8 вариант ОГЭ
по русскому языку
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
ЧАСТЬ 1. Изложение ОГЭ о споре по тексту Лихачёва
ЗАДАНИЕ 1. Прочтите текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение.
Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Если что-либо неясно в позиции противника, он задает ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
Нет ничего красивее в споре, чем в случае необходимости признать полную или частичную правоту оппонента. Этим вы завоевываете уважение окружающих, этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. Но человек не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или из трусости, из карьерных соображений. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений, или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не оскорбляя его самолюбия.
Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведется умелыми и умными противниками.
(По Д.С. Лихачеву)
ЧАСТЬ 2. Тест ОГЭ по русскому языку.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- птицы учатся (предложение 1)
- они не способны (предложение 2)
- развитие речи не сводится к имитации (предложение 3)
- контекст играет важную роль (предложение 4)
- феномен распространён (предложение 5)
-
Ответ
1, 5
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 простое, осложненное сравнительным оборотом.
- Предложение 2 сложносочиненное.
- В предложении 3 три грамматические основы.
- Вторая часть сложноподчиненного предложения 4 осложнена приложением.
- В первой части предложения 5 использовано составное именное сказуемое.
-
Ответ
2, 3, 4
ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Между однородными придаточными частями сложноподчиненного предложения, связанными сочинительным союзом, не ставится запятая. Б) Вводное слово, стоящее в середине предложения, выделяется запятыми. В) Два деепричастных оборота, соединенные союзом И, запятой не разделяются. |
1) С первого же дня, как он увидал Катюшу, Нехлюдов почувствовал прежнее чувство к ней. 2) Так же, как и прежде, он не мог без волнения видеть теперь белый фартук Катюши, не мог без радости слышать её походку, её голос, её смех, не мог без умиления смотреть в её чёрные глаза, не мог, главное, без смущения видеть, как она краснела при встрече с ним. 3) Он чувствовал, что влюблён, но не так, как прежде, когда эта любовь была для него тайной. 4) Теперь он был влюблён, зная это и радуясь этому. 5) В глубине души он знал, что ему надо ехать и что незачем теперь оставаться у тёток, знал, что ничего из этого не могло выйти хорошего. |
-
Ответ
5, 2, 4
ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души.
-
Ответ
1, 2, 3, 4, 7, 8, 9
ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- ТУШЁНКА – в отглагольных существительных после шипящих пишется Ё.
- ПРОСМОТРЕЛ – написание приставки зависит от значения.
- НЕМЕЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на Ц пишется суффикс К.
- УРАВНЕНИЕ – написание чередующейся гласной корня зависит от ударения.
- ИЗРАНЕННЫЙ (солдат) – в отглагольных прилагательных и причастиях пишется НН, если есть приставка.
-
Ответ
1, 3, 5
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
Матерью рек русских издавн..(1) называли люди Волгу. Из-под сруба ст..(2)ринной ч..(3)совенки близ деревеньки Волгино-Верховье вытекает неприметный ручеёк, через который перекинут бревенч..(4)тый мостик. Не поодиночке, а кар..(5)ваном тянутся огромные пл..(6)ты, насчитывающие по пятидесяти тысяч брёвен. Пр..(7)вести такую гр..(8)мадину по своенравным поворот..(9)м в течении реки — большое искусство.
-
Ответ
1, 2, 3, 4, 5, 9
ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «полоскать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Аня в данную минуту (полоскать) бельё в ванне, а Петя играет на гитаре.
-
Ответ
полощет
ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «Машин друг», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
-
Ответ
друг Маши
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(2) – Скучно, – сказала девочка. (3) – Мы там недавно были.
(4) – Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик.
(5) – Жарко, – ответила девочка. (6) – Солнце слепит глаза, и ничего не видно.
(7) Они сидели поджав ноги. (8) Мальчики спиной ко мне – я видел их тоненькие шеи. (9) А девочка – лицом. (10) У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (11) Ребята только что вылезли из моря.
(12) – Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я.
(13) Они посмотрели на меня, и девочка сказала:
(14) – Каждый день придумывают одно и то же. (15) Скучно…
(16) – А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик.
(17) – Да, тяжёлое ваше дело.
(18) Они вздохнули. (19) Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.
(20) – А знаете что, – сказал я, – вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать.
(21) Только обязательно.
(22) – Интересно. (23) А кто будет первым вожаком? – спросила девочка.
(24) – Ну кто? (25) Кто-нибудь из вас троих.
(26) – Нас не трое, – сказал второй мальчик. (27) – Нас четверо. (28) Сейчас ещё Димка придёт.
(30) – Димка у нас странный, – сказала девочка.
(31) – Чем же он у вас странный?
(32) Она засмеялась:
(33) – Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.
(34) – А однажды он устроил там обсерваторию, – сказал первый мальчик. (35) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.
(36) – А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем. (37) Иду я. (38) Тихо. (39) И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (40) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (41) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис. (42) А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (43) Смотрю – никого. (44) Один Димка на берегу и кричит все эти слова. (45) Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (46) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».
(47) – С морем? – удивился я.
(48) – Ну да. (49) Оно ведь живое.
(50) И в это время появился сам Димка. (51) Он летел стрелой. (52) Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные.
(53) Ребята повернулись в его сторону.
(54) – Я видел, я видел гремучую змею! – сказал Димка. (55) – Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (56) Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (57) Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (58) И я примчался за вами.
(59) Мальчишки тут же вскочили.
(60) – А она нас не укусит? – спросила девочка.
(61) – Трусиха! – сказал первый мальчик.
(62) – Девчонка! – поддержал его второй. (63) – Пошли, Димка, без неё.
(64) – Что ты, – сказал Димка девочке и тихо добавил:
(65) – Эта змея обыкновенный уж. (66) Про гремучую я придумал для интереса. (67) И убивать мы её не будем. (68) Ужи – безвредные змеи.
(69) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
(70) Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (71) Он научит их всех мечтать…
(по В. Железникову)
ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Ребята считали Диму странным.
- Ребята решили выбирать себе вожака, потому что им было скучно.
- На скале в море Дима однажды устроил обсерваторию.
- Дима нашел змею и хотел ее убить, чтобы добыть яд для лекарств.
- Девочке было неинтересно смотреть на змею, поэтому она не пошла с ребятами.
-
Ответ
1, 3
ЗАДАНИЕ 11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис.
- Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
- Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.
- Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!
- Он летел стрелой.
-
Ответ
1, 5
ЗАДАНИЕ 12. Найдите в тексте антоним к слову СКУЧНО (предложение 15). Напишите этот антоним.
-
Ответ
интересно
ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ по русскому языку
СОЧИНЕНИЕ 13.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Л. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ 13.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения: «Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. Он научит их всех мечтать…»?
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ 13.3.
Напишите сочинение-рассуждение на тему “Что значит быть мечтательным человеком?”. Дайте определение слову МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.