Как воспитывать детей с учетом их типа восприятия

Время чтения: 6 мин. 55 сек
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
    1. Как воспитывать детей с учетом их типа восприятия
    2. Как учитывать особенности визуала
    3. Как учитывать особенности аудиала
    4. Как учитывать особенности кинестетика
    5. Как определить тип восприятия информации у ребенка
    6. Полезные советы

Порой не только родителям, но и воспитателям с учителями бывает непросто найти подход к ребёнку. Чтобы значительно облегчить себе жизнь, необходимо знать о трёх типах восприятия у детей. При этом для каждого типа есть свои методики обучения, которые также необходимо учитывать в процессе воспитания.

Рассмотрим основные категории и правильные методы взаимодействия с подрастающим поколением.

Как воспитывать детей с учетом их типа восприятия

Каждый человек по разному воспринимает информацию и окружающий мир в целом. Есть люди, которые хорошо воспринимают данные на слух, другие предпочитают рассматривать объект и считать с него информацию таким образом, а третьим необходимо потрогать предмет, почувствовать его запах или вкус. Чаще всего человек одновременно использует все три способа, но ведущий канал восприятия всего один и именно он позволяет усваивать информацию более качественно.

Все дети делятся на: аудиалов, визуалов и кинестетиков. Когда родители или учителя знают тип восприятия ребёнка, то им значительно проще определить природу возникновения определённых трудностей непосредственно во время обучения. То есть, трудности можно устранить и сделать обучающий процесс более лёгким, ребёнок сможет усваивать намного больше информации. Также улучшится и качество взаимодействия между учителем и учеником. Процесс развития станет более простым и приятным. Таким образом у подрастающего поколения не будет пропадать тяга к знаниям.

Рассмотрим основные типы восприятия информации у детей и разберёмся, как облегчить процесс обучения.

Как учитывать особенности визуала

Визуалов отличить от детей других типов можно по речи. Достаточно прислушаться. Если малыш часто говорит «Видели?! Видели?!», «Красивый…», «Вы посмотрите!» и другие похожие фразы, то велика вероятность, что ребёнок относится именно к этому типу людей. Такие малыши нередко тараторят и очень быстро обрабатывают полученные данные. Вот основные характеристики детей-визуалов. Чтобы наладить с ними контакт, необходимо говорить на их языке.

В ответ лучше говорить «Да, я вижу» или «Да, я смотрю». То есть, необходимо как бы подстраиваться под его тип восприятия. Тогда вам будет гораздо проще понимать ребёнка и он в ответ начнёт понимать вас.

Учителям и родителям прежде всего следует обращать внимание на собственный внешний вид. Во многом именно от этого фактора будет зависеть, примет ли ребенок вас или других людей. Также необходимо помогать и самому ребёнку выглядеть прилично, так как для визуалов собственный внешний вид имеет огромное значение. Они в первую очередь обращают внимание именно на аккуратность, красоту, яркость красок и достаточно приветливое выражение лица.

В процессе обучения визуалу необходимо показывать больше рисунков и даже давать делать зарисовки. Дома или в детском саду каждому малышу требуются яркие карандаши и фломастеры, бумага или доска для рисования, мелки, тетради и многое другое. Гораздо проще в процессе обучения будет один раз показать, нежели десять раз пытаться объяснить на слух.

У визуала всегда должна быть возможность писать, рисовать или даже чертить. При этом, если во время занятия ребенок сидит с отсутствующим взглядом, то он явно старается осмыслить услышанное. Не стоит в такие моменты отвлекать малыша.

Для визуалов необходимо обозначать финальную цель любого действия. Таких детей часто захлестывают идеи, так как они думают образами и картинками. Именно по этой причине они часто приступают к работе только после того, как поймут, что получат по её окончании.

Дети должны уметь разбивать всю работу на промежуточные этапы и пристальное внимание уделять деталям. Связано это с тем, что они часто начинают выполнять задание и не слушают до конца. Подробности их не интересуют, как и детали. Мысленно визуалы видят лишь итог своих действий.

