Сколько нужно читать книги детям
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Существует пословица «Кто много читает, тот много знает». Однако не многие знают, как именно чтение влияет на развитие человека. Эксперты в разных отраслях неоднократно поднимали этот вопрос в своих исследованиях, в очередной раз доказывая пользу чтения. А успешные люди утверждают, что достижение высоких целей невозможно без ежедневного уединения с книгой. Сколько же нужно читать и как превратить монотонное занятие в эффективный и интересный процесс.
В чем польза чтения книг
Современное общество практически перестало читать. Речь не идет о постах в соцсетях или статьях в еженедельных изданиях. К сожалению, и электронные книги теряют тот сакральный смысл, который кроется в классической бумажной книге. Чтение позволяет сохранять в тонусе мозговую деятельность, что напрямую влияет на качество и продолжительность жизни, а также позволяет сохранить когнитивные функции мозга в зрелом возрасте.
Формирование новых нейронных связей
Ученые в области нейробиологии, благодаря многочисленным исследованиям, подтвердили наличие нескольких видов интеллекта. С помощью ЭЭГ можно отследить какие мозговые области первоначально реагируют на конкретную задачу, и определить лидирующий тип мыслительных способностей.
К примеру, можно сохранять высокую эмпатичность, но при этом плохо разбираться в математике. А в повседневной жизни умным назовут не того, кто с легкостью решит сложное уравнение, а того кто знает что и кому можно говорить. Как ни странно, но не бывает людей с одинаковым интеллектом. Каждый тип имеет определенный уровень развития и доминирующие особенности.
Прямой связи между чтением и мыслительными способностями нет. Однако, систематическая практика положительно влияет на нейросистему мозга. Так любое увлечение стимулирует формирование новых нейронных связей. И чтение не является исключением. Новая информация стимулирует развитие интеллектуальной сферы на клеточном уровне. Но в бездумном чтении нет никакой пользы. Важно осмыслить прочитанное, обсудить полученную информацию или применить новые знания на практике.
Некоторые люди страдают дислексией и с трудом анализируют напечатанный текст. Правильным решением в данной ситуации станет прослушивание аудиокниг или чтение небольших новелл.
Развитие воображения
Группа ученных Мичиганского университета провела исследование, в ходе которого испытуемые читали небольшой фрагмент произведения художественной литературы, находясь внутри аппарата МРТ. В результате было доказано, что чтение в удовольствие активирует деятельность разных областей головного мозга. Наблюдалось усиление кровообращения в областях, незадействованных в период игры на компьютере или при просмотре видео.
Стимуляция активности мозга
Закрученный сюжет, новые или выдуманные автором слова, непредсказуемая концовка фразы способствуют повышению деятельности различных областей мозга. Так поэзия, изобилующая такими приемами, обладает более сильным и продолжительным действием, чем произведение в прозе. Ярким примером такой поэзии являются стихи Ахматовой или Маяковского.
Сколько слов в минуту может читать человек
При молчаливом чтении взрослый человек может осилить 200-300 слов за 60 секунд. По современным стандартам ученик 4 класса должен читать 100-150 слов. Эта норма установлена не случайно. При разговоре выдерживается именно такой темп. При чтении сказки на ночь или объяснении важной информации скорость речи замедляется и составляет порядка 60-100 слов, что облегчает восприятие слушателем информации.
В современном образовании начали набирать популярность курсы скорочтения. Некоторые специалисты уверенны, что при беглом чтении снижается нагрузка на глаза, а информация быстрее усваивается. В то время как другие утверждают, что для прочтения 1000-1500 слов исключается внутреннее проговаривание. Это отрицательно сказывается на восприятии текста. Сложно сказать кто и них прав, а кто нет. Человеку может потребоваться разный темп чтения для усвоения той или иной информации.
Существует ли норма чтения
Объем и время чтения напрямую зависит от возраста читающего. Для читающего дошкольника достаточно 5-10 минут за книгой ежедневно. Более длительно чтение может спровоцировать перенапряжение органов зрения и привести к повышенной утомляемости. Ребенок старшего возраста может спокойно читать на протяжении 15-20 минут. Школьники безболезненно выдерживают нагрузку на органы зрения в течение 45-50 минут. При этом следует соблюдать перерыв в 10-ти минутный через каждые полчаса чтения.
Взрослый читатель может погрузиться в процесс на 50-60 минут. Для сохранения здоровья глаз рекомендуется соблюдать перерыв 10-15 минут через каждый час, проведенный за книгой. Также для снижения нагрузки на органы зрения необходимо позаботиться о правильном освещении, удобном расположении тела и оптимальной дальности книги. Расстояние от глаз до текста не должно быть менее 30-35 см.
Успешные люди с мировым именем выработали привычку читать ежедневно, уделяя процессу не менее 1 часа времени. Это позволяет им развиваться всесторонне – проявлять свой вкус в музыке, искусстве, кинематографе или литературе. Но это вовсе не означает, что люди, исключившие чтение из повседневной жизни, не могут быть интересным собеседником или тонким психологом. Просто такому человеку будет более сложно найти «родственную» душу для обсуждения общих интересов.
Как читать – ежедневно или периодами
Некоторые увлеченные читатели уверенны, что необходимо каждый день уделять чтению не менее 30 минут.
И у этого утверждения есть рациональное объяснение:
- Короткий отрезок времени позволяет максимально сфокусировать внимание. Это дает возможность уловить самые важные моменты из книги.
- Даже при большой загруженности можно выделить на чтение полчаса времени. Можно прочитать несколько страниц перед сном или вместо вечернего сериала отдать предпочтение книге.
- 30 минут достаточно для усвоения информации и ее правильного восприятия. В таком темпе легче воспринимать даже самые сложные произведения, содержащие уникальный слог автора.
- Уделяя чтению полчаса в день модно прочитать порядка 20 книг в год. Это издания смогут ответить на интересующие вопросы и восполнить запас информации, способной изменить жизнь в лучшую сторону.
Как повысить эффективность чтения
Количество прочитанных страниц является относительным показателем. Важно извлекать максимальную пользу от полученной информации. Между разными произведениями следует соблюдать небольшой перерыв и конечно не стоит читать несколько книг одновременно.
Для повышения продуктивности чтения рекомендуется воспользоваться следующими советами:
- Составляйте список литературы. Не стоит скупать первый понравившийся экземпляр в полни магазина. В первую очередь следует обратить внимание на «полезные» книги, содержащие практические советы и навыки. При выборе художественной литературы ознакомьтесь с биографией автора, изучите его стиль написание, определите какие «боли» поможет раскрыть данное произведение.
- Соблюдайте правило 50 страниц. Именно такого объема информации достаточно, чтобы понять интересна книга или нет. Если текст не завлек с первых 50 страниц, то дальнейшее чтение может стать пустой тратой времени.
- Изученный материал необходимо осмыслить, обдумать, по возможности с кем-то обсудить и попробовать применить на практике. Только при такой схеме мозг сформирует новые нейронные связи.
- Если чтение книг является затруднительным и неинтересным занятием, можно воспользоваться современными форматами – небольшие статьи, аудио-книги, инфографики и подкасты. Благодаря аудиосказкам можно привлечь внимание ребенка, развить усидчивость и концентрацию внимания.
- Чередуйте жанры. Чтобы предупредить перенасыщение и сохранить любовь к отдельному жанру следует «перемешивать» книги. После классики выбирайте фантастику, затем нон-фикшн или издание по прикладной психологии. Такой прием позволит развить кругозор и сохранить мозг в тонусе.
Эффективное чтение накапливает множество цитат и интересных мыслей. Их можно записывать в отдельный блокнот. Также можно вести учет прочитанных книг с пометкой понравилось или не очень. Вероятно, со временем, появиться желание перечитать отдельное произведение и освежить память.