Тайм-менеджмент для педагогов
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
В обязанности педагога входят задачи, о которых дети и родители даже не подозревают. Кроме подготовки и проведения уроков, а также оценки школьных знаний, работа учителем предполагает участие в педсоветах и составление ведомостей. При этом нужно успеть выполнить домашние дела, проявить заботу о родных. При высокой загруженности у преподавателей не всегда остается время на отдых. Многие педагоги не везде успевают, поэтому стоит научиться использовать методику тайм-менеджмента.
Что такое тайм-менеджмент
Учителя обычно не успевают выполнять поставленные задачи, так как не умеют правильно организовать свое время. При этом на их фоне выделяются педагоги, которые при высокой нагрузке эффективно выполняют свои обязанности и успевают тратить время на личные интересы. Если в вашем окружении нет людей, способных оказать помощь в поиске решения вопросов неуспеваемости, то лучше задуматься над изучением тайм-менеджмента.
Под данным термином понимают набор техник и методик, позволяющих научиться управлять временем для повышения эффективности. В основе тайм-менеджмента лежит 3 составляющие – цель, представляющая собой реальную мечту, практическое осмысление своей профессии или разработка стратегии достижения поставленной задачи, планирование.
Данное направление стало популярным среди бизнесменов, поскольку все хотят уделять больше времени семье или своим интересам, а не работе.
С освоением тайм-менеджмента у преподавателей не должно возникнуть трудностей, так как все процессы, на которых основан тайм-менеджмент, давно им известны. Сейчас по данной теме можно приобрести книги в магазине или скачать из интернета. Для более наглядного представления техник запишитесь на специальные курсы. Не пожалейте потратить деньги, ведь в результате можно облегчить свою работу и наполнить жизнь яркими моментами.
Этапы тайм-менеджмента
По причине большой загруженности домашними делами и рабочими обязанностями нередко из головы учителей вылетают важные задачи. Они могут прийти в школу без подготовленного материала или проверенных работ, не купить запланированные продукты в магазине. Получается, что им необходимо записывать все, включая незначительные мелочи.
При этом эффективное планирование невозможно без постановки конкретной цели, что и является первой ступенью тайм-менеджмента. Если человек не будет понимать свою цель, то достичь цели будет трудно.
После обозначения всех необходимых дел педагог должен распределить их по значимости. Далее учитель составляет подробный план действий. Специалисты предлагают проводить перспективное планирование. Иными словами человек ставит для себя долговременную цель – на триместр, полугодие или год. Затем он расписывает перечень необходимых дел на неделю, а в конце каждого дня планирует следующий. Наличие ежедневника поможет быстрее ориентироваться.
Цель
Цель должна быть реальной и конкретной. Специалисты по тайм-менеджменту рекомендуют ее визуализировать, то есть представить своё желание. Есть понятие «карта мечты» – на удобном для вашего восприятия формате поместите в центре или вверху фото с основной целью. От нее будут отходить поэтапные задачи, например в виде картинок.
В такой карте можно не расписывать все на каждый день и неделю, достаточно выделить месячные цели для достижения годового результата. Это поможет осознать свои потаенные мечты и пути их достижения. На этапе визуализации цели в голове сразу появляется множество интересных идей. В ежедневнике также в конце полугодия, триместра, месяца и недели рекомендуют указывать главную цель, а уже потом разбивать ее на отдельные задачи.
Необходимо прописать конечный результат. Это должна быть не проста запись год или месяц, а конкретное число.
Разработка стратегии
На следующем этапе тайм-менеджмента преподавателю необходимо записать все действия, которые приведут к результату. А перед этим расписать свои сильные и слабые стороны.
Педагогу нужно оценить, насколько он подготовлен к каждой задаче. Возможно, на некоторые придется затратить больше времени, чем ожидалось. Можно использовать диаграмму «Колесо жизни» в виде круга с 10 секторами-задачами на конкретный период.
В середине круга должно получиться 8 радиусов, на которых ставится оценка затрат по времени по 10-бальной шкале. Если при соединении всех отметок получается ровное колесо, то человек правильно распределяет время. Иначе будет видно, какой задаче отдается слишком много внимания, а какой уделяется меньше. Нужно постараться правильно перераспределить нагрузку.
Оценка хронотипа покажет, когда стоит выполнять основную часть дел. Активность «жаворонков» высокая в утренние часы, а совам легче реализовать свои проекты в послеобеденное или вечернее время. При этом учителям приходится вставать ранним утром, поэтому засиживаться ночью слишком долго нельзя.
Результатом разработки стратегии станет перечень всех дел и задач с конкретным временем их исполнения.
Планирование
Когда перед педагогом лежит список дел, то следует выяснить приоритетность. Из-за характера работы, часть задач будет строго привязана ко времени, поэтому будет первостепенной. Для облегчения процесса рекомендуют использовать систему четырех квадратов.
Все дела нужно распределить на 4 категории:
- Срочно и важно. Сюда входят обязательные ежедневные задачи, невыполнение которых повлечет ряд проблем. Эти дела обязаны выполнить только вы, поручить их другому человеку нельзя. Их количество не может превышать 2. По завершении идите дальше.
- Не срочно, но важно. Эти дела необязательно выполнять сразу. Проблем не возникнет, если учитель перенесет их на более поздний срок. Выполнение таких задач рассматривается на перспективу.
- Срочно, но не важно. Данные дела не отразятся на повседневной жизни. Их выполнение можно перепоручить, поскольку не требуется прямое участие. В этом квадрате многие распределяют свое время нерационально, поэтому его можно перераспределить на предыдущие задачи.
- Здесь педагог освобождает личное время на выполнение более важных дел. Их можно перенести или полностью вычеркнуть.
Одним из главных навыков при освоении тайм-менеджмента – умение сосредоточиться. При составлении плана старайтесь не отвлекаться, пока он будет не окончен. Если потратить 10% времени на планирование дел, то сократите 90% при его реализации.