10 вариант ОГЭ
по русскому языку
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
ЧАСТЬ 1. Изложение ОГЭ об искусстве чтения по тексту Ильина
ЗАДАНИЕ 1. Прочтите текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. Поймут ли? Почувствуют ли то, что любило его сердце? От этого зависит так много. И прежде всего – состоится ли у него желанная духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он писал свою книгу?
И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. Перед нами чувства, идеи, образы, целое здание духа, которое дается нам как бы при помощи шифра. Оно скрыто за буквами, общеизвестными словами и образами. Жизнь, яркость, силу, смысл должен из-за них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: книга пройдет мимо него.
Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так. Ведь настоящий читатель отдаёт книге все своё внимание, все свои душевные способности, которые необходимы для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к механическому соединению слов. Оно требует твердого желания услышать голос автора.
Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние. Оно помогает чувствовать связь с другими людьми и вместе с автором постигать сущность мира. Читать – значит искать и находить, потому что читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить – значит творить.
(По И.А. Ильину)
ЧАСТЬ 2. Тест ОГЭ по русскому языку
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- история человека есть (предложение 1)
- рост человеческой мощи выражается (предложение 2)
- она противоположна (предложение 3)
- прогресс есть (предложение 4)
- жизнь есть свобода (предложение 5)
-
Ответ
3, 5
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 простое двусоставное.
- Предложение 2 односоставное определенно-личное.
- В предложении 3 есть обособленное уточняющее обстоятельство.
- В предложении 4 использовано составное именное сказуемое.
- Части 5 предложения связаны бессоюзной связью.
-
Ответ
1, 4, 5
ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Обособляются приложения, выраженные именами собственными и относящиеся к нарицательным существительным, если они имеют уточняющий характер и располагаются после определяемых слов. Б) Однородные члены предложения, соединенные сочинительным союзом И, не отделяются друг от друга запятой. В) Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая. |
1) Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. 2) Все в доме привыкли к его небрежным манерам, к его отрывочным речам. 3) Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем. 4) Он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова! 5) Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия, но охотно его слушал. |
-
Ответ
4, 5, 1
ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Как известно (1) люди называют жестокость человека “зверской” (2) но это страшно несправедливо (3) и обидно для зверей: зверь никогда не (4) может быть (5) так жесток (6) как человек (7) так артистически (8) так художественно жесток.
-
Ответ
1, 2, 6, 7, 8
ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- ПРИЕХАТЬ – приставка ПРИ пишется в значении «неполнота действия»
- Девушка ЮНА – в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано
- ГОРИЗОНТ – написание гласной в корне определяется подбором однокоренного слова.
- Много ТУЧ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется
- ЧЕРЕСЧУР – написание согласной на конце приставки зависит от лексического значения.
-
Ответ
2, 4
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Как пол..(1)гается, на улице выр..(2)внялись, будто по линейке, игрушечные домики. Перед домик..(3)м дог…(4)рает костёр, кипит чай в котелке, колышется на беч..(5)вках бельё — и всё это хозяйство медленн..(6) движется вниз по реке. К..(7)раваном тянутся огромные плоты, насчитывающие по пятидесяти тысяч брёвен. Пр..(8)вести такую гр..(9)мадину по своенравным поворотам в течении реки — большое искусство.
-
Ответ
2, 3, 4, 6, 8, 9
ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «пропуск» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
(Пропуск), отпечатанные в главной типографии министерства, были трех родов: постоянные, разовые и недельные.
-
Ответ
пропуска
ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «легко сделать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
-
Ответ
сделать с легкостью
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(3)Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво падала на землю, усыпанную мягким песком. (4)И тут только не зевай.
(5)И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. (6)Она покатилась к бачку с водой, где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. (7)Груша подкатилась к ее ногам, но девочка ничего не заметила. (8)Что это было за мгновение! (9)Волнение сдавило мне горло. (10)Я был от груши довольно далеко. (11)Сейчас девочка оторвется от кружки и увидит ее. (12)На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, упав у самых ног девочки. (13)Она надменно взмахнула косичками и отстранилась, но, поняв, в чем дело, нахмурилась.
(14) – Сейчас же отдай, – сказала она, – я ее первая заметила.
