Синдром третьей четверти: как побороть школьную усталость в конце года

Время чтения: 6 мин. 15 сек
Содержание статьи:
  1. Причины и признаки развития синдрома третьей четверти
  2. Рекомендации психолога

Третья четверть для школьников считается не только самой длинной, но и самой трудной. Это связано с тем, что дети за предыдущий период уже устали от постоянных нагрузок, а сезонный период характеризуется дополнительными обострениями в плане простудных инфекций. Нередко такое состояние ребенка негативно отражается на его успеваемости, поэтому родители начинают интересоваться вопросом, как помочь школьнику и упростить обучение в третьей четверти. В этой статье вы найдете подробные рекомендации учителей и психологов.

Причины и признаки развития синдрома третьей четверти

Данным выражением психологи называют состояние усталости школьника в сочетании с упадком сил, проявляющееся с середины зимы до начала весны. В большинстве случаев синдром третьей четверти проявляется у детей с ослабленным организмом, которым тяжело дается учеба. У этих учеников даже признаки такого состояние будут ярко выраженными.

Основной причиной развития синдрома выделяют изменения биоритмов. С апреля по октябрь погода на улице чаще солнечная, что положительно отражается на внутреннем состоянии человека, делает его более радостным и активным. В этот период ребенку легче просыпаться, он меньше устает от повседневных дел.

С наступлением дождливого, холодного периода и уменьшением светового дня в организме меньше вырабатывается гормон счастья, поэтому снижается активность мозга и количество положительных эмоций. В пасмурные дни чаще проявляется сонливость, нежелание выполнять какие-либо действия. Также увеличивается выработка кортизола, который угнетает иммунную систему. Дети начинают больше болеть, а в таком состоянии интерес к учебе пропадает.

Дополнительно психологи выделяют еще ряд причин, способствующих развитию синдрома третьей четверти:

  • недостаток свежего воздуха и движения вследствие невозможности продолжительных прогулок;
  • частые конфликты и ссоры в семье между родителями;
  • возрастной кризис (для первоклассников и выпускников школьный год считается наиболее сложным в психологическом плане);
  • повышение учебных нагрузок в третьей четверти;
  • болезни, которые стали причиной пробелов в знаниях за предыдущие периоды.

Кроме усталости школьники часто жалуются на плохой ночной сон на фоне постоянной дневной сонливости. Это ухудшает концентрацию внимания, память. У ребенка не получается нормально воспринимать новую информацию и сосредоточиться на уроке.

Также к проявлениям синдрома третьей четверти относят:

  • нарушение аппетита;
  • вялость;
  • агрессию;
  • плаксивость;
  • замкнутость;
  • потерю мотивации к каким-либо действиям.

Вследствие истощения организма у многих школьников развиваются инфекционные заболевания, так как ослабленная иммунная система не может полноценно противостоять патогенным микроорганизмам. Некоторые дети начинают специально жаловаться на плохое самочувствие, чтобы не идти в школу.

Рекомендации психолога

Родителям важно понять, что ребенок не притворяется, ему действительно нужно помощь. Для этого нужно принять сам факт существования синдрома третьей четверти, а не списывать все на вредности школьника.

Психологи советуют оказать следующую помощь:

  1. Проконтролировать состояние здоровья. Особенно это касается детей, у которых в анамнезе присутствуют хронические патологии. Для этого периода также характерны такие проявления, как боли в спине, глазах, животе. Обратитесь к врачу за консультацией, приобретите ребенку комплекс витаминов. Не лишним будет прием успокоительных чаев на основе ромашки, мяты., мелиссы. Врачи нередко рекомендуют пропить курс настойки валерианы.
  2. Увеличить пребывание на свежем воздухе и количество активных действий. Постарайтесь каждый вечер выходить на прогулку с ребенком, а в выходные выехать за город. Суточное пребывание детей на улице должно составлять не менее 2 ч. Нельзя забывать о проветривании комнаты школьника, контроле в ней уровня влажности. По возможности приобретите увлажнитель воздуха. При плохой погоде делайте совместную зарядку.
  3. Следить за режимом дня. Нужно контролировать, чтобы школьники не только спали не менее 8 ч. в сутки, но и ложились примерно в одно и то же время. Это позволит быстрее нормализовать их биоритмы. Такой же принцип касается и выполнения домашних заданий. После школы ребенку нужно дать время на отдых – минимум 2 ч. Через каждые 30 мин. занятий лучше делать перерыв на 10-15 мин. При этом не стоит давать ребенку пользоваться гаджетами или смотреть телевизор, иначе его мозг не отдохнет полноценно. В это время можно сделать зарядку, потанцевать.
  4. Обеспечить правильное питание. Рацион школьника должен быть полноценным и разнообразным. Обязательным считается присутствие мяса, рыбы, молочных продуктов, фруктов и овощей. Количество сладостей и выпечки лучше сократить. Повышению настроения способствует употребление бананов, орехов, несколько кусочков шоколада. Важным считается и соблюдение водного режима. При отсутствии в классе кулера обязательно давайте ребенку в школу бутылку 0,5 л с водой.
  5. Добавить яркости в повседневные будни и выходные. Присутствие ярких цветов в комнате школьника обеспечит улучшение его настроения, поэтому замените некоторые элементы предметами с насыщенными оттенками. Можно подарить красивую вещь. В выходные рекомендуют организовать интересное семейное мероприятие.
  6. Устроить день послаблений. В течение рабочей недели школьник постоянно ощущает давление, поэтому в один из дней разрешите ему не выполнять работу по дому. Договоритесь с преподавателем, что ребенок пропустит школу. Это помогает организму детей расслабиться, набраться новых сил. Обычно наименьшая нагрузка в школе приходится на четверг, поэтому особых сложностей в обучении пропуск не спровоцирует. Пусть в этот день они ведут себя как хотят, но в пределах разумного.
  7. Показать свою любовь и заботу. Обсуждайте с ребенком не только школьные, но и его личные проблемы. Проведите время за просмотром его любимых мультфильмов или фильмов, послушайте музыку. Постарайтесь не с настойчиво расспрашивать, как он провел день, что важное и интересное произошло. Узнав о желаниях ребенка, можно сделать ему соответствующий подарок.
  8. Чаще хвалить. Нередко родители сами провоцируют возникновение проблем с успеваемостью. Когда у ребенка что-то не получается, они сразу начинают ругать его, называть ленивым, тупицей или бездарем, а также сравнивают с более успешными детьми. Это лишь усугубляет ситуацию. Старайтесь отмечать похвалой даже малейшие успехи школьника. Такой способ приносит более положительные результаты.
  9. Показать важность веры в себя. Если у школьника не выходит выполнение заданий, он сильно расстраивается и начинает говорить, что ничего не получится, то постарайтесь приободрить его. Расскажите подобную жизненную историю, случившуюся с вами или близкими людьми. Важно дать школьнику понять, что такие ситуации случаются с каждым, но вера в собственные силы поможет достигнуть желаемого результата.

Также родителям необходимо поддерживать контакт с преподавателем, чтобы своевременно оценить влияние состояния ребенка на его успеваемость. Если при проявлении синдрома 3 четверти проявить к школьнику больше внимания и заботы, а также обеспечить ему полноценный отдых, то он легко сможет побороть свою усталость.

Учиться онлайн еще никогда не было так просто!

Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию и бесплатный пробный день в нашей школе

    Заполните поле
    Заполните поле

    Выберите класс

    Выберите класс

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    вверх