Советы по управлению гневом для школьников
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Проявления гнева – это нормальное явление для детей в любом возрасте. Подобная реакция позволяет выражать недовольство, раздражение, выплескивать скопившиеся негативные эмоции. Однако такое поведение может иметь отрицательное направление, если оно перерастает в жестокость или агрессию. Чтобы этого не допустить, важно объяснить ребенку о необходимости контролировать собственные эмоции и вспышки гнева.
Управление гневом – это умение оперативно определять источник возникновения негативной вспышки и направлять его в мирное русло. Ребенок получает навык контроля своих эмоций, успокоения, обретения равновесия. Однако стоит помнить, что гнев нельзя подавлять, он должен иметь возможность выражения. Только тогда подобная вспышка не перерастет в жестокость или агрессию со стороны ребенка. Управление гневом минимизирует вероятность нанесения вреда самому ребенку и окружающим от подобного проявления эмоций. Наличие данных умений позволяет разумно вести себя в разных жизненных ситуациях, гармонично адаптироваться к взрослой жизни.
Признаки проявления проблем с управлением гнева у ребенка
Перечень следующих признаков является свидетельством того, что школьник испытывает проблемы с управлением гневом:
- Быстрая потеря эмоционального равновесия при незначительных сложностях.
- Сложность восстановления нормального психологического состояния во время вспышки.
- Сложность в выражении и обосновании причин возникновения гнева.
- Отсутствие понимания негативного воздействия вспышки школьника на окружающих людей.
- Безрассудное поведение.
- Агрессивные проявления, угрозы, желание нанесения насильственных действий.
- Обвинение посторонних лиц в своем агрессивном поведении.
- Успокоение после серьезного замечания, разговора.
Причины проявления гнева у школьника могут быть самые разнообразные. Зачастую они связаны с образовательным процессом, взаимодействием с учителями, отношениями внутри класса, с одноклассниками. Если родители заметили проблемы в самоконтроле негативных эмоций ребенка, то необходимо оказать ему своевременную помощь, научить восстанавливать душевное равновесие.
Способы управления гневом
Чем раньше школьник овладеет навыком контроля гневного состояния, тем меньше проблем ожидает его в дальнейшей жизни. Роль родителей в данном вопросе очень велика. Именно от их правильного подхода к проблеме зависит успех ее решения. В этом могут помочь следующие советы:
- Выдержка паузы. В момент проявления гнева ребенок крайне сложно воспринимает обращенную к нему речь. Именно поэтому в такой момент не стоит его ругать и критиковать. Повышенный тон со стороны мамы или папы только усиливает негативные эмоции. Противостоять им становится довольно сложно. Правильно выдержать паузу, дать ученику высказаться, выплеснуть эмоции. Это поможет понять его точку зрения, а также не сдерживать негатив внутри себя. Далее следует спокойным тоном (возможет и телесный контакт) объяснить, что подобное поведение – отрицательно сказывается на окружающий. Важно вовремя уметь остановиться.
Также разумно оставить ребенка на некоторое время одного. Это позволит ему осмыслить сказанное и содеянное и прийти в нормальные чувства.
- Дыхательная гимнастика, счет. Чтобы научить школьника предотвращать приступ гнева, важно потренировать с ним дыхательную гимнастику. Такой способ позволяет своевременно сдержать наплыв отрицательных эмоций, перевести его в мирное русло. Несколько глубоких вдохов помогают обрести равновесие, переключить мысли с одного предмета на другой.
Аналогичным эффектом обладает и последовательный счет, например, от одного до десяти. Если ребенок склонен к частым эмоциональным всплескам, то такой совет является наиболее эффективным.
Медленный осмысленный счет также переключает мысли, помогает обрести самоконтроль.
- Изучение словаря чувств. Проявление гнева и агрессии у школьников часто сопровождается криком, бросанием предметов или даже дракой. Это случается в тех случаях, когда ребенок не может по-другому выразить свои эмоции. Помочь в этом может применение определенных слов, иллюстрирующих его внутреннее состояние. К их числу относится: «раздражение», «злость», «тревога» и др. Важно научить ученика применять их в контексте и апеллировать вместо негативных действий. Это могут быть предложения: «Отстань, ты меня раздражаешь!», «Я очень зол на тебя, отойди!» и др.
- Поиск способа выхода гнева. В момент испытания человеком чувства гнева в его крови резко увеличивается уровень адреналина, учащается сердцебиение и повышается артериальное давление. Такие проявления увеличивают физическую активность, делают голос еще громче. Именно поэтому подобную энергию следует уметь перенаправлять. Выплеснуть гнев можно с помощью бега, крика на открытом пространстве, ударов по боксерской груше. Такая разрядка поможет очиститься от нехорошей энергии и не нанести вреда окружающим.
- Сопереживание. Разделение эмоций ученика – это очень эффективный способ. Ребенку важно чувствовать поддержку и понимание со стороны родителей. Если ему сопереживают, он испытывает безопасность. В такие моменты важно выслушать чадо, дать ему выговориться, расположить себе. Откровенность детей очень важная составляющая гармоничных отношений. Когда раздражение пойдет на спад, следует спокойно и детально поговорить о том, что является предметом и причиной гнева, объяснить, что подобные эмоции не должны перерастать в агрессию. Главное не переборщить с наставлениями и нравоучениями.
Независимо от того, что разгневало школьника, в силах родителей научить его справляться со своими негативными эмоциями. Такие навыки помогают самому ученику безболезненно выходить из подобных ситуаций, а также не переводить их во что-то более плохое: ссору, драку, проявление жестокости.