Использование интеллект-карт на уроках биологии
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Школьникам приходится запоминать большое количество информации из разных дисциплин во время обучения, но не всем это дается легко. Обычное заучивание конспекта при подготовке к ответу и проверочным работам не всегда приносит положительный результат. Такой способ обычно помогает сохранить в памяти информацию лишь на непродолжительный период, а в долгосрочной перспективе все труды оказываются напрасны. Чтобы быть всегда подготовленным, эксперты рекомендуют по каждой теме составлять интеллект-карту.
Что такое интеллект-карта
Под этим понятием педагоги представляют схематическое изображение какой-либо информации. Это может быть отдельный вопрос или целый конспект тем. Ментальные карты помогают отобразить информацию в визуальной форме, что значительно облегчает ее запоминание, упрощает процесс мышления. Согласно народной мудрости, запомнить можно только увиденное, а понять – то, что сделаешь сам.
Такой вариант обладает рядом плюсов в сравнении с другими формами подачи данных. Осваивать информацию в табличном или графическом виде для мозга неестественно, а интеллект-карта с позиции нейрофизиологии объединяет работу обоих полушарий мозга. Это позволяет человеку более логически мыслить при взгляде на представленные данные, поэтому их восприятие становится более полным.
Если посмотреть на интеллект-карту, то можно увидеть иерархическую связь между отдельными элементами. В такой форме школьнику легче отслеживать причинно-следственные линии, делать необходимые выводы и систематизировать полученные знания.
Плюсы применения
Интеллект-карты были придуманы психологом, который изучал человеческий мозг и увидел, как осуществляется передачи информативной связи между нейронами – во все стороны. Стрелки между блок-схемами и являются моделями ассоциативных связей.
Основной вопрос, задача, тема пишутся в центре или в верхней части листа. Для удобства главные пункты рекомендуется оформлять в геометрической фигуре, чтобы карта напоминала блок-схему. Упростит запоминание также выделение отдельных тематических моментов другим цветом. Если разные элементы будут схожи по очертаниям и цвету, то они будут образовывать целостную картину в мозге.
После обозначения подпунктов темы под ними можно указать главные моменты, раскрывающие их. Дополнительно рекомендуется сделать небольшие зарисовки, чтобы правильные ответы быстрее «всплывали» в голове.
В обычном конспекте нужные слова или фразы могут находиться на разных страницах, поэтому часто теряются в большой массе друг слов. При этом школьник не может при подготовке связать все ключевые понятия, так как у него не возникает необходимых ассоциаций. В обычном конспектировании представлен однообразный перечень пунктов с информацией, который обедняет ассоциативный ряд. Это приводит к потере важных связей между ними. Также школьникам приходится записывать много ненужных данных, что становится причиной потери времени на прочтение, обработку информации и поиск ключевых моментов.
Построение интеллект-карты на уроках биологии
Выше было сказано, что создание ментальной карты начинается от обобщающего понятия или главной темы.
Рассмотрим пример ее создания по вопросу «клетка»:
- центральный образ указываем или изображаем в центре листа;
- от него рисуем линии первого уровня, на концах которых пишем слова, являющиеся ассоциациями к основным понятиям (они должны раскрывать главную идею и выделяются разными цветами);
- далее при необходимости изображаем ветки второго уровня;
- для лучшего запоминания в возможных местах изображаем ассоциативные рисунки или символы;
- при необходимости соединяем отдельные понятия, относящиеся к разным веткам.
В данной теме выделяют 4 основных подпункта – уровни клеточной организации, виды клеток в природе, общность химического состава и структурной организации клеток. Под каждым блоком выделяют серию вопросов, рядом с которыми отмечают ключевые моменты.
Современным школьникам доступны различные технические возможности для построения интеллект-карт, что позволяет затратить на процедуру минимальное количество времени и сделать информацию более легкой для усвоения.
Созданная интеллект карта позволяет не тратить время на запоминание 7 страниц текста, который включает несколько сотен слов. Достаточно освоить ключевые понятия, и необходимая информация при их воспоминания сама отобразится в голове.
При этом для долговременной памяти недостаточно 1 раз составить и изучить на ментальную карту. Количество повторений зависит от объема информации и срока до проведения проверки знаний. Оптимальным вариантом подготовки к экзамену считается составление интеллект-карт в начале изучения курса. При этом не все школьники узнают о них в нужный период, поэтому подобные манипуляции рекомендуют начинать хотя бы за год до экзамена.
Повторения в этом случае проводятся после подготовки интеллект-карты по конкретной теме. Первую процедуру проводят через 10 мин., затем период перерыва будет постепенно увеличиваться – спустя 1 день, 1 неделю, 1 мес., 3 мес., 6 мес., 1 год. Первое повторение должно длиться не менее 10 мин., последующие – от 2 до 4 мин. Во время данной операции ученик должен пробовать воссоздать карту по памяти, а потом уже сравнивать свой вариант с оригиналом.
Если строить ментальную карту с помощью компьютера, то будет легче ее расширять и вносить изменения. Для создания можно использовать программу PowerPoint или Mind Maps.
Благодаря интеллект-картам школьники осознанно выделяют ключевые моменты одной темы, определяют их взаимосвязь, что позволяет представить всю информацию в компактном виде. Это не только упрощает ее усвоение, но и гарантирует надежную фиксацию в памяти на долгосрочный период.