Синдром третьей четверти: как побороть школьную усталость в конце года
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Третья четверть для школьников считается не только самой длинной, но и самой трудной. Это связано с тем, что дети за предыдущий период уже устали от постоянных нагрузок, а сезонный период характеризуется дополнительными обострениями в плане простудных инфекций. Нередко такое состояние ребенка негативно отражается на его успеваемости, поэтому родители начинают интересоваться вопросом, как помочь школьнику и упростить обучение в третьей четверти. В этой статье вы найдете подробные рекомендации учителей и психологов.
Причины и признаки развития синдрома третьей четверти
Данным выражением психологи называют состояние усталости школьника в сочетании с упадком сил, проявляющееся с середины зимы до начала весны. В большинстве случаев синдром третьей четверти проявляется у детей с ослабленным организмом, которым тяжело дается учеба. У этих учеников даже признаки такого состояние будут ярко выраженными.
Основной причиной развития синдрома выделяют изменения биоритмов. С апреля по октябрь погода на улице чаще солнечная, что положительно отражается на внутреннем состоянии человека, делает его более радостным и активным. В этот период ребенку легче просыпаться, он меньше устает от повседневных дел.
С наступлением дождливого, холодного периода и уменьшением светового дня в организме меньше вырабатывается гормон счастья, поэтому снижается активность мозга и количество положительных эмоций. В пасмурные дни чаще проявляется сонливость, нежелание выполнять какие-либо действия. Также увеличивается выработка кортизола, который угнетает иммунную систему. Дети начинают больше болеть, а в таком состоянии интерес к учебе пропадает.
Дополнительно психологи выделяют еще ряд причин, способствующих развитию синдрома третьей четверти:
- недостаток свежего воздуха и движения вследствие невозможности продолжительных прогулок;
- частые конфликты и ссоры в семье между родителями;
- возрастной кризис (для первоклассников и выпускников школьный год считается наиболее сложным в психологическом плане);
- повышение учебных нагрузок в третьей четверти;
- болезни, которые стали причиной пробелов в знаниях за предыдущие периоды.
Кроме усталости школьники часто жалуются на плохой ночной сон на фоне постоянной дневной сонливости. Это ухудшает концентрацию внимания, память. У ребенка не получается нормально воспринимать новую информацию и сосредоточиться на уроке.
Также к проявлениям синдрома третьей четверти относят:
- нарушение аппетита;
- вялость;
- агрессию;
- плаксивость;
- замкнутость;
- потерю мотивации к каким-либо действиям.
Вследствие истощения организма у многих школьников развиваются инфекционные заболевания, так как ослабленная иммунная система не может полноценно противостоять патогенным микроорганизмам. Некоторые дети начинают специально жаловаться на плохое самочувствие, чтобы не идти в школу.
Рекомендации психолога
Родителям важно понять, что ребенок не притворяется, ему действительно нужно помощь. Для этого нужно принять сам факт существования синдрома третьей четверти, а не списывать все на вредности школьника.
Психологи советуют оказать следующую помощь:
- Проконтролировать состояние здоровья. Особенно это касается детей, у которых в анамнезе присутствуют хронические патологии. Для этого периода также характерны такие проявления, как боли в спине, глазах, животе. Обратитесь к врачу за консультацией, приобретите ребенку комплекс витаминов. Не лишним будет прием успокоительных чаев на основе ромашки, мяты., мелиссы. Врачи нередко рекомендуют пропить курс настойки валерианы.
- Увеличить пребывание на свежем воздухе и количество активных действий. Постарайтесь каждый вечер выходить на прогулку с ребенком, а в выходные выехать за город. Суточное пребывание детей на улице должно составлять не менее 2 ч. Нельзя забывать о проветривании комнаты школьника, контроле в ней уровня влажности. По возможности приобретите увлажнитель воздуха. При плохой погоде делайте совместную зарядку.
- Следить за режимом дня. Нужно контролировать, чтобы школьники не только спали не менее 8 ч. в сутки, но и ложились примерно в одно и то же время. Это позволит быстрее нормализовать их биоритмы. Такой же принцип касается и выполнения домашних заданий. После школы ребенку нужно дать время на отдых – минимум 2 ч. Через каждые 30 мин. занятий лучше делать перерыв на 10-15 мин. При этом не стоит давать ребенку пользоваться гаджетами или смотреть телевизор, иначе его мозг не отдохнет полноценно. В это время можно сделать зарядку, потанцевать.
- Обеспечить правильное питание. Рацион школьника должен быть полноценным и разнообразным. Обязательным считается присутствие мяса, рыбы, молочных продуктов, фруктов и овощей. Количество сладостей и выпечки лучше сократить. Повышению настроения способствует употребление бананов, орехов, несколько кусочков шоколада. Важным считается и соблюдение водного режима. При отсутствии в классе кулера обязательно давайте ребенку в школу бутылку 0,5 л с водой.
- Добавить яркости в повседневные будни и выходные. Присутствие ярких цветов в комнате школьника обеспечит улучшение его настроения, поэтому замените некоторые элементы предметами с насыщенными оттенками. Можно подарить красивую вещь. В выходные рекомендуют организовать интересное семейное мероприятие.
- Устроить день послаблений. В течение рабочей недели школьник постоянно ощущает давление, поэтому в один из дней разрешите ему не выполнять работу по дому. Договоритесь с преподавателем, что ребенок пропустит школу. Это помогает организму детей расслабиться, набраться новых сил. Обычно наименьшая нагрузка в школе приходится на четверг, поэтому особых сложностей в обучении пропуск не спровоцирует. Пусть в этот день они ведут себя как хотят, но в пределах разумного.
- Показать свою любовь и заботу. Обсуждайте с ребенком не только школьные, но и его личные проблемы. Проведите время за просмотром его любимых мультфильмов или фильмов, послушайте музыку. Постарайтесь не с настойчиво расспрашивать, как он провел день, что важное и интересное произошло. Узнав о желаниях ребенка, можно сделать ему соответствующий подарок.
- Чаще хвалить. Нередко родители сами провоцируют возникновение проблем с успеваемостью. Когда у ребенка что-то не получается, они сразу начинают ругать его, называть ленивым, тупицей или бездарем, а также сравнивают с более успешными детьми. Это лишь усугубляет ситуацию. Старайтесь отмечать похвалой даже малейшие успехи школьника. Такой способ приносит более положительные результаты.
- Показать важность веры в себя. Если у школьника не выходит выполнение заданий, он сильно расстраивается и начинает говорить, что ничего не получится, то постарайтесь приободрить его. Расскажите подобную жизненную историю, случившуюся с вами или близкими людьми. Важно дать школьнику понять, что такие ситуации случаются с каждым, но вера в собственные силы поможет достигнуть желаемого результата.
Также родителям необходимо поддерживать контакт с преподавателем, чтобы своевременно оценить влияние состояния ребенка на его успеваемость. Если при проявлении синдрома 3 четверти проявить к школьнику больше внимания и заботы, а также обеспечить ему полноценный отдых, то он легко сможет побороть свою усталость.