться на пробный учебный день, или даже неделю, переговорить с администрацией, посетить дистанционные мероприятия.
- Заходить в понравившуюся школу с открытым сердцем и доверием. Среди целей современных учебных заведений нет таких, как навредить ученику, доказать, что он глупый, потрепать нервы мамам и папам. В Онлайн Гимназии № 1 количество учеников в классе обычно 20 или меньше. Для каждого у учителя есть время на уроке, и оно для того, чтобы каждый усвоил материал как можно лучше.
- Родительский вопрос “А что мы получим за свои деньги?”, имея в виду оплату учебных тарифов, попробовать заменить на “Как конкретное учебное заведение будет помогать моему ребенку развиваться и содействовать его успешному будущему?”, “Какие современные методики и технологии используются, чтобы давать знания в максимально понятной детям форме, чтобы дети умели применять полученную информацию в жизни”.
- Постараться не давить на ребенка своими ожиданиями. Учеба в частном заведении (офлайн или онлайн) не означает, что ему будут ставить отличные оценки просто так. Учителя объективно оценивают знания по предмету, дают обратную связь, уделяют больше внимания каждому ученику. Кроме того, например, оценки в Онлайн Гимназии № 1 никогда не складываются только из ответов на уроке, или только из оценок за домашние работы, или только из оценок за контрольные. Действует методика средневзвешенных оценок, что обеспечивает максимальную объективность.
- Отказаться от стремления контролировать педагогов и не вмешиваться в налаженный учебный процесс. Педагоги – эксперты в своей области, их квалификация подтверждена документально. Частные заведения обычно очень дорожат своей репутацией, поэтому набирают не просто сильных предметников, но учителей, любящих детей.
Атмосфера доверия и сотрудничества между родителями и школой, в конечном итоге, пойдет на пользу детям. Стоит просто дать учителям возможность выполнять свою работу. Если же преодолеть недоверие к системе образования не получается, есть возможность и желание обучать чадо самостоятельно, то всегда можно перейти на семейный формат образования и лишь проходить аттестации в выбранной образовательной организации.
Мнение психолога
Александра Гуливицкая, психолог Онлайн Гимназии №1, поделилась своим видением проблемы.
“Что мешает выстраивать диалог родителей и школы? Как педагог-психолог и классный руководитель, вижу несколько моментов.
Во-первых, восприятие неравенства в позициях. Это особенно заметно в частных образовательных учреждениях, где родители платят деньги, но не всегда понимают, за что именно. Можно ли приобрести образование за деньги? Нет. Однако можно обеспечить улучшенные условия, в которых ученик будет получать это образование. При этом требования к ученику и его семье регулируются как законом об образовании, так и внутренними локальными актами учебного заведения.
Взрослый же зачастую перекладывает ВСЮ ответственность за воспитание и образование на учебное заведение. Снимая ее с себя, а порой, и с ребенка. Однако механизмы работы познания, восприятия, памяти, психические механизмы, как были, так и остались неизменными. Для качественного обучения необходимы и внешние, и внутренние условия.
Внешние – это дисциплина, режим труда и отдыха, сформированность учебных навыков, оптимальный для работы размер класса. Внутренние: мотивация, развитие высших психических функций по возрасту, овладение навыками по возрасту.
И ответственность здесь, безусловно, делится между семьей и образовательной организацией. Если чадо приходит неумытым, не причесанным и заспанным к третьему уроку, и продолжает спать на четвертом, вряд ли учитель, даже самой высокой категории, сможет вложить знания в неготового ученика.
Во-вторых, очень мешает конструктивному диалогу, когда родители сравнивают себя и свою учебу с тем, как сегодня учатся их дети. Программы, методики, подходы – все изменилось. Да что уж там говорить, поменялось время и страна, и странно ожидать, что образование будет неизменной областью.
В-третьих, у современных мам и пап происходит чрезмерная фиксация на “удобстве”, “комфорте” ребенка в учебном процессе. Многие ради этого и приходят в частную школу. Важно не забывать, что за комфортными условиями все равно стоит сложная, рутинная работа. Такая, что требует выхода из комфортного состояния, предъявляет повышенные требования к ребенку и побуждает его трудиться. И любая работа может получаться не сразу и не у всех детей. Как следствие, ученик получает обратную связь от учителя в виде низкой отметки. Это также может стать фактором сложных взаимоотношений между семьей и учебным заведением”.
Стоит ли семье сегодня, при наличии выбора школ, тратить время и силы на борьбу с учебными заведениями, если что-то не устраивает? Вероятно, со временем станет ясно, что усилия не оправдали себя: нет необходимости все школьные годы учиться в школе “по прописке”. Если не удалось наладить взаимопонимание с учителями и администрацией, имеет смысл рассмотреть онлайн-школы, предлагающие другие условия обучения и персонализированный подход.