Очень важно соблюдать личные границы. Если этого не делать, то ребенок может стать достаточно агрессивным. Не исключены истерики или настоящие вспышки гнева. Нередко визуалу необходимо как минимум полтора метра личного пространства. Также ребёнку потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть к человеку и подпустить его к себе. Такие дети очень контактны и общительны, но среди незнакомых или малознакомых людей они могут держаться достаточно отстранённо и даже обособленно. Им неприятно, когда кто-то начинает прикасаться без спроса, переставляет и трогает их вещи.

Очень важно обучить чадо необходимым коммуникативным навыкам. Визуал должен выучить правила вежливого обращения и научиться общаться с малознакомыми людьми. Чтобы малыш стал увереннее, необходимо максимально незаметно помогать ему в принятии правильного решения. Пусть считает, что сделал всё самостоятельно.

Как учитывать особенности аудиала

А каковы основные характеристики детей-аудиалов? Ребёнок с подобным типом восприятия часто будет говорить фразы вроде «Я тебя услышал», «Послушай меня», «Слышишь?». То есть, они могут описывать ситуации фразами вроде «Там было слишком громко, поэтому…» или «Он говорит слишком тихо и нудно». А если вокруг слишком тихо, то дети нередко начинают напевать что-то, говорить сами с собой или даже мурлыкать.

Чтобы наладить контакт с аудиалом, необходимо также подстраиваться под него и говорить «Я тебя услышал/а», «Слушаю» или «Послушай». В таком случае велика вероятность, что ребенок вас действительно услышит, примет информацию к сведению и сделает правильный выбор.

Но как развить аудиальный канал восприятия? Для этого с ребёнком всегда необходимо говорить спокойным голосом. Скорость речи и тембр голоса тоже имеют значение. На эмоциональном состоянии малыша негативно может сказаться любой неприятный звук, крик, угрозы и даже критика. Если аудиал будет испытывать эмоциональный дискомфорт, то велика вероятность, что он станет слишком рассеянным, плаксивым и совершенно потеряет концентрацию. Чтобы ваше дитя было меньше склонно к стрессу, ему необходимо обеспечить комфортную атмосферу дома и в школе.

Если вы уже разобрались, как определить, что ребенок аудиал и сделали верные выводы, то обучайте своё чадо за счёт восприятия на слух. Таким детям очень важно читать вслух, больше рассказывать, объяснять и всё с ними обсуждать. К примеру, чтобы аудиал максимально быстро выучил стихотворение, предварительно необходимо прочитать его вслух несколько раз, объяснить общий смысл непонятных или неизвестных слов.

Ни в коем случае не рекомендуется отвлекать ребёнка от поставленной задачи. К сожалению, аудиалы не приспособлены к тому, чтобы делать несколько дел одновременно. Обычно они сосредотачиваются на чём-то одном. То есть, они не смогут одновременно общаться с кем-то и рисовать. Переключать внимание с одного на другое им тоже довольно сложно. В процессе выполнения задания дети также могут разговаривать сами с собой или шевелить губами. Постарайтесь в этот момент не отвлекать их и не делать никаких замечаний.

Торопить аудиалов ни в коем случае нельзя. Если вы о чём-то спрашиваете, то дайте им время на обдумывание ответа. Ребёнок будет мысленно проговаривать свой ответ и реплики собеседника, думать о том, какой у человека голос, тембр речи и интонация. Именно по этой причине реакция на неожиданные вопросы может быть немного отсроченной.

Не рекомендуется сбивать ритм речи таких детей. Для аудиалов он имеет особое значение. Причиной заторможенности ребёнка часто становится именно ритм речи. При этом, если человек расстроен или находится в состоянии стресса, то этот ритм может ещё сильнее замедлиться.

Дети очень любят общаться со взрослыми и подробно, в деталях, рассказывать о чём-то. С одной стороны, это хорошо. Но с другой необходимо постепенно обучать ребёнка доносить информацию более сжато. Процесс общения приносит им настоящее удовольствие. Визуалы часто задают различные вопросы и надеятся на развёрнутые ответы. Важно уметь спокойно выслушивать таких детей.

Зрительное восприятие и мелкая моторика играют особую роль. Им стоит уделять пристальное внимание, так как визуалы довольно тяжело осваивают письмо и рисование. Стоит чаще предлагать детям прописи, пазлы, лабиринты, картинки с отличиями и т.д. Главное не отвлекать малыша в процессе и всегда поддерживать.

Не стоит забывать и о режиме дня. Впрочем, он важен для детей всех типов. Чтобы ясно мыслить, быть бодрым и здоровым, ребёнок должен достаточно спать, правильно питаться и заниматься спортом.

Как учитывать особенности кинестетика

Дети-кинестетики также имеют особые характеристики. В их жизни важное значения имеют чувства и эмоции. Они часто могут говорить именно о собственных ощущениях. Например, «Я так рад!», «Мне холодно», «Я чувствую голод» и так далее. У таких детей в речи очень много прилагательных. Визуал может говорить о том, какая игрушка красивая и яркая, но кинестетик уделит внимание тому, насколько она мягкая и приятная именно в тактильном плане.

Если у ребёнка и его родителей или учителей совпадают каналы восприятия, то малышу будет намного проще усваивать полученные знания.

Но как воспитывать и обучать ребенка-кинестетика? Если вы желаете его поддержать, то сделать это можно с помощью прикосновений. Иногда достаточно просто погладить малыша по спине или по голове. У кинестетика понятие «личное пространство» не такое, как, например, у визуала. Он не имеет ничего против прикосновений. Таким детям очень важно прикасаться к своему собеседнику. Если вы хотите чем-то подкрепить похвалу, то можете поцеловать малыша или обнять.

Обучать лучше именно за счёт тактильных ощущений. Ребёнок будет великолепно усваивать информацию, если он может потрогать предмет, о котором идёт речь. К примеру, если ребенку необходимо выучить алфавит, то дайте ему пластилин и пусть он вылепит каждую букву. Если вынудить кинестетика смотреть или слушать, он вряд ли сможет усвоить даже 50% информации. Также стоит отметить, что такие дети в процессе обучения крайне редко смотрят в глаза взрослым. Им так намного проще сконцентрироваться и сразу же начать действовать.

Очень важно понимать, что до школы кинестетики нередко копируют поведение родителей и особенно сильно они привязаны к матери.

Как ещё можно обучать ребёнка-кинестетика? Малышу необходимо максимально подробно объяснять поставленную задачу. Ему следует неспешно пояснить действия на каждом этапе. Причём сделать всё необходимо так, чтобы вопросов точно не осталось. В процессе можно активно жестикулировать и прикасаться.

Процесс обучения лучше контролировать. Дети этого типа обычно зацикливаются на каких-то деталях, в результате чего им иногда нелегко понять общий смысл. При этом не стоит торопить ребёнка или ругать его. Не перебивайте его и позволяйте сформулировать мысль до конца. Наводящие вопросы тоже не всегда помогают. Иногда из-за них малыш может начать «зависать», сбившись с мысли.

Чтобы обдумать полученную информацию и сделать соответствующие выводы, кинестетикам требуется время. Им бывает нелегко восстанавливать нить разговора. Такие дети рассказывают всё достаточно подробно, учитывая все нюансы. Таким образом они упорядочивают впечатления.

Иногда бывает нелегко научить кинестетиков доводить дело до логического финала. Их легко отвлечь. Малышу бывает непросто сосредотачиваться на неподвижном объекте. По этой причине важно научить его терпению, аккуратности и старательности.

Чтобы максимально развить каналы восприятия информации ребёнка необходимо организовать ему удобное и безопасное «рабочее» пространство. Такие дети слишком активны, поэтому они постоянно передвигаются, бегают, прыгают, трогают что-то. Приучать кинестетика к порядку придётся долго, ругать его при отсутствии мгновенного результата не следует. Он всё равно не поймёт, что делает не так.

Не заставляйте его долго сидеть на одном месте, но при этом постепенно приучайте к навыкам самоконтроля и умению концентрироваться. Приучать чадо к порядку следует постепенно, но идеальной чистоты в комнате требовать не стоит. Ребёнок не сможет этого добиться и поддерживать постоянно на должном уровне, из-за чего будет чувствовать себя неудачником. В результате может пропасть желание делать что-либо.

Отдельно стоит поговорить о детях-дигиталах, характеристики которых отличаются от всех остальных. Таких очень мало, не более 1-2%. Эти люди могут воспринимать только логику. В их лексиконе обычно преобладают слова «понимать», «знать», «анализировать» и им подобные. Такой малыш не отстанет от вас, пока не разберётся в работе двигателя автомобиля или другой теме, которая его серьезно заинтересует. Он будет обращать внимание на каждый нюанс, пока не составит подробную картинку в своей голове.

Дети с дигитальным типом восприятия нередко становятся учёными, исследователями, программистами, шахматистами или приобретают другие профессии, где очень важна логика, усидчивость и внимательность. Чтобы донести до ребёнка свои мысли, следует использовать преимущественно графики, схемы и таблицы.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

В наши дни существует большое количество различных тестов, которые позволяют определить визуал, аудиал или кинестетик ваш ребёнок. Проще всего подключить к этому психолога и вместе с ним провести соответствующие тесты.

Наиболее простой метод создал А. Лурий. Этот человек является основоположником нейропсихологии. Он предложил дать малышу лист бумаги, попросить приложить его ко лбу и попросить написать слово «кот». Таким образом, если слово будет написано слева направо и читается правильно, то вы взаимодействуете с визуалом. Но если слово будет читаться как «ток», то ребенок — кинестетик.

Впрочем, если немного понаблюдать за ним, то очень скоро всё станет ясно и без тестов.

Полезные советы

Необходимо понимать, что дети одновременно задействуют все каналы восприятия информации. Но какой-то их них развит в большей мере. Именно по этой причине для учителей есть особые рекомендации.

В классе бывает непросто найти подход к каждому. Но если большая часть детей, например, визуалы, то упор можно делать именно на них, добавляя элементы, которые позволят запоминать и усваивать информацию аудиалам и кинестетикам.

Главное не торопить детей и не ругать, если что-то не получается с первого раза. Это совершенно естественно. Если приложить немного усилий, то успех будет гарантирован.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Gimnaziya№1
Что нужно для домашнего обучения

В статье рассказываем, что нужно для домашнего обучения, почему семейное нельзя путать с надомным, и как организовать процесс, чтобы ребенок учился сам.

Gimnaziya№1
10 страхов ребенка в школе: как с ними справиться

В статье психолог Онлайн Гимназии №1, эксперт по детско-родительским отношения Александра Гуливицкая расскажет, откуда берутся страхи у ребенка в школе, как с ними бороться.

Gimnaziya№1
О современном дистанционном обучении: технологии, методики преподавания, практики

Из статьи вы узнаете, как происходит обучение с применением дистанционных технологий. Какие есть современные методики преподавания и программы дистанционного обучения в школе.

Gimnaziya№1
Как не злиться на родителей: причины злости и что делать

Злость может появляться не только из-за конкретных детских обид, но и из подсознательного чувства. Рассказываем как перестать обижаться на маму и папу.

Gimnaziya№1
Дети и игровая зависимость: знать и предупредить

Предупредить детскую игровую зависимость (аддикцию) можно заранее. Рассказываем, как выявить, на что обращать внимание и когда бить тревогу.

Gimnaziya№1
Прокрастинация у детей

В статье рассказываем, что такое прокрастинация, причины ее возникновения у детей. А также приведем эффективные способы борьбы с детской прокрастинацией.

вверх