(15)Бессилие лжи было очевидным. (16)Я молчал, чувствуя, как развратная улыбка торжества раздвигает мне губы. (17)Это была великолепная груша. (18)Я такой еще не видел. (19)Огромная, она не укладывалась на моей ладони, и я одной рукой прижимал ее к груди, а другой очищал от песчинок ее поврежденный от собственной тяжести, сочащийся бок. (20) Сейчас мои зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на девочку наглыми невинными глазами.
(21)Но тут на беду подходит к нам воспитательница из группы девочки – тетя Вера.
(22) – Что случилось, Леночка? – медовым голосом спросила она.
(23) – Он взял мою грушу, тетя Вера, – ответила Леночка, ткнув пальцем в мою сторону. (24)– Я пила воду и положила грушу на землю. – добавила она бесстыдно.
(25) – Все врет она, – перебил я ее, чувствуя, что вообще-то я мог у нее отнять грушу и потому мне могут не поверить.
(26)– Ну, хорошо, – сказала тетя Вера, – как поступают хорошие мальчики, когда они находят грушу?
(27)Я затосковал. (28)Я почувствовал непрочность всякого счастья. (29)Я знал, что и плохие и хорошие мальчики съедают найденные груши, даже если они червивые. (30)Но тетя Вера ждала какого-то другого ответа, который явно грозил потерей добычи. (31)Поэтому я молчал.
(32) Тогда тетя Вера обратилась к Леночке:
(33) – Как поступают хорошие девочки, когда они находят грушу?
(34)– Хорошие девочки отдают грушу тете Вере, – ласково сказала Леночка.
(35)Такая грубая лесть слегка смутила воспитательницу. (36)Она решила поправить дело и сказала:
(37)– А для чего они отдают грушу тете Вере?
(38)– Чтобы тетя Вера ее скушала, – сказала Леночка, преданно глядя на воспитательницу.
(39) – Нет, Леночка, – мягко поправила она свою любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: – Груша пойдет на компот, чтобы всем досталось.
(40)С этими словами тетя Вера отобрала у меня грушу и, не зная, куда ее положить, сунула в развилку ствола, как бы вернув плод ее настоящему хозяину.
(41)Тетя Вера взяла Леночку за руку, и они удалились, мирно беседуя. (42)Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.
(43)Убедившись, что грушу невозможно достать, я, как это ни странно, довольно быстро успокоился. (44)Мысль, что моя груша пойдет на общий компот, доставляла взрослое удовольствие. (45)Я почувствовал себя взрослым государственным человеком, одним из тех, кто кормит детей детского сада. (46)Об этом нам часто напоминали. (47)Я похаживал возле дерева, солидно заложив руки за спину, никого не подпуская слишком близко. (48)Как бы между прочим, пояснял, что грушу нашел я и добровольно отдал на общий компот. (49)Тогда я еще не знал, что лучший страж добродетели – вынужденная добродетель.
(50)За обедом я не просил ни добавок, ни горбушек. (51)Я просто понял, что горбушек не может хватить на всех. (52)А если так, пусть они достаются другим.
(53)Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.
(По Ф. Искандеру)/div>ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- За обедом рассказчик не просил добавки, поскольку понимал, что еды может хватить не всем.
- Рассказчик отобрал грушу у девочки, поскольку часто недоедал.
- Тетя Вера забрала грушу у ребят, чтобы съесть ее.
- Мысль о том, что груша пойдет на общий компот приносила рассказчику удовольствие.
- По мнению рассказчика, лучший страж добродетели – вынужденная добродетель.
-
Ответ
1, 4, 5
ЗАДАНИЕ 11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
- И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю.
- Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.
- Бессилие лжи было очевидным.
- Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.
- На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки.
-
Ответ
2, 5
ЗАДАНИЕ 12. Найдите в тексте синоним к слову ШЛЕПАЕТСЯ (предложение 5). Выпишите этот синоним.
-
Ответ
падает/падала/падать
ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ по русскому языку
СОЧИНЕНИЕ 13.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания В.Г. Короленко: «Русский язык … обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ 13.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ 13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему “Какого человека можно назвать щедрым?”. Дайте определение слову ЩЕДРОